Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:00, реферат
Понятия «свободные торговые зоны» и «свободные экономические зоны тесно взаимосвязаны.
Свободные экономические зоны – специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами, в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятия «свободные торговые зоны» и «свободные экономические зоны»…………………………………………………………………………4
2. Свободные торговые зоны в Российской Федерации…………………...9
Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………..19
Свободная таможенная зона - это также ограниченный участок таможенной территории России, где устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Согласно ст. 75 Таможенного кодекса РФ иностранные товары размещаются и используются в свободной таможенной зоне без взимания таможенных пошлин, налогов без применения к ним мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Такая таможенная зона, в которой имеются развитая производственная и транспортная инфраструктура и другие благоприятные условия для предпринимательской деятельности, превращается в свободную таможенную зону производственного типа. В ней разрешается совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в том числе позиция товаров на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода.
Свободная таможенная зона торгового типа - это свободная таможенная зона, которая используется для осуществления сортировки, покупки, упаковки, маркировки товаров для последующего их вывоза за пределы зоны или Российской Федерации.
Такая зона создается на территориях, через которые осуществляются регулярные международные перевозки грузов (в портах, аэропортах, на железнодорожных узлах, автомобильных магистралях). В свободных таможенных зонах торгового типа не допускается совершение производственных операций, изменяющих позиции товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода.
К особым экономическим зонам можно отнести технологические зоны (технологические парки, технополисы), обеспечивающие на основе различных льгот разработку и внедрение современной технологии с помощью не только национальных, но и иностранных предприятий.
Технологический парк (технопарк) - это группа организационно и, как правило, территориально объединенных предприятий, занимающихся разработкой передовых технологий.
Технополис (от греч. techne - мастерство + polis - город) - это форма диверсификации экономической деятельности, территориальной интеграции науки и производства. Технополис представляет собой межотраслевой научно-технологический комплекс, состоящий из исследовательских лабораторий, венчурных, внедренческих, крупных промышленных, посреднических и других фирм, группирующихся вокруг крупного университета или исследовательского центра.
К зонам трансграничных (т.е. перемещаемых через границу) оказания услуг относятся, например, центры «офф-шор», свободные банковские зоны, туристско-рекреационные зоны и др.
Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» предусматривает создание создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.
В законе № 116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.
Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:
- освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
- снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
- освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.
В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.
В России зоны свободной торговли существуют в форме таможенных складов, свободных складов и свободных таможенных зон.
Первый таможенный склад появился в бывшем Советском Союзе в 1980 г. в Бутово в преддверии Московской Олимпиады. До 1991 г. этот склад был единственным, однако затем в течении года было образовано еще 4 таможенных склада: «Молком», «Октопус», «Вита-Коммерц» и «Совиндеп».
В начале 1995 г. только в Москве насчитывалось уже около 150 складов различной специализации, как оснащенных по последнему слову техники, так и не механизированных. Толчком к их бурному росту послужил принятый в 1993 г. Таможенный кодекс, который установил ранее не существовавшие таможенные режимы: свободные таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработки товара внутри таможенной зоны.
Режим таможенных складов установлен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а также экспортируемых товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. Предельный срок хранения товаров на складах - 3 года. За это время они могут пройти сортировку, дробление партий, упаковку, маркировку и т.п. Фактически владельцы таможенных складов предоставляют своим клиентам налоговые кредиты, в том числе и долгосрочные.
Еще более льготный режим имеют свободные склады. Кроме налогового кредита они предоставляют возможность любой производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничений на срок хранения товаров на свободных складах нет.
Аналогичные условия установлены Таможенным кодексом и для свободных таможенных зон, где можно осуществлять производственную деятельность. Первые три ЗСТ - «Шереметьево», «Московский Франко-Порт» и «Франко-Порт Гермина» были образованы в России в 1993 г. В 1994 г. многие российские регионы, не дожидаясь правительственных решений, перешли к созданию свободных таможенных зон, началось обустройство ЗСТ «Шерризон», «Гавань» (Санкт-Петербург), «Ростов» (Ростов-на-Дону), принято решение о создании ЗСТ в Ульяновске.
Первая на территории России свободная таможенная микрозона создана в Находке. Лицензия на нее вручена акционерному обществу «Дальинтермет», которое занимается разделкой на металлолом списанных торговых и рыболовных судов, а также кораблей военно-морского флота. Предприятие получило право беспошлинного ввоза на свою территорию зарубежного технологического оборудования и беспошлинной продажи за рубеж своей продукции.
Создание первой таможенной микрозоны проходит в рамках эксперимента и отражает новую тенденцию во внешнеэкономической деятельности российского предпринимательства. Административный комитет СЭЗ «Находка» сознательно отказался от распространения подобных льгот на всю территорию Находки в пользу организации пяти аналогичных микрозон на базе отдельных предприятий. Считая такой подход более эффективным в условиях рыночной экономики, руководство СЭЗ намерено оказывать всестороннюю поддержку «Дальинтермету» в течение всего «испытательного срока», который продлится 3 года.
Параллельно идет подготовка документации на получение статуса микрозон еще тремя кандидатами - «Южморрыбфлотом», фирмой по сборке компьютеров «Эпси» и жестяно-баночной фабрикой, обеспечивающей своей продукцией весь дальневосточный рыболовецкий флот.
Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в ОЭЗ создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.
Наиболее экономически развитыми СЭЗ в России являются “Находка” и “Янтарь”.
В России сегодня действуют свободные экономические зоны: «Находка», «Янтарь», «Алтай», оффшорная зона «Калмыкия».
СЭЗ «Находка», первая в России, была образована в октябре 1990 года. Главные отличительные особенности этой зоны:
- выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);
- отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азитско-Тихоокеанского региона;
- наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;
- достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми «гигантскими» российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв.км).
На 2010 год в Находке зарегистрировано 8 000 субъектов предпринимательства. Шесть предприятий города являются крупнейшими налогоплательщиками Приморского края. Находка — двукратный победитель (2005, 2007 годы) всероссийского конкурса «Золотой рубль» в номинации «Лучший город по экономическим показателям развития» в категории «Большой город». В Находке располагается штаб-квартира «Приморского морского пароходства», занимающего 3-е место в России по величине танкерного флота.
Средняя зарплата в городе на 2010 год — 21 000 рублей.
Средняя рыночная стоимость 1 м² жилья в городе в 2010 году — 34 235 руб.
На 2010 год в городе действует 1 932 объекта потребительского рынка, в том числе 646 магазинов, 210 ресторанов и кафе, 9 рынков. В Находке много супермаркетов, гипермаркетов и развлекательных центров; 2 автомобильных рынка, представительство корпорации «Тойота центр Находка». Представлены магазины федеральных и региональных сетей: Эльдорадо, Домотехника, Евросеть, Связной, В-Лазер и многие другие.
Предприятия города активно участвуют в городских, региональных и федеральных конкурсах, в том числе в конкурсе «100 лучших товаров России». Проводится конкурс на лучшее новогоднее оформление магазинов и заведений, фестиваль швейного и парикмахерского искусства с участием салонов красоты «Виват, мода!» и другие. В 2010 году ряд ресторанов, гостиниц и развлекательных комплексов города были удостоены премии «Дальневосточное гостеприимство». Регулярно проводятся конференции предпринимателей, при поддержке администрации города для представителей малого и среднего бизнеса Находки издана «Настольная книга предпринимателя». В рамках муниципального партнерства городов-побратимов при участии американских представителей из города Беллингхэма открыт консультационный центр для поддержки молодых специалистов и предпринимателей. В рамках проекта проводится конкурс на лучший молодежный бизнес-проект.
СЭЗ «Янтарь» создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа, за исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для России. Отличительные черты рассматриваемой зоны:
- выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;
- уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);
- изолированность области от остальной территории России границами других государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает политические риски хозяйственной деятельности в регионе;
- использование для военных нужд значительной части территории, втрое большей, чем площадь территорию гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.
В результате остались нереализованными практически все цели, сформулированные при создании СЭЗ «Янтарь».
Заключение
В заключении важно сказать, что свободные экономические зоны существуют во многих странах давно. Но в последние десятилетия подобные образования создавались в слаборазвитых странах или регионах, которые нуждались в ускоренном экономическом развитии, но которые находились в отдалении от путей международной торговли.
Выделим основные проблемы создания СЭЗ в России:
- неразработанная законодательная база;
- слишком большие размеры СЭЗ, что делает их непривлекательными для потенциальных инвесторов;
- отсутствие заинтересованности государства в СЭЗ, проявляющееся в недостаточном финансировании;
- криминализация данного вида деятельности;
- запутанные финансовые схемы, не позволяющие следить за перемещением капиталов.
Целями создания СЭЗ могут являться:
- развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами,
- обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, а также потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей и для решения задач социально-экономического развития региона,
- комплексное освоение природных ресурсов региона,
-увеличение экспортных возможностей региона и страны в целом,
- развитие производства высококачественной экспортной и импортозамещающей продукции, отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике,
- решения задач социально-экономического развития региона: повышение жизненного уровня населения на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, снижение уровня безработицы.