Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:11, доклад
Главным интеграционным событием на просторах бывшего СССР, по оценкам экспертов, было подписание 19 декабря 2009 года в Алматы президентами Беларуси, Казахстана и России совместного заявления о формировании Таможенного союза.
С 1 января 2010 года на территории трех стран начали действовать единые таможенные тарифные и нетарифные ставки, а с 1 июля, с вступлением в силу Таможенного кодекса, Таможенный союз (ТС) будет запущен окончательно.
Главным интеграционным событием на просторах бывшего СССР, по оценкам экспертов, было подписание 19 декабря 2009 года в Алматы президентами Беларуси, Казахстана и России совместного заявления о формировании Таможенного союза.
С 1 января 2010 года на территории трех стран начали действовать единые таможенные тарифные и нетарифные ставки, а с 1 июля, с вступлением в силу Таможенного кодекса, Таможенный союз (ТС) будет запущен окончательно.
Таможенный союз формировался в два этапа. Первый этап, он наступил 1 января 2010 года, это введение Единого таможенного тарифа, то есть мы начали применять одинаковые ставки импортных таможенных пошлин и в России, и в Казахстане, и в Беларуси. Второй этап - это уже создание единой таможенной территории, с 1 июля текущего года.
Высшим органом ТС является Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества на уровне президентов либо глав правительств трех государств. Всю наднационально-организационную и регулирующую функцию союза выполняет Комиссия Таможенного союза, решения которой имеют обязательную силу.
До начала функционирования Таможенного союза 40 процентов пошлин на товары в трех странах совпадали, остальные 60 - предстояло унифицировать. Также нужно было унифицировать торговые договоры государств - участников Таможенного союза с третьими странами. Для России это 120 стран, Казахстана - 50, Беларуси - 40.
Затем планируется отменить таможенные и другие формы пограничного контроля между государствами союза, принять договор, регулирующий перемещение денежных средств через границу ТС, обеспечить равный и свободный доступ к транспортным услугам и энергетическим ресурсам. В конечном итоге с 1 января 2012 года намечено создание общего экономического пространства; возможно введение и единой валюты.
С начала действия Таможенного союза в СМИ идут споры по вопросу: кто будет в выигрыше от членства в нем? Мнения полярны: политики и часть бизнесменов - за, оппозиция и другая часть бизнесменов - против.
Вступая в Таможенный союз власти Казахстана, наверняка, изучили ситуацию: какое место займет страна в союзе и позволит ли союз укрепить экономику страны. Внешнеторговый оборот Казахстана в 2009 году составил 71,6 миллиарда долларов, в том числе экспорт - 43,2 миллиарда, импорт - 28,4 миллиарда. Доля Казахстана во внешнеторговом обороте с Беларусью составляет 0,54 процента, с Россией - 17,4 процента. При этом казахстанская продукция, кроме России, в основном экспортируется в Италию, Китай, Францию, Швейцарию, Нидерланды, Канаду, Украину, Иран и Великобританию.
Что касается импорта, то основную долю, 39,5 процента, составляют машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты; недрагоценные металлы и изделия - 20,1процента; химическая продукция, пластмасса и каучук - 12,1 процента; минеральные продукты - 10,7 процента; продтовары и сырье для их производства - 8,7 процента .
Структура внешнеторгового оборота показывает, что Казахстан имеет положительный внешнеторговый баланс, то есть экспорт продукции более чем в полтора раза выше импорта.
Но казахстанские политики не пытаются разъяснить популярным языком общественности, что такое Таможенный союз, зачем Казахстан вступил в него и что он получит от этого. Например, предприниматели Павлодарской области жалуются на отсутствие информации о механизме реализации положений ТС, ощущается недоступность единых классификаторов кодировки товаров.
Аналитик Досым Сатпаев считает, что предприятия Казахстана должны предпринимать меры, чтобы защитить себя от более сильного давления со стороны российских предпринимателей.
Громадные природные ресурсы России и ее сравнительно хорошо развитая промышленность и конкурентоспособные продукты, вероятно, получат преимущество на рынке Казахстана за следующие три или четыре года.
Потребители – именно на них в первую очередь оказало свое влияние вступление Казахстана в Таможенный союз. С введением единых таможенных пошлин цены на некоторые виды товаров и услуг возросли. Это так называемая притирка цен на товары внутри союза. Возросло и недовольство населения.
Другая категория недовольных Таможенным союзом - по меньшей мере сотни тысяч людей, занимающихся челночным бизнесом. С вводом 1 июля 2010 года Таможенного кодекса челночный бизнес на территории государств союза постепенно отомрет. Члены Таможенного союза ведут работу по упорядочению и легализации данного бизнеса. Казахским челнокам, как и их коллегам из Беларуси и России, придется зарегистрировать фирму и платить налоги как полноценным участникам рынка.
Перевозчики подержанных автомобилей стали терять в заработке, так как таможенные пошлины на автомобили старше пяти лет выросли в 40 раз. Кстати, в настоящее время идет процесс подготовки межправительственного соглашения между Беларусью, Россией и Казахстаном о ввозе автомобилей физическими лицами на территорию Таможенного союза.
Несомненно, вступив в Таможенный союз Казахстан получает ряд выгодных позиций. Например, доля Казахстана в таможенных поступлениях от импорта из третьих стран возрастает более чем в два раза - с 3,5 до 7,33 процента. Беспошлинно будет ввозиться технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования. В перспективе при грамотном менеджменте данное условие позволит модернизировать сектора экономики, где у Казахстана есть определенные наработки, а в дальнейшем распространить их на другие сектора.
Предусмотрены также льготы на сырье, которое не производится на территории союза. В частности, на 10 лет Казахстану предоставлены льготы на импорт тростникового сахара-сырца. Имеется льгота на золото, ввозимое Национальным банком. Примерно по 400 видам товаров Казахстан получил право в течение пяти лет применять сниженные пошлины.
Что касается конкурентоспособности казахстанских товаров, то низкие налоговые ставки НДС (в Казахстане они составляют 12 процентов), по сравнению с Беларусью (20 процентов) и Россией (18 процентов), дают неплохие шансы в борьбе за рынки сбыта.
Когда же в рамках союза будут унифицированы транспортные тарифы, то экспорт казахских грузов через территорию Беларуси и России существенно сократит расходы на транзитные перевозки. Создается возможность унификации транспортных тарифов - это позитив, который позволит Казахстану заметно сократить расходы на транзитные перевозки своих экспортных грузов через российскую и белорусскую территории на мировые рынки.
Уже сейчас российские власти опасаются конкуренции со стороны таможенных служб Казахстана и Беларуси ввиду экономической выгоды для бизнесменов и комфортных таможенных условий в этих странах. Кстати, министерство экономического развития России небезосновательно опасается, что Китай и другие страны Юго-Восточной Азии предпочтут ввозить товары через Казахстан и это лишит российский Дальний Восток значительной части грузоперевозок.
По данным за 2008 год, наибольшая доля в общем объеме ненаблюдаемой экономики приходилась на торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования и операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг потребителям – по 3,5%. На втором месте сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство – 3,2%. Чуть меньше – 2,8% – пришлось на строительство. Все мы знаем, что торговля, операции с недвижимостью, различного рода небольшие услуги малого и среднего бизнеса – это те сферы, где в большей степени задействован наличный оборот. Значительный объем торговли у нас идет на базарах, открытых рынках, все это, конечно, создает почву для неофициальных, или теневых, платежей. Там нет процедур, связанных с формальной оплатой, то есть ты не получаешь чек. К тому же эти операции розничные, по объему небольшие, и количество таких операций в день многочисленно.
Прямого влияния, безусловно, нет, но какое-то косвенное значение Таможенный союз будет иметь. Экономические отношения стран–членов ТС расширяются, соответственно, растет и объем операций, взаимной торговли, количество предпринимателей. В таких условиях важно наладить очень тесный взаимообмен информацией между налоговыми и таможенными органами наших стран. К тому же, надо заметить, наличие торговых барьеров создает предпосылки к тому, чтобы предприниматель уходил в тень. Снятие этих барьеров, наоборот, создает условия для того, чтобы он мог спокойно и официально работать – издержки, связанные с преодолением административных барьеров, снижаются, и нет необходимости уходить в тень. Поэтому в этом смысле ТС, на наш взгляд, даже будет способствовать выходу предпринимателей из тени. Сегодня и налоговые, и таможенные органы в рамках соглашения о ТС выстраивают систему подробного взаимообмена информацией, и это своего рода контроль рисков в этой сфере.
Согласно высказываниям министра экономического развития и торговли Ж.Айтжановой, образование Таможенного союза будет также стимулировать взаимные инвестиции стран-участниц. На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано более 3500 совместных предприятий с участием российского и 70 предприятий с участием белорусского капитала. Из России в Казахстан привлечено 2,3 млрд. долларов США прямых инвестиций, а из Казахстана в Россию – 1,1 млрд. долларов США. Размеры казахстанско-белорусских инвестиций практически равны и оцениваются в 12 млн. долларов США.3
По данным российского Института народнохозяйственного прогнозирования общий интеграционный эффект от создания Таможенного союза к 2015 году составит 400 млрд. долларов США. Наибольший прирост ВВП ожидается в России – 16,8%, за ней следует Беларусь с 16,1% и Казахстан, чей экономический рост составит 14,7% от нынешнего уровня ВВП
По мнению первых, с образованием Таможенного союза для Казахстана и Беларуси, имеющих маленькие внутренние рынки, откроется российский рынок сбыта размером в 142 млн. человек. Для самой же России отмена таможенных пошлин и введение ЕТТ означает более надежную защиту от внешней конкуренции, а также возможность сбыта товаров в странах-партнерах, которые еще не в состоянии покрыть внутренний спрос на промышленную продукцию собственным производством. Немаловажную роль играет также отмена транзитных пошлин в пределах единой таможенной территории. Особое значение при этом имеет свободный транзит энергоносителей в страны Восточной и Западной Европы через белорусскую 8
территорию. Как известно, около 20% экспорта российского газа идет в Европу через территорию Беларуси.