Тарифное и нетарифное регулирование труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:08, реферат

Описание работы

Следовательно, целью данной работы является рассмотрение структуры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру и особенности нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- проанализировать особенности нетарифного регулирования ВЭД на примере Японии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………стр. 2-3
1. Тарифная политика в условиях глобализации…………………..………….стр. 4-7
2. Нетарифные методы регулирования международной торговли………….стр.7-13
Заключение………………………………………………………………………..стр.14
Список использованной литературы………………………………...…………..стр.15

Работа содержит 1 файл

Тарифное и нетарифное регулир..doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………стр. 2-3

1. Тарифная  политика в условиях глобализации…………………..………….стр. 4-7

2. Нетарифные  методы регулирования международной  торговли………….стр.7-13

Заключение………………………………………………………………………..стр.14

Список  использованной литературы………………………………...…………..стр.15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Глобализация  мировой экономики - объективная  реальность современного этапа ее развития. Основным направлением экономической  взаимозависимости развития отдельных  стран, регионов и предприятий стал процесс дальнейшего углубления международного разделения труда, включение в него новых субъектов экономических отношений.

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся  сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Происходящие  в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов. Поэтому тема нетарифного регулирования ВЭД в нашей работе будет актуальна.

Следовательно, целью данной работы является рассмотрение структуры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  структуру и особенности нетарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности;

- проанализировать  особенности нетарифного регулирования ВЭД на примере Японии.

Объектом исследования в данной работе является система  регулирования ВЭД, а предметом - особенности нетарифного регулирования  ВЭД.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Тарифная политика  в условиях глобализации.

Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, подлежащих таможенному обложению при ввозе их на таможенную территорию данной страны или при вывозе из неё. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определённым признакам и против каждого из товаров указывается одна или несколько ставок таможенных пошлин. Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой тариф  предусматривает для каждого  товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости  от страны происхождения товара. 
Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сложный тариф  предполагает определение по каждому  товару двух и более ставок таможенных пошлин. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки.

Автономные ставки являются наиболее высокими, вводятся на основе односторонних решений  органов государственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торговые договора и соглашения. 
Конвенционные ставки имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные, которая определяется на базе двухстороннего или многостороннего соглашения и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора. 
Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися странами. Следует заметить, что преференциальные ставки могут и не выделяться в отдельную колонку. В этом случае во вводной части, поясняющей правила пользования тарифом, может быть просто указано, что для перечисленных в особом списке стран минимальная ставка снижается на определённое количество процентов. 
Кроме перечисленных ставок, размер которых устанавливается заранее, таможенные тарифы предусматривают возможность введения дополнительных пошлин. К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные. 
Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям. 
Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции. 
Картельные пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении Данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п. 
Величина ставок дополнительных пошлин обычно в несколько раз превышает уровень максимальных ставок и, кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные формы Юридической ответственности импортеров (штрафы и т. п.).

Сложный таможенный тариф наиболее часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать  давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное экономическое сотрудничество. Общее число товарной продукции в тарифах развитых стран составляет около трёх тысяч. Причём каждая товарная позиция обычно содержит более мелкие позиции, позволяя, таким образом, увеличивать число товаров, облагаемых таможенными пошлинами.

Группировка товаров  в таможенных тарифах представляет собой важный элемент внешнеторговой политики. Выделяя определённые товары в отдельные позиции, государство может более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для товаров отдельных стран. При этом чем более дробной является структура тарифа, тем эффективнее он может быть использован в протекционистских целях.

Следует подчеркнуть, что в рамках варьирования тарифных ставок на готовую продукцию, полуфабрикаты  и сырьё многие государства проводят политику тарифной эскалации. Под политикой  тарифной эскалации понимают повышение  уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. 
Тарифная эскалация позволяет развитым странам активно стимулировать производство сырья и полуфабрикатов в развивающихся странах и создаёт условия для дальнейшего роста их технологической отсталости.

Политика применения тарифных квот осуществляется посредством  использования переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объёма импорта товаров: при импорте  в пределах определённых количеств  он облагается по базовой, внутриквотной  ставке тарифа, при превышении определённого объёма импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Такая политика позволяет стране проводить гибкое регулирование притока импортных товаров. 
Причем тарифная квота обычно по своей эффективности сравнима с количественным ограничением. 
В рамках таможенно-тарифной политики также широко используется "разрешающая оговорка". Страна, включающая эту оговорку в международное соглашение, получает возможность отменить предоставленную уступку, сниженную пошлину, более льготную квоту и ввести дополнительные ограничения ввоза, если импорт иностранных товаров возрастает до такой степени, что может нанести ущерб национальному производству. 
В конце восьмидесятых годов завершилась работа над созданием 
Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, которая вступила в силу с 1 января 1988 года и к ней присоединилось большинство стран мира. 
На долю данных государств приходится 85% всего объёма международной торговли. Гармонизированная система описания и кодирования товаров включает в себя: 
Унифицированную товарную номенклатуру. Основные правила классификации товаров и Алфавитный указатель. 
Унифицированная товарная номенклатура состоит из 21 раздела, 99 глав и 1214 товарных позиций, подразделяющихся на 3553 подпозиции, которые, в свою очередь, состоят из 5019 субпозиций. При этом 98-я и 99-я главы отведены для специального использования странами-участницами. При формировании глав в основу положен принцип степени обработки товаров: сырьё, полуфабрикаты, готовые изделия. В основе построения товарных позиций, подпозиции и субпозиций применяется установленная последовательность признаков: назначение товара; степень его обработки; вид материала, из которого он сделан; удельный вес товара в мировой торговле и т. п. Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой. Под таможенной стоимостью товара понимается нормально складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по второй он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.(1)

      2. Нетарифные методы  регулирования международной  торговли.

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны. 
Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин: 
• во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны; 
• во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; 
• в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока; 
• в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения. 
Следует отметить, что до настоящего времени не выработано единой классификации нетарифных методов регулирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп: 
. количественные ограничения импорта и экспорта; 
. таможенные и административные импортно-экспортные формальности; 
. стандарты и требования к качеству товаров; 
. ограничения, заложенные в механизме платежей; 
. участие государства во внешнеторговых операциях.

Количественные  ограничения импорта и экспорта

Под количественными  ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Данные методы нетарифного регулирования торгового  оборота получили наибольшее распространение  в международной торговле. При этом к ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Квотирование  представляет собой ограничение  государственной властью экспорта или импорта товара в определенном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивидуальная квота.

Глобальная квота  устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных  единицах на определенный период времени, вне зависимости от того из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар. 
Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара. В настоящее время глобальная квота является наиболее распространенным видом квотирования.

Индивидуальная  квота представляет собой квоту, устанавливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются следующие виды индивидуальных квот по способу формирования: во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период; во-вторых, индивидуальная квота формируется на основе предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе; в-третьих, индивидуальная квота может формироваться на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет 
ВТО на использование дискриминационных квот, они применяются многими странами особенно часто в отношении государств, не входящих в члены ВТО. 
- Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государственной защите. В этой связи данная квота обычно применяется в отношении сельскохозяйственной продукции. 
По направлению действия различают: экспортные и импортные квоты. 
Экспортные квоты вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка. 
Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств. 
При исследовании статических эффектов, возникающих от применения импортной квоты, большинство авторов сходятся во мнении, что она имеет эффекты аналогичные с импортным тарифом, которые представлены на рис.3.1. 
Вместе с тем, в отличие от импортного тарифа, где эффект дохода перераспределяется в виде таможенной пошлины в доход государства, при количественном ограничении эффект дохода от импортной квоты представляет собой ренту, присваиваемую иностранными производителями товара. Данная рента появляется из-за разницы между внутренней и мировой ценой, возникающей в результате применения импортной квоты. Тем не менее у государства имеется механизм перераспределения эффекта дохода и снижения величины ренты, присваиваемой иностранными производителями квотируемых товаров, на основе использования системы распределения лицензий. 
Лицензирование представляет собой процесс регулирования внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах в течении определенного промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.

Информация о работе Тарифное и нетарифное регулирование труда