Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:35, реферат
Современное мировое хозяйство - это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя национальные хозяйства нескольких государств и отличающиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики.
1. Введение
2. Зоны свободной торговли в мировой экономике
3. Таможенные союзы.
4. Таможенный союз ЕВРАЗЭС
5. Заключение
6. Список использованной литературы
К
формированию подобных блоков приводят
различные политические, экономические
и исторические причины. Образование зон
свободной торговли не вносит принципиальных
изменений в мировое хозяйство. С одной
стороны такие процессы способствуют
развитию международной торговли (в рамках
зон, блоков, регионов), а с другой - создают
для нее ряд препятствий, свойственных
любому в той или иной степени закрытому
формированию.
Таможенные союзы
Таможенный союз — договор двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма. Согласно ст. XIV ГАТТ, таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.[7]
Основное различие между зоной свободной торговли и таможенным союзом состоит в том, что в зоне свободной торговли предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин и устранение тарифных барьеров. Таким образом, зона свободной торговли призвана обеспечить беспошлинную торговлю товарами между государствами-участниками. В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в таможенный союз. Своеобразные правила, которые устанавливаются самими членами зоны свободной торговли, касаются собственной внешнеторговой политики, а государства – участники таможенного союза координируют ее в первую очередь по отношению к таможенно-тарифным правилам и процедурам. В рамках таможенного союза происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Регулирование внешнеторгового тарифа влияет на развитие интеграционных процессов внутри таможенного союза. Такое регулирование благоприятно сказывается на развитии внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение цен и замедление их роста, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках таможенного союза. Большое значение для таможенного союза имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав. Это позволяет объединившимся странам эффективно решать проблемы ресурсов и создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций.
Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Например, если тариф на американские автомобили во Франции высок, а в Германии низок, то американские автомобили могут «завоевать» Францию – сначала их продадут в Германию, а затем, благодаря отсутствию внутренних пошлин, легко перепродадут во Францию.
Таможенный союз способствует сохранению
и укреплению экономического пространства
в отношениях между государствами, обеспечению
свободного движения товаров, капиталов,
услуг и рабочей силы, проведению согласованной
политики в таможенных связях в отношении
третьих стран и унификации таможенного
законодательства и таможенных процедур
в целях защиты внутреннего рынка.
Таможенный
союз ЕВРАЗЭС
Отправной точкой создания Таможенного союза считается октябрь 2007 года, когда в Душанбе главы государств ЕврАзЭС приняли решение о создании Таможенного союза и утвердили План действий по его формированию на 2008–2010 годы. Политическая воля президентов Беларуси, Казахстана и России, поставивших задачу с опережением обеспечить выполнение данного плана, настроила правительства сторон на высокие темпы разработки правовой базы.
Соответствующие вопросы детально рассматривались президентами на заседаниях Межгосударственного Совета ЕврАзЭС в октябре 2008-го и феврале 2009 года, а также главами правительств в январе и декабре 2008 года.
Системная и активная работа сторон, Комиссии Таможенного союза, позволила 9 июня 2009 года одобрить предложения по этапам и срокам формирования единой таможенной территории, исходя из начала функционирования Таможенного союза с первого января 2010-го.
По большому счету, создание Таможенного союза и формирование единого экономического пространства обеспечит эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем.
В рамках ЕврАзЭС сформирован режим свободной торговли товарами, предусматривающий неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле. Это и позволило приступить к реализации следующего этапа интеграции – созданию Таможенного союза.
Уже сейчас главы правительств практически согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. По плану, к июлю 2010 года будет отменено таможенное оформление и контроль на внутренних границах таможенного союза. Это обеспечит свободное перемещение товаров. Снятие ограничений во взаимной торговле будет способствовать увеличению товарооборота.
К примеру, по данным Минтранса России, ежегодные потери российской экономики от ожидания машин на границе оцениваются в 7–7,5 миллиарда рублей. Устранение таможенных и других административных барьеров во взаимной торговле будет способствовать экономическому росту и обеспечит к 2015 году, по расчетам экспертов, дополнительный прирост ВВП государств — участников Таможенного союза на 15–20 процентов [8].
С 1 января 2010 года
начался процесс формирования таможенного
союза созданием единого
Формирование таможенной
территории будет проходить в несколько
этапов:
01.01.2010 - Введение единого таможенно-тарифного
и нетарифного регулирования
01.04.2010 - Тестирование механизма зачисления
и распределения сумм ввозных таможенных
пошлин
01.07.2010 - Введение в действие Таможенного
кодекса таможенного союза
01.07.2010 - Перенос контроля на внешнюю
границу РБ
01.07.2010 - Введение механизма зачисления
и распределения ввозных таможенных пошлин
01.07.2010 - Отмена таможенного оформления
товаров, происходящих из РФ, РБ, РК
01.07.2011 - Перенос таможенного контроля
на внешнюю границу РК
В ноябре 2009 года главы государств ЕврАзЭС приняли такие международные документы, как: Таможенный кодекс ТС, Единый таможенный тариф по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и Договор о статусе суда Сообщества.[9]
По словам Председателя
ЕврАзЭС Т. Мансурова, товарооборот между
странами ЕврАзЭС в период с 2008 по 2010 года
вырос с 29 до 135 млрд долларов. Также был
создан Центр высоких технологий с совместным
российско-казахстанским венчурным фондом.
Объем капитала составил 100 млн долларов
(по 50 млн долларов с каждой стороны). К
ожидаемым преимуществам относят уменьшение
потерь от простоя транспорта на границах,
сумма которых только для российской экономики
составляет порядка 7 - 7,5 млрд рублей в
год. Устранение таможенных и других административных
барьеров обеспечит к 2015 году дополнительный
прирост ВВП государств - участников Таможенного
союза на 15 - 20%.
Однако, процесс
таможенного сотрудничества стран-участниц
Таможенного союза, наряду с достигнутыми
позитивными результатами, сопровождается
определенными проблемами, к которым можно
отнести то, что создание таможенного
союза выполнено лишь частично, отсутствует
режим свободной торговли в полном объеме,
не полностью унифицировано внешнеторговое
регулирование, не создан общий таможенный
тариф, не согласован ряд тарифных позиций,
в одностороннем порядке без предварительного
согласования интересов разрабатываются
меры тарифной и нетарифной политики..
Данные проблемы непосредственно связаны
со сложной экономической ситуацией, сложившейся
в странах, низким качеством правового
регулирования экономического сотрудничества
в рамках заключенных соглашений, отсутствием
урегулированного общего механизма реализации
достигнутых договоренностей, недостаточно
полной и последовательной их реализацией
[10].
Заключение
Внешняя торговля во все времена имела важное значение для экономической жизни всех стран, поскольку ее успехи оказывают серьезное воздействие на экономическое развитие. Опыт развитых стран показывает, что нельзя создать благополучную экономику, находясь в изоляции от остального мира. Международная торговля, а с ней международное разделение труда привносят в отечественную экономику ряд преимуществ и выгод, непосредственно влияющих на активизацию экономического роста.
Сфера внешней торговли предоставляет дополнительные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.
Перемещение товаров через таможенную границу, как правило, связывается с уплатой таможенной пошлины, налогов, которые служат одним из источников пополнения федерального бюджета. На протяжении последних нескольких лет удельный вес таможенных платежей в доходной части федерального бюджета составляет более 30%.
В этой связи таможенный союз как соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговли между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран представляется очень перспективным направлением, правда, требующим серьезной работы. Создание же свободных экономических зон также является важным пунктом в процессе интеграции, способствующим активизации внешнеэкономических связей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельных регионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций, технологий и управленческого опыта.
1. Абрамов В.Л.
Мировая экономика: Учебное
2. Мировая экономика: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002
4. Подколзина И. Единая Европа: Эксперимент в реальном времени// Мировая экономика и международные отношения, 2000, №8
5. Я.С. Друзик «Свободные экономические зоны», ФУАинформ, М, 1999г.
6. Кузнецов Ю.И. «Свободные зоны и национальная экономика», Дрофа, М., 1998г.
7. Истомин С.И. Таможенное право. – М.: Софт Издат, 2005.
8. 25.06.2009 10:41,Казахстанский юридический портал Zakon.KZ
9. Ермак Д. Таможенный союз – хорошо, но реально ли… // Экономическая газета. – №77(1096). – 2007.
10. “Россия в глобальной политике”, №1, январь – февраль, 2010 г.
Информация о работе Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике