Связи Италии с другими странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить состояние экономики Италии, ее положение в мировой экономике.

Для достижения работы необходимо решить ряд задач:

◦характеристика экономики Италии
◦оценка основных хозяйствующих отраслей
◦связи Итили с другими странами

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика экономики Италии 5
1.1. Структура экономики Италии 5
1.2. Современная экономика 18
1.3. Особенности модели государственного регулирования экономики в Италии 21
Глава 2. Основные хозяйствующие отрасли Италии 24
2.1. Нефтеперерабатывающая промышленность 25
2.2. Металлургия 28
2.3. Машиностроение 30
2.4. Химическая промышленность 33
2.5. Текстильная промышленность 35
2.6. Сельское хозяйство 41
2.7. Транспорт 45
2.8. Туризм 48
Глава 3 Связи Италии с другими странами 49
3.1. Место Италии в мировом и европейском хозяйстве 49
3.2. Внешнеэкономические связи Италии 52
3.3. Взаимоотношения Италии и России.........................................................53
Заключение.............................................................................................................55
Список использованной литературы....................

Работа содержит 1 файл

экономика Италии..doc

— 326.50 Кб (Скачать)

     Италия  располагает плотной сетью железных дорог стандартной колеи общей  протяжённостью 19,8 тыс. км, из которых 60% электрифицировано, и 1,0 тыс. км узкоколеек. Сеть шоссейных дорог с твёрдым покрытием имеет протяжённость 668,7 тыс. км, в т.ч. 6,5 тыс. км скоростных магистралей. Автопарк насчитывает 40 млн. единиц (свыше 32 млн. — легковые). Небольшая сеть внутренних водных путей обслуживает товарные перевозки. Трубопроводы обеспечивают транспортировку природного газа (протяжённость — 19,4 тыс.км), нефтепродуктов (2,2 тыс. км) и сырой нефти (1,7 тыс.км). Воздушный транспорт располагает 135 аэропортами, в т.ч. международными — в Риме, Милане, Неаполе, Болонье, Генуе, Пизе, Турине и Венеции. Торговый флот насчитывает 467 крупных судов общим тоннажем 8499,3 тыс. т, из которых 62 — иностранные под итальянским флагом. На нефтеналивные суда приходится 40% тоннажа.

     В 2009 г. по железной дороге было перевезено 82,2 млн. т грузов и 431,5 млн. пассажиров. Грузооборот составил 23,8 млн. км и 431,5 млн. пасс./км. Морским транспортом было перевезено: под итальянским флагом — 154,6 млн. т грузов и 79,8 млн. пассажиров, под иностранным флагом — 308,5 млн. т грузов и 5,7 млн. пассажиров.

     Авиатранспорт осуществил перевозку 90,0 млн. пассажиров. Национальные аэропорты приняли 605,4 тыс. рейсов, пропустили транзитом 45,0 млн. пассажиров, выгрузили 2454,0 тыс.т грузов и 511,1 тыс.т почты, отправили 3060,1 тыс.т грузов и 512,8 тыс.т почты.

     Телефонная сеть обслуживается тремя спутниками связи и 21 линиями подводного кабеля.

     Телевизионное вещание ведут 358 станций. В сети Интернет работает 93 провайдера, число  пользователей составляет 39,2 млн. чел.

     В отраслевой структуре сферы услуг  на первом месте находится статья «торговля, ремесло и предложение товаров бытового назначения». Вклад этого сектора в ВВП 14,8%, доля в общей занятости 15,2%. На долю торговли (оптовой, комиссионной, розничной) в 2009 г. Приходилось около 40% общего числа занятых сферы услуг, около 55% оборота продаж этого сектора и 1/3 добавленной стоимости. Соотношение оптовой (вместе с комиссионной) и розничной торговли по объёму продаж равнялось 1,5:1. Сеть розничной торговли насчитывала в 2009 г. 636,5 тыс. точек, из которых 39,8% на Севере, 20,6% в Центре и 30,6% на Юге. Преобладают предприятия традиционного, «семейного» или индивидуального типа, специализированные на продаже определенного вида товаров.

     В среднем на 1 тыс. населения приходится 8 специализированных и 0,04 неспециализированной торговой точки. Средняя численность персонала на предприятии розничной торговли — 2,4 чел. В 2009 г. в стране имелось 6,2 тыс. супермаркетов и 301 гипермаркет.

     Италия  — одна из стран-лидеров международного туризма (4-е место). Доходы этой отрасли в 2009 г. составили 10,4 млрд. евро. Хорошо развит и внутренний туризм.

     Крупными  отраслями сферы услуг являются также финансовое посредничество (вклад  в ВВП — 6,9%, доля в занятости  — 2,6%), здравоохранение и связанные  с ним общественные услуги (соответственно 5,1 и 5,6%), деятельность государственной администрации (5,5 и 6,6%). На долю «различных услуг предприятиям и частным лицам» приходится соответственно 11,1 и 10,8%.

     Банковская  сфера Италии до 90-х гг. характеризовалась  наличием значительного количества банков с участием государства. С 1990 по 2009 г. усилились процессы концентрации в банковской сфере, что привело к созданию 76 банковских групп, 10 из которых контролируют основную часть кредитного рынка страны.

     Бюджет  Италии характеризуется хроническим дефицитом, формируется он за счет налоговых поступлений, основными видами которых являются: подоходный налог с физических лиц (18-45%), подоходный налог с юридических лиц (36%), НДС - 4% (облагаются продовольствие, медикаменты, печатная продукция и др.). 20% — стандартная ставка.

     

     В 2007 - 2009 гг. экономика Италии находилась в состоянии стагнации. Экономический рост не превышал 1.8% в год. Безработица остается и по сей день на достаточно высоком уровне (более 9% активного населения). Инфляционные процессы замедлены (табл. 1). 

Таблица 5. Макроэкономические показатели Италии (% к предыдущему году)

Показатели 2004
    2005
2006 2007 2008 2009
Среднегодовые темпы прироста

ВВП

2,8
    1,8
0.4 1.3 1,2 0,0
Среднегодовые темпы прироста

Промышленной  продукции

 
4,8
 
    -0,8
 
-1,4
 
-1,8
 
-2,0
 
-2,1
Безработица, % от активного

населения

 
10.5
 
    9,6
 
9,2
 
9,3
 
9,4
 
9,5
Дефицит госбюджета, % ВВП 2,9
    3,1
3,5 3,5 3,5 3,7
Индекс

потребительских цен

 
2,5
 
    2,8
 
2,5
 
2,7
 
2,6
 
2,1
 

     Экономика Италии в 2008—2009 гг. в отличие от других европейских стран практически не улучшила свои макроэкономические показатели (темпы прироста ВВП в 2009 г. находились на нулевой отметке, продолжают снижаться темпы прироста производства промышленной продукции, растут безработица и дефицит государственного бюджета).

     Экономика Италии характеризуется высоким  уровнем развития малого и среднего бизнеса в стране. Около 70% рабочих  мест в Италии обеспечивают компании с численностью персонала менее 50 чел. Индивидуальные предприниматели, развивающие семейный бизнес, составляют 30% всех занятых в экономике страны.

     Итальянские законы наиболее благоприятствуют созданию небольших молодежных фирм. Экспорт  продукции итальянских малых  и средних фирм в 2 раза превышает  показатели по аналогичным предприятиям во Франции.

     На  базе высокой концентрации небольших  компаний, функционирующих в одном  сегменте бизнеса, возникают кластеры — специализированные производственные зоны. Например, сотни компаний - производителей чулок и колготок, в том числе «Nerino Grassi», которая известна в России под маркой «Golden Lady», сосредоточены в зоне Castelgofredo et Casglione delle Stivere.

     Co второй половины 90-х гг. итальянская  экономика переживает ряд глубоких  структурных преобразований, которые  осуществляются пол влиянием двух диаметрально противоположных тенденции. С одной стороны, страна все глубже вовлекается в процесс европейской интеграции, что предполагает конвергенцию экономических структур и методов хозяйственного управления согласно указаниям ЕС. С другой стороны. Италии приходится адаптироваться к требованиям рынка «XXI века», которые трактуются с позиции поддержки американской стратегии роста. Европейская и американская модели экономического роста различаются методами управления корпоративной собственностью и приоритетами социальной политики.

     Европейская модель экономического роста обусловлена  следующими факторами:

    • наличием мощного кооперативного сектора, обладающего особым хозяйственно-правовым статусом, который играет ведущую роль в продвижении итальянских товаров на мировые рынки. Экономика ряда районов страны построена как кооперативная сеть «индустриальных округов»;
    • наличием сильной социальной составляющей в системе мер государственного регулирования экономики, что связано, во-первых, с проблемой безработицы (свыше 9% активного населения), во-вторых, с проблемой отставания в экономическом развитии Юга Италии от северных провинций страны;
    • влиянием социальной доктрины и католической церкви на моральные принципы предпринимательской деятельности.

     В пользу американской модели развития экономики свидетельствуют следующие  факторы:

    • глобализация мировой экономики;
    • американизация хозяйственного мышления (частная инициатива, предприимчивость, инновационные наработки и др.):
    • политика по перестройке национальных систем государственного регулирования (ослабление роли государства в регулировании экономики).

     Наличие двух групп факторов экономического роста обусловливает необходимость  поиска оптимального пути развития, что  прослеживается по всем основным направлениям экономических реформ:

     1) реформа хозяйственного управления. Одним из основных направлений реформы является либерализация управления корпоративной собственностью. Италия характеризуется высокой степенью концентрации капитала у семейных групп, имеющих пирамидальную структуру и контролирующих значительную часть национальной экономики через финансовые холдинги.

     Ведущие позиции занимают семейные группы Аньелли, Пирелли, Пезенти, Танци, контролирующие монополии «Фиат», «Пирелли», «Италчементи»  др. В ряде ведущих монополистических групп происходит процесс передачи управления компании профессионалам: на руководящие должности приглашаются высококвалифицированные специалисты, не связанные родственными отношениями с собственниками компании. Другим направлением реформы хозяйственного управления является дерегулирование итальянского рынка (в начале 90-х гг. государственные предприятия производили 1/3 ВВП).

     Неэффективность системы государственного управления, выразившаяся в росте дефицита бюджета и государственного долга, подстегнула процесс приватизации. В настоящее время полной или частичной приватизации подверглись более 30 крупных предприятий госсектора, в том числе «Телеком» (1,5 млн акционеров), энергетические группы ЭНИ и ЭНЭЛ, страховая компания ИНА и др. Акционирована и выведена за рамки госсектора национальная сеть железных дорог;

     2) административная реформа регионального управления ставит целью реализацию бюджетного федерализма, что дает больше прав региональным и местным органам власти и усиливает их ответственность за пополнение и расходование бюджета. Это делается с целью сокращения дефицита государственного бюджета до уровня 3% ВВП;

     3) финансовая реформа. Изменения в банковской системе опираются на разработанное в соответствии с рекомендациями ЕС новое банковское законодательство, которое создало основу для введения в практику заимствования модели универсального банка и инвестиционной компании, новые финансовые инструменты. Реформа заметно оживила рынок капитала. Этому также способствовала биржевая активность малых и средних предприятий;

     4) налоговая реформа направлена на упрощение действующей системы налогообложения и поощрение инвестиционной деятельности;

     5) реформирование рынка труда связано с реализацией комплекса структурных преобразований, которые включают дифференциацию ставок заработной платы, использование «местных» контрактов на Юге, введение новой трехлетней системы налоговых льгот, увеличение вложений в человеческий капитал за счет удлинения сроков школьного обучения и др.:

     6) земельная реформа в Италии способствует концентрации земельного фонда и повышению его эффективности. Она включает следующие направления: продажу земли на основе небольшого выкупа с 30-летней отсрочкой платежа при уплате 3,5% годовых: конфискацию излишков земли у крупных собственников с компенсацией в виде 5%-ных ценных бумаг сроком на 25 лет; поощрение создания крупных рентабельных хозяйств и кооперативов по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Таким образом, реформирование экономики Италии направлено на поддержание стабильного экономического роста и решение социальных и региональных проблем.

     Однако  для Италии актуальными по-прежнему остаются такие проблемы, как сохранение единства страны за счет преодоления  экономического разрыва между Севером, Центром и Югом, организованная преступность и коррупция.

     В Италии существует проблема, связанная  с дифференциацией экономического развития, с одной стороны, промышленных областей Севера и Центра страны, а  с другой - аграрного Юга. Проблема «Север — Юг» возникла во второй половине XIX в., когда Италия была раздроблена на отдельные княжества. Север и Центр Италии находились на стадии индустриализации и характеризовались как промышленные районы, тогда как Юг оставался во власти феодального строя и отставал в своем развитии от Севера. Разрыв между регионами по уровню экономического развития в XX в характеризуется следующими причинами: процессы первоначального накопления капитала и индустриализации Юга тормозились из-за сохранения феодальных отношений в сельском хозяйстве, в то время как на Севере они шли достаточно быстрыми темпами. Таким образом, хотя объединение страны и ускорило развитие капитализма в Италии, но происходило оно на Севере и на Юге страны по-разному; слабая индустриализация Юга способствовала превращению его в поставщика  дешевой рабочей силы на промышленные предприятия Севера. Юг являлся также рынком сбыта товаров, произведенных в северных районах. Замедленное развитие капиталистических отношений Юга Италии привело к тому, что его хозяйственная система стала еще более отсталой;

Информация о работе Связи Италии с другими странами