Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 09:39, контрольная работа
Целью работы является анализ теоретических и практических аспектов свободных экономических зон. Основными задачами данной работы являются: дать определение свободным экономическим зонам, рассмотреть их виды, изучить роль СЭЗ в мировой экономике, рассмотреть состояние свободных экономических зон в России. В работе использовались материалы официального сайта Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в РФ, а так же статьи периодических источников, специальной литературы, учебных изданий.
Введение 3
1. Свободные экономические зоны и их виды 4
2. Роль свободных экономических зон в мировой экономике 9
3. Свободные экономические зоны в России 12
Заключение 16
Список литературы 18
В Японии долгое время особенно много внимания уделяли технополисам и технопаркам, но с начала 90-х годов правительство этой страны приняло меры, направленные на стимулирование экспорта и привлечение зарубежных инвестиций. С этой целью в морских портах и международных аэропортах стали создавать свободные внешнеторговые зоны.
В развивающихся странах первые свободные экономические зоны начали возникать в середине 60-х годов. Сначала их было немного, но затем произошел настоящий бум, так что к началу XXI века по общему числу СЭЗ эти страны, по-видимому, уже не уступали развитым. Наибольшее распространение в странах Азии, Африки и Латинской Америки получили экcпopтнo-пpoизвoдcтвeнныe зоны, которые обычно вывозят почти всю производимую продукцию на внешние рынки. Очень часто такие зоны имеют анклавный характер, образуя своего рода “государство в государстве”.
Но наибольшие масштабы создание специальных экономических зон приняло в Китае. В стране, где сохраняется плановое хозяйство, они выполняют роль своего рода экспериментальных рыночных полигонов. Формирование СЭЗ в Китае началось в конце 70-х годов и затем прошло в своем развитии несколько этапов. Ныне на пять специальных экономических зон приходится значительная часть всех иностранных инвестиций в экономику страны.
Рассмотрев все эти примеры, можно сделать вывод, что главные признаки свободных экономических – тесная связь с мировым хозяйством, мировым рынком и активное привлечение иностранного капитала.
Использование выгод географического положения реализуется, прежде всего, в том, что свободные экономические зоны, как правило, создаются вблизи морских и речных портов, международных аэропортов, обеспечивающих хорошую связь с мировым рынком. В них устанавливается особый административно-правовой режим. Принимаются меры по привлечению иностранного капитала: освобождение от налогов на импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции; минимальный таможенный контроль; освобождение иностранных инвеститоров от уплаты налогов; отмена ограничений на право собственности. Все это должно способствовать привлечению в районы свободных экономических зон финансовых, технологических и трудовых ресурсов.
Исследуя
опыт создания и развития СЭЗ в
мире, четко прослеживается следующая
закономерность: данный опыт широко используется
в странах всех уровней социально-экономического
развития. Целью их создания является
форсированное развитие отдельных приоритетных
отраслей промышленности, стимулирование
экспорта, привлечение иностранных капиталов,
а также передовой техники и технологии.
Свободные экономические
зоны в России
Первые свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть в эпоху СССР. Были выпущены официальные документы, в которых формулировались концепции и цели создания, обосновывалась планируемая специализация зон. Основной целью создания свободных экономических зон в тот период была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания совместных предприятий в СЭЗ.
Свободные экономические зоны рассматривались как вспомогательный институт государственной экономической политики, способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР. Предполагалось, что первые зоны возникнут на Дальнем Востоке, то есть в регионе с развитым научно-техническим потенциалом, и будут способствовать росту производства наукоемкой продукции на базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала.
Союзная программа по созданию свободных экономических зон не была реализована по целому ряду причин. К главным из них следует отнести: несовместимость концепции СЭЗ с действовавшим общенациональным механизмом хозяйствования; отсутствие средств, предназначенных для создания инфраструктуры этих зон; неразрешенность огромного количества технологических проблем функционирования этих зон; пассивное отношение потенциальных инвесторов к данной программе.12
Можно отметить, что зоны совместного предпринимательства не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов в связи с ограниченностью возможностей освоения советского рынка через механизмы этих зон, ни для советских предприятий в связи с отсутствием как эффективных стимулов для образования предприятий в этих зонах, так и возможностей по реализации эффективных проектов.
Вторая волна в создании и развитии российских свободных экономических зон – это 1990 г., когда были изданы постановления парламента страны “О создании зон свободного предпринимательства”, а также постановления правительства о СЭЗ “Сахалин”. В результате, в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.
Третья волна связана с внесением в Госдуму в 1994-1995 гг. трех альтернативных вариантов проекта Закона “О свободных экономических зонах”. И хотя ни один из них так и не был принят, обозначенные в этих документах новые параметры свободных экономических зон послужили как бы толчком к переориентации федеральных и местных властей в политике и практике создания свободных экономических зон13.
К началу 2000 года в РФ на федеральном уровне официально существовало 12 свободных экономических зон, большая часть из которых была создана еще в начале 90-х гг., и сегодня реально функционирует скорее на бумаге, чем на деле.
В 2001 году Вячеслав Володин, являющийся на тот момент первым заместителем руководителя фракции “Отечество - вся Россия”, членом Комитета по законодательству, высказал свое мнение по этому вопросу: “К сожалению, имеющийся российский опыт экономических зон в ряде регионов показал несостоятельность этого экономического механизма. Как правило, экономические зоны становились прибежищем криминальных элементов, пытающихся нажить себе личное состояние, пользуясь всеми льготами на благо собственного кармана. В таких регионах благополучие народа не повышалось, а следственные органы выявляли десятки подставных фирм, качающих деньги в зарубежные банки за счет налоговых и других многочисленных льгот. Моя точка зрения в этом вопросе такова: экономические зоны нужны в крайнем случае, и каждая из них должна создаваться не распоряжением отдельных чиновников в келейном кругу «заинтересованных лиц», а путем принятия отдельного федерального закона по каждой экономической зоне. Все пункты этого механизма должны быть оговорены в законе, каждая копейка, пущенная в оборот, подотчетна. В принципе государство должно в целом создавать благоприятные условия - как экономические, так и социальные - для всех перспективных видов производства во всех регионах страны, а не строить капитализм в отдельно взятом субъекте Федерации...”14
В настоящее время информация о свободных экономических зонах в СМИ различная: от скептических высказываний до оптимистических прогнозов.
Их
активно рекламируют
Все
вышеперечисленные факты
Заключение
Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Свободные
экономические зоны представляют собой
часть национального
Цели создания свободных экономических зон зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
Со
сходной целью создавались
Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Экономистъ, 2004.
2. Багудина Е.Г. Экономический словарь. – М.: Проспект, 2008.
3. Гурова И.П. Мировая экономика. – М: Инфра-М, 2008.
4. Дергачев В.А. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2007.
6. Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
7. Динес И., Швыряев Я., Володин В., Зубов В., Семенов В., Боос Г. “Нужны ли России свободные экономические зоны?”// “Экономика России. XXI век”, № 4, 2003.
8. Федеральное
агентство по управлению
Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в мировой экономике