Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:03, курсовая работа
Цель работы. Построить тренды некоторых наиболее важных показателей социально-экономического развития территории.
Задачи работы:
1. Дать характеристику основным социально-экономическим
показателям области
2. Описать задачи и пути совершенствования социально-экономической статистики
3. Дать анализ социально-экономического развития хозяйства региона
4. Рассмотреть рекомендации и мероприятия по совершенствованию
социально-экономического развития территории.
Введение……………………………………………………...………………...… 3
1. Технико-экономическая характеристика республики Татарстан..………… 5
2. Основные итоги социально-экономического развития хозяйства региона на примере трех различных муниципальных районов…………..…………….....10
3. Разработка вариантов социально-экономического развития региона……..27
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………………………………………….. 37
Строительная деятельность. По данным Росстата объем выполнения строительно-монтажных работ по Нижнекамскому муниципальному району за 2011 г. составил 18,0 млрд.руб., в 2010 году данный объем составлял 16,4 млрд.руб. Рост выполнения строительно-монтажных работ составил 10,9 %. В 2011г. году сдано в эксплуатацию 123,8 тыс.кв.м. жилья ,( в 2010 году было сдано – 130,5 тыс.кв.метров), в том числе по программе социальной ипотеки 19,4 тыс.кв.м, индивидуального жилищного строительства – 33,0 тыс.кв.м, коммерческого строительства – 71,4 тыс.кв.м. Уровень обеспеченности с учетом ввода жилья за 2011 год составил 22,0 тыс.кв.м. на одного человека.
Объем инвестиций в основной
капитал предприятий
По источникам финансирования удельный вес собственных средств организаций, используемых на инвестиционные цели, составил около 20%. В структуре привлеченных средств доля кредитов банков составила 79,9%, доля бюджетного финансирования 0,7%. Лидерами инвестиционной деятельности являются ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ТАНЕКО», ОАО «Татнефть». Транспорт. В 2011 году было заключено 22 договоров и контрактов с транспортными предприятиями на перевозку пассажиров по городу и району на сумму 26,7 млн. руб.
В 2011 году было произведено 741 тыс. тонн всех видов пластиков. В ближайшей перспективе мощности по их выпуску увеличатся за счет организации производства АБС – пластиков мощностью 60 тыс. тонн в год.
ОАО «Нижнекамскшина В 2011 году предприятиями выпущено 12,5 млн. штук шин, покрышек и камер резиновых, по сравнению с 2010 годом производство увеличилось на 12,9%, реализовано продукции собственного производства, услуг на сумму более 39 млрд. рублей. Индекс промышленного производства составил 109,2 %.
Теплоэлектроцентралями г.Нижнекамска отгружено потребителям 5,3 млрд. кВтч электроэнергии, 15,8 млн. Гкал тепловой энергии. Индекс промышленного производства составил 112,6%. ООО «Камэнергостройпром В 2011 году предприятием отгружено товаров собственного производства на 1,5 млрд. рублей, индекс промышленного производства составил 116,0%.
3. Разработка вариантов социально-экономического развития территории
В целях повышения уровня
социально-экономического развития региона,
в республике Татарстан разработана
Концепция социально-
Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2011-2015 годы (далее Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы.
В Программе дана характеристика социально-экономическому развитию основных муниципальных районов, нашли отражение приоритетные сферы жизнедеятельности района, проблемы и основные направления для устойчивого развития экономики в целях повышения благосостояния населения.
На 01.01.2011 в районе и городе действует 3911 предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности, 2756 предпринимателей без образования юридического лица, 1 сана2орий-профилакторий, широкая разветвленная сеть объектов образования и дошкольного воспитания, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания и спорта.
В районах находятся органы местного самоуправления района: представительный орган – Районный Совет муниципального района, исполнительный комитет муниципального района, глава муниципального района.
Демографическая ситуация в муниципальных районах пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы снижаются и в 2010 году по сравнению с 2009 годом отмечаются позитивные изменения:
- рост рождаемости (родилось 833 ребенка, что на 36 больше, чем в 2009 году).
- относительно
- на низком уровне сохраняются
показатели младенческой
- за последние 5 лет, в районе не было допущено ни одного случая материнской смертности.
Впервые за последние 4 года снизилась доля смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, с 65 % до 56,8 % в структуре причин смертности населения.
В районе усиливается профилактическая направленность работы лечебных учреждений. Приняты и успешно реализуются районные комплексные Программы «Демографическое развитие района на 2009-2011гг», «Жизнь без табака», «Здоровье».
Причинами миграционного оттока населения являются проблемы экономического и социального характера.
К первым относятся структурные проблемы на рынке труда, возникающие вследствие прохождения технологической модернизации и корпоративной оптимизации рынков, на которых работают предприятия района.
Ко вторым (социальным) относятся проблемы, обусловленные не соответствующим качеством условий для жизни населения на селе, в том числе низким уровнем благоустройства населенных пунктов.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций в республике за 2010 год возросла к уровню предыдущего года на 8,6 % и составила 16 063 рубля. За 2010 год произошло также увеличение государственной социальной помощи населению.
Основной причиной снижение
темпов роста среднемесячной заработной
платы явились необходимость
повышения эффективности
Сложная ситуация складывается
на рынке труда. Продолжается снижение
среднесписочной численности
Спрос на рабочую силу
Спрос на рабочую силу отражает
объем и структуру общественных
потребностей в рабочей силе, представленных
на рынке труда и обеспеченных
соответственно средствами производства
для использования рабочей
При содействии Центра занятости в 2010 году нашли работу 8846 чел., из них 6270 чел. – незанятые граждане.
Сохранялось несоответствие между спросом и предложением на рабочую силу по полу, по профессиональной подготовке, квалификации, по предлагаемой заработной плате.
Требовались: водители категории «Д». В течение года не заполнялись вакансии сельхозфомирований: доярки, животноводы, механизаторы, трактористы, токари.
Сохраняется нехватка специалистов: инженеров, зоотехников, ветеринарных врачей, агрономов на селе.
В 2010г сведения о вакантных рабочих местах поступали из негосударственного сектора экономики.
В основном были востребованы специалисты и рабочие для отраслей торговли и общественного питания. Это: бухгалтеры, повара, продавцы (для торговли характерна высокая текучесть кадров), товароведы, кассиры, официанты для открываемых частными предпринимателями кафетериев, магазинов. Требовались также рабочие и специалисты для работы в строительстве, особенно в летний период. Нехватку работников - и специалистов, и рабочих, испытывает село.
На сегодняшний день в регионе ощущается нехватка высококвалифицированных рабочих кадров и кадров инженерных специальностей. Коэффициент напряженности (отношение численности зарегистрированных безработных, к числу заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках) показывает степень несоответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением. На одну вакансию, заявленную в центр занятости, к началу 2003 г. претендовало до 11 официально зарегистрированных безработных, к началу 2004г.- 17, к началу 2005г - 9 , к началу 2006г -6 безработных, на 1.01.07г – 6, на 1.01.08г - 3,6, на 1.01.09г – 8 чел.
Один из резервов увеличения
налоговых и неналоговых
Основу доходов
На сегодня еще имеются объекты, не поставленные на соответствующий учет, что является резервом доходной части бюджетов поселений. Необходимо продолжить работу по проведению инвентаризации объектов недвижимости, по своевременному оформлению прав собственности и постановке их на налоговый учет для формирования доходной базы.
Важнейшим индикатором экономической стабильности является сохранение налогового потенциала района.
За 2010 год от деятельности предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц мобилизовано 978 млн. 867 тыс. рублей налоговых платежей. Это на 38,9 млн. руб. или на 3,8 процентов меньше, чем в 2009 году.
Основная доля доходов в 2010 году была обеспечена поступлениями НДФЛ (47,7%), НДС (29,1%), налога на прибыль (7,7%).
Основу деятельности управления составляют добыча, подготовка и первичная переработка нефти и газа. С учетом отдаленности Района от крупных промышленных городов стратегически важным является наличие собственного производства молочных продуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, заготовки и переработки рыбы. Все эти виды освоены на территории района средним и малым бизнесом пищевой промышленности (Филиал ОАО «Вамин Татарстан» маслодельный завод», ООО "Икмэк", ООО «Пищекомбинат»).
Темпы социально-экономического развития территории во многом зависят от инвестиций, направляемых в экономику района. В 2010 году инвестиции в основной капитал составили 3475, 4 млн. рублей.
К основным строительным организациям на территории района и города относятся ООО «Актюбинское СМУ», УАД филиала ООО «Татнефтедор», ОАО «Татнефтестрой», ООО «АзПМК» и др.
В 2010 году строительным комплексом района выполнены работы на сумму около 3 млрд. рублей (Ранг по МО РТ - 8), введено 20 тыс. кв. м. жилья (207 квартир), в том числе 40 квартир общей площадью 2,2 тыс. кв. м. по социальной ипотеке, 8 квартир на коммерческой основе. Населением района построено 159 индивидуальных жилых дома общей площадью 17,3 тыс. кв. м.
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, является обеспеченность жильем.
За 2010 год количество жилой площади, приходящейся в среднем на 1 человека, составило 23,2 кв. м. / чел.
По Программе ликвидации
ветхого жилья планируется
Жилищный фонд района представляет собой 11643 дома с общей площадью 1438,9 тыс. кв. м, в т. ч. 359 многоквартирных дома, площадью 718,73 тыс. кв. м., из них 219 домов в городе Азнакаево.
Одна из важных проблем
– обеспечение жителей
Машиностроение в районе представлено ОАО «Азнакаевский завод Нефтемаш».
С 1991 производственные мощности были переориентированы на производство специальной техники на шасси автомобилей. Конструкторская служба завода в кооперации с рядом НИИ разработало более 80 моделей спецтехники для различных отраслей народного хозяйства и силовых структур. Агрегаты типа АНРВ, АНРВ-1УС, АРОК, ПАРМ, ПРМ, АПШ, ГПА, эвакуаторы и другая техника работают практически во всех регионах бывшего государства СССР. В настоящее время завод поставляет свою продукцию, как в страны СНГ, так и в страны дальнего зарубежья.
Оказанием транспортных услуг (пассажироперевозки, грузоперевозки, деятельность такси) в районе занимаются юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
Основными транспортными
предприятиями являются УТТ ОАО
«Татнефть», ООО «Нефтетранс», филиал
ООО «Татбуртранс», Автотранспортный
цех ООО «Татнефть –
Объем транспортных услуг населению и организациям района в 2010 году составляет 1,4 млрд. рублей. Перевезено 1,9 миллионов человек, в том числе на городских маршрутах 711 тысяч человек.
С увеличением платежеспособности населения повышается требовательность потребителей к качеству и ассортименту предлагаемых товаров. Актуальным остается расширение сети общественного питания.
Сельское хозяйство занимает особое место в экономике района. Агропромышленный комплекс района представлен 2 - крупными хозяйствами, 12 - «ООО» и 42 - КФХ. Сельское хозяйство ориентировано на отрасли животноводства - молочно-мясное скотоводство, овцеводство, пчеловодство; возделываются яровая пшеница, озимая рожь, ячмень, гречиха, горох.
Информация о работе Технико-экономическая характеристика республики Татарстан