Технический прогресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:19, реферат

Описание работы

В рассматриваемый период сложились чрезвычайно важные предпосылки для дальнейшего развития производительных сил. 70-90-е годы характеризуются огромными успехами техники, открывшими перед человечеством совершенно новые перспективы.В сферу капиталистического мирового хозяйства вовлекались обширные территории в Африке и Азии. Однако развитие производительных сил отличалось неравномерностью: в одних капиталистических странах шел быстрый технический прогресс, в других, например в Англии и особенно во Франции, обозначилась тенденция к застою, которого капитализм до тех пор не знал.

Работа содержит 1 файл

Технический прогресс.docx

— 25.45 Кб (Скачать)

Технический прогресс

 В рассматриваемый  период сложились чрезвычайно  важные предпосылки для дальнейшего  развития производительных сил. 70-90-е годы характеризуются огромными  успехами техники, открывшими  перед человечеством совершенно  новые перспективы. В сферу  капиталистического мирового хозяйства  вовлекались обширные территории  в Африке и Азии. Однако развитие  производительных сил отличалось  неравномерностью: в одних капиталистических  странах шел быстрый технический  прогресс, в других, например в  Англии и особенно во Франции, обозначилась тенденция к застою, которого капитализм до тех пор не знал.  

 Начавшееся с  70-х годов XIX в. хмассовое производство стали становится одним из важнейших показателей промышленной мощи. Мировая выплавка стали с 1870 г. по 1900 г. увеличилась с 520 тыс. т до 28,3 млн. т. Это увеличение в наибольшей степени падало на страны «молодого», быстро развивающегося капитализма - Соединенные Штаты Америки, Германию и другие,- где были особенно эффективно использованы изобретения Бессемера, а затем Мартена. Открытие в 1878 г. Томасом процесса обесфосфоривания, явившееся технической революцией в металлургической промышленности, разрешило серьезную проблему Для тех стран (например, для Германии), которые располагали залежами фосфористых железных руд. Сталь все более вытесняла другие материалы в производстве машин, рельсов, судов, открывала новые возможности увеличения прочности, скорости, мощности машин, оказывала глубокое воздействие на самую конструкцию многих машин и инженерно-строительных сооружений.  

 Важнейшее значение  для развития производительных  сил имело создание новой энергетической  базы. Паровая машина как единственный  источник двигательной энергии  уже более не могла обеспечить  рост промышленного производства.  

Мартеновский цех  завода фирмы Виккерс (Англия). Фотография. 1894 г. 
 

 В последней  трети XIX в. были найдены средства для значительного расширения энергетической базы промышленности.  

 Паровая турбина,  конструкцию которой разработали  в 80-х годах шведский инженер  Лаваль и независимо от него англичанин Парсонс, вскоре стала серьезным соперником паровой машины, отличаясь гораздо более экономным потреблением топлива и более высоким коэффициентом полезного действия. Все значение этого изобретения полностью определилось лишь тогда, когда паротурбина была объединена в один агрегат с динамомашиной (первые образцы которой появились в 70-х годах) и создан турбогенератор, отличавшийся от прежних источников электрической энергии гораздо большими мощностями и экономичностью.  

 Неуклонный рост  промышленности все более усиливал  потребность в искусственном  освещении заводов и фабрик, торговых  помещений, контор. Однако широкое  использование электричества не  только для освещения, но и  как источника механической энергии  могло начаться лишь после  создания крупных электростанций, расположенных там, где имелось  дешевое топливо (или водная  энергия), и изобретения способов  передачи тока на необходимое  расстояние к потребителям. Успешное  решение этих технических проблем  явилось важным стимулом для  концентрации производства, которая  ранее тормозилась низкой мощностью  и незначительной эффективностью  прежних механических двигателей - паровых машин.  

Машинный зал центральной  электростанции в Берлине. Гравюра  по рисунку А. Кирхера. 1890 г. 
 

 В 70-80-е годы  были предприняты опыты передачи  электроэнергии на расстояние. В  этой области вел исследования  французский ученый М. Депре; одновременно над осуществлением электропередачи успешно работал русский ученый Д. А. Лачинов. Энгельс сразу же отметил, что передача электрической энергии на расстояние «окончательно освобождает промышленность почти от всяких границ, полагаемых местными условиями, делает возможным использование также и самой отдаленной водяной энергии...» (Энгельс - Э. Бернштейну, 1 марта 1883 г., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXVII, стр. 289.)  

 Однако постоянный  ток, вырабатывавшийся первыми  электростанциями, оказался малопригодным  для передачи на расстояние, ибо  получение необходимых напряжений  представляло в тех условиях  значительные трудности. Создание  в конце 80-х годов русским  ученым М. О. Доливо-Добровольским практически пригодного генератора трехфазного тока позволило использовать для электропередачи переменный ток, который мог быть легко трансформирован. В 1891 г. Доливо-Добровольский (работавший в Германии) осуществил и первую в мире передачу переменного тока на большое расстояние (175 км). Эти открытия знаменовали собой начало нового периода в истории электротехники. Вторжение электрического тока в разнообразнейшие отрасли производства привело в короткий срок к огромным изменениям в народном хозяйстве отдельных стран и в мировой экономике, оказало сильнейшее воздействие на технику во всех без исключения областях производства. Возникают новые отрасли техники и промышленности - электрохимия, электрометаллургия, появляются первые трамваи (80-е годы), все более ооширное применение находит электросварка и т. д.  

 В этот же  период был создан другой важнейший  источник энергии - двигатель  внутреннего сгорания, которому  предстояло в дальнейшем совершить  переворот в транспорте военной  технике, механизации сельского  хозяйства и в других областях. Уже в 70-х годах XIX в. появились первые газовые двигатели.  

 Подъездные пути  и большой элеватор в Нью-Йоркском  порту. Гравюра. 1877 г. 
 

 Но массовое  распространение двигатель внутреннего  сгорания получил лишь несколько  позднее, когда были разработаны  его конструкции, работавшие на  жидком топливе.  

 Экономическое  значение нефти резко возросло, и добыча ее стала увеличиваться  быстрыми темпами; в 1870 г. во  всем мире было добыто 0,8 млн.  т нефти, а в 1900 г. добыча  поднялась почти до 20 млн. т.  С этого времени начинается  ожесточенная борьба капиталистических  хищников за нефть.  

 Нефтяная промышленность  была одной из тех молодых  отраслей производства, которые  развивались гораздо быстрее,  чем «старые» - добыча угля, судостроение, выплавка чугуна и др. В этом, между прочим, заключался один  из моментов усиления неравномерности  экономического развития. К новым  отраслям относилась также химическая  промышленность, быстрое развитие  которой было обусловлено важными  изобретениями в области изготовления  красителей, искусственных удобрений,  взрывчатых веществ. Впереди других  стран шла в этом отношении  Германия. По уровню развития  химической промышленности и  внедрения химии во все отрасли  производства она оставила позади  всех своих конкурентов.  

 Рост промышленного  прозводства был теснейшим образом связан с бурным развитием транспорта, в первую очередь железнодорожного. За четыре десятилетия мировая железнодорожная сеть увеличилась почти вчетверо. Особенно интенсивно строились железные дороги в Соединенных Штатах Америки, а также в России. Именно в рассматриваемый период железные дороги стали главными путями сообщения во многих странах Европы, Азии, Америки, перевернув прежние представления о расстояниях и оказав серьезнейшее влияние на размещение производительных сил, на внутреннюю и внешнюю торговлю.  

 В последней  четверти XIX в. завершился также  переворот в морском транспорте, выразившийся в решительном вытеснении  парусных судов паровыми. В 1871 г. водоизмещение парусных судов составляло 15 с лишним млн. т, а паровых - около 2,5 млн. т. К 1900 г. соотношение изменилось коренным образом: 8,2 и 13,85 млн. т. Одновременно происходили большие изменения в конструкции пароходов в связи с использованием стали для их изготовления, усовершенствованием паровых машин, введением паровых турбин и началом применения двигателей внутреннего сгорания в качестве судовых машин.  

 Крупнейшее значение  имел технический прогресс средств связи. Длина телеграфных линий во всех странах в 80-х годах составляла около 1,5 млн. км, а к концу века - 4,3 млн. км. Практиковалась одновременная передача многих телеграмм по одному проводу. В 70-80-х годах были созданы и усовершенствованы конструкции телефона. В 1895 г. было сделано открытие огромной важности в области связи - изобретение A. С. Поповым радио; существенное значение для дальнейшего развития радиосвязи имели работы итальянца Г. Маркони.  

 Однако развитие  производительных сил происходило  хаотически. Прогресс техники стимулировала  жесточайшая конкурентная борьба  капиталистов, капиталистических объединений  отдельных стран. Отсюда упорные  поиски технических новшеств для подрыва позиций соперников - поиски особенно интенсивные в периоды экономических кризисов. В годы же подъема промышленного производства капиталисты в погоне за высокими прибылями безудержно расширяли производственный аппарат, создавая часто предприятия, основанные на уже устаревшей технике, но вполне рентабельные в момент спекулятивного «бума».

Усиление неравномерности  развития капитализма 

 В целом за  рассматриваемый период объем  мирового промышленного производства  вырос более чем втрое. Произошли  глубочайшие сдвиги в развитии  производительных сил; изменялись  роль и удельный вес различных  стран в мировой экономике.  Это приводило к обострению  борьбы за рынки и явилось  одной из причин большей продолжительности  экономических кризисов; вместе  с тем кризисы следовали друг  за другом значительно чаще, чем  раньше.  

 Усилилась неравномерность  в развитии отдельных отраслей  промышленности: резко возросли  темпы роста тяжелой индустрии  по сравнению с легкой. Сельское хозяйство все более отставало в своем развитии от промышленности. Это явление, как отметил В. И. Ленин, составляло «одну из наиболее глубоких причин нарушения пропорциональности между разными отраслями народного хозяйства, кризисов и дороговизны» ( В. И. Ленин, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, Соч., т. 22, стр. 81.). Диспропорцию между промышленностью и сельским хозяйством углубил чрезвычайно затяжной общеевропейский аграрный кризис, начавшийся в первой половине 70-х годов и длившийся до середины 90-х годов. Толчком к кризису, характерной чертой которого было перепроизводство зерна при существовавшем на европейском рынке высоком уровне цен, послужило резкое увеличение вывоза дешевого хлеба в Европу из Соединенных Штатов Америки после окончания гражданской войны. Особенно тяжелым было положение сельского хозяйства I таких странах, как Россия, Австро-Венгрия, Япония, где аграрные преобразования носили половинчатый характер и не устранили множества феодальных пережитков.  

 Медленность и  недостаточность снижения земельной  ренты (особенно сказывавшиеся  во Франции) явились одной из  важнейших причин исключительной  длительности аграрного кризиса.  Его преодоление было следствием  неуклонного роста городского  населения, увеличивавшего спрос  на сельскохозяйственные продукты, в особенности на продукты  животноводства. В конце XIX в.технический уровень сельского хозяйства ряда стран повысился: усилилось использование машин и искусственных удобрений, ускорился переход от трехполья к многополью и к более интенсивным методам ведения хозяйства, вырос удельный вес животноводства, технических культур и т. п.  

 В ряде случаев  (например, в некоторых районах  России) аграрный кризис привел  к восстановлению полуфеодальных  форм хозяйства.  

 Усиление неравномерности  развития капиталистических стран  в последней четверти XIX в. проявилось и в различии темпов роста важнейших отраслей промышленности. Так, если в Англии производство чугуна увеличилось за период 1871-1900 гг. лишь на одну треть, то в Германии - почти в пять с половиной раз, а в Соединенных Штатах - в восемь с лишним раз. В то же время Соединенные Штаты и Германия продолжали сильно отставать от Англии в судостроении, производстве хлопчатобумажных тканей и т. п.  

 В результате  опережения стран «старого» капитализма  Соединенными Штатами и Германией  резко изменились доли различных  стран в мировом промышленном  производстве. В 1870 г. Англия давала 32 процента мирового производства, Соединенные Штаты - 23, Германия - 13, Франция - 10. К 1900 г. соотношение  выглядело уже совершенно по-другому:  Соединенные Штаты - 31, Англия-18, Германия - 16, Франция - 7. Это свидетельствовало  не только о ликвидации былой  промышленной монополии Англии, но и об утрате ею первого  места в мировом промышленном  производстве в пользу Соединенных  Штатов. Германия же вплотную  приблизилась к уровню Англии, с тем чтобы в дальнейшем вытеснить ее и со второго места. Отставание Франции от других крупных государств увеличилось.  

 Сравнительно  высокими темпами отличался рост  промышленного производства в  пореформенной России, особенно  в 90-х годах, но абсолютный  уровень, достигнутый ею к концу  XIX в., был все еще очень низок по сравнению с другими крупными державами. В ряды промышленных стран начала выдвигаться и Япония, первой из азиатских стран ставшая на путь самостоятельного капиталистического развития. Это развитие отличалось, однако, крайней неравномерностью; в то время как рост текстильного производства шел быстрыми темпами, основа индустриальной мощи - металлургия - развивалась в Японии чрезвычайно медленно. В число высокоиндустриальных держав вошла в эти десятилетия маленькая Бельгия, обладавшая богатыми природными ресурсами, капиталами и другими условиями, необходимыми для индустриализации.  

Информация о работе Технический прогресс