Сущность, значение и структура себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Целью моей курсовой работы является изучение экономических основ формирования полной себестоимости продукции, выявление и анализ факторов, влияющих на полную себестоимость продукции и резервы ее снижения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................3
Ι. Теоретическая часть……………………………………….……………..……4
Сущность, значение и структура себестоимости продукции …..………4
Использование информации о полной себестоимости при оценке рентабельности выпускаемой продукции ..…………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………………………………………………...15
ΙΙ. Практическая часть……….…………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….42

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 92.34 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................3

Ι. Теоретическая часть……………………………………….……………..……4

  1. Сущность, значение и структура себестоимости продукции …..………4
  2. Использование информации о полной себестоимости при оценке рентабельности выпускаемой продукции ..…………………………….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………………………………………………...15

ΙΙ. Практическая часть……….…………………………………………………..17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В системе показателей, характеризующих  эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.

В себестоимости продукции  как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том  числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот.

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг позволяет  выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Целью  моей курсовой   работы   является   изучение   экономических   основ формирования полной себестоимости продукции, выявление и анализ факторов,  влияющих на полную себестоимость продукции и резервы ее снижения.

I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

1.Сущность, значение и структура полной себестоимости продукции

 

Полная себестоимость  – это сумма расходов, связанных  с производством продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты  на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку  и рекламу. 
Налоговая сторона управления затратами регулируется Главой 25 Частью 2 «Налог на прибыль» Налогового Кодекса РФ и содержит принципиально иной подход к порядку исчисления налоговой базы.

Расходами предприятия признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. В свою очередь обоснованные расходы представляют собой экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными  расходами понимаются затраты, подтвержденные документами в соответствии с  законодательством РФ.

В зависимости от характера затрат, а также условий осуществления  и направлений деятельности расходы  подразделяются на:

1) связанные с производством  и реализацией продукции;

2) внереализационные расходы./2, Часть 2, Глава 25/

Классификация затрат в Налоговом  Кодексе РФ нужна для того, чтобы  определить расходы налогоплательщика, подлежащие вычету при определении налоговой базы.

Положение по бухгалтерскому учету  «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 33н, разработано  во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

ПБУ 10/99 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников./3, глава1, п.2/

В зависимости от характера, условий  осуществления и направлений  деятельности расходы организации  подразделяются:

1) на расходы по обычным видам  деятельности;

2) прочие расходы. /4, глава1, п.4/

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», а также ПБУ 9/99 «Доходы  организации», расходы принимают  форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в «Отчете  о прибылях и убытках» на основании  непосредственной связи между понесенными  затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Такой  подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого в бухгалтерском  учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми  расходами. С точки зрения техники  учета, это состоит в том, что  затраты должны накапливаться на счетах 10 «Материалы», 02 «Амортизация», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.д., затем на счетах 20 «Основное  производство», 43 «Готовая продукция» и не списываться на счета реализации до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы, поскольку лишь в момент реализации организация будет признавать свои расходы.

Классификация затрат в ПБУ 10/99 «Расходы организации» нужна для формирования организацией финансового результата или учета затрат, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков  организации

В состав цены включаются следующие  виды налогов: социальные налоги, налог  на добавленную стоимость, акциз  и не имеющий значения как самостоятельный  элемент цены налог на прибыль.

Налоги государственные (федеральные) направляются в федеральный бюджет (НДС, акциз, налог на прибыль предприятий).

Полная себестоимость представляет собой отражение всех затрат организации на производство и реализацию продукции. Полная себе- стоимость выражена в денежной форме. Она рассчитывается на основе производственной себестоимости и коммерческих расходов по реализации продукции. /13.c.480/

Полная себестоимость необходима в тех случаях, когда принятие решения об объемах выпуска продукции  или об отпускных ценах требует  учета загрузки оборудования: определение  исходной цены билетов на дальние  виды транспорта (авиация, железная дорога, морские перевозки, трубопроводы и  т. п.), расчеты в пищевой или  химической промышленности, металлургии, полиграфии — всего и не перечесть. Общая отличительная черта перечисленных  случаев — резкое удешевление  продукции с ростом объемов выпуска.

Любой предприниматель, хоть раз заказывавший рекламную продукцию, знает, что  дорого обходятся первые сто-двести экземпляров, а остальные идут чуть ли не по цене бумаги, на которой напечатаны. Так работают и низкозатратные авиакомпании, радикально изменившие экономику воздушных  перевозок: они покрывают основные затраты за счет пассажиров, покупающих билеты почти перед вылетом. А  те, кто все купил заранее, летят  по символической цене. В кинотеатре в «разгрузочные дни» можно снизить  цену и привлечь малообеспеченного  зрителя — и не только не понести  убытка, но даже получить прибыль.

В общем виде формула расчета  полной удельной себестоимости для  этих отраслей будет выглядеть следующим  образом:

Sполн.= Sпрям.+ Rпост./ V, 
где Sполн. — полная себестоимость, Sпрям. — прямая себестоимость в расчете на единицу продукции, Rпост. — постоянные расходы, V — объем выпуска.

Когда полная себестоимость не нужна. Рассмотрим пример из практики. Руководители дистрибьюторских филиалов предприятия получали премию в процентах от чистой прибыли. Чистая прибыль рассчитывается по формуле:

Pчист.= D – Rсобств.– Rраспр.,

где Pчист. — чистая прибыль филиала, D — доходы филиала, Rсобств. — собственные расходы филиала, Rраспр. — распределенные на филиал расходы головного предприятия.

Головное предприятие имело  на балансе дорогостоящие высокомеханизированные склады, поэтому способ расчета себестоимости  существенно сказывался на прибыли филиалов - на суммах, получаемых руководством. Разбирательства той или иной степени склочности происходили ежемесячно и сильно портили жизнь руководству компании. Нельзя ли здесь обойтись без калькуляции полной себестоимости? Можно и нужно, потому что подобная организация бизнеса — с головным предприятием, которое поддерживает солидные основные фонды, используемые многочисленными однотипными «дочками», — предполагает иную организацию финансового управления. Филиалы должны рассматриваться прежде всего как центры дохода, которые покрывают собственные расходы, а всю оставшуюся маржинальную прибыль передают головному предприятию для покрытия общих производственных расходов сети и затрат на управление бизнесом. Прибыль образуется только на верхнем уровне управления. Для калькуляции полной себестоимости в этой схеме не остается места. И мотивацию сотрудников филиала лучше строить с опорой на рост доходов или экономию их собственных расходов.

Эту же схему следует применять  и на единичных предприятиях, где  роль «филиалов» исполняют отдельные  продукты или даже заказы: так работает общественное питание (даже если речь идет о фешенебельном ресторане, для которого затраты на сами продукты едва ли составляют четвертую часть  расходов), а также торговля, в  том числе в компьютерной сфере, и многие другие. Управлять себестоимостью для этих предприятий — значит прежде всего иметь доступ к более  выгодным источникам закупок, а также  целесообразно расходовать средства по статьям косвенных или общепроизводственных расходов. /6.c.10-12/

 

 

 

 

2. Использование информации о полной себестоимости при оценке рентабельности выпускаемой продукции

При планировании, учете и анализе  себестоимости продукции (работ, услуг) рассматривают затраты на производство и на реализацию. Таким образом, затраты - это денежная оценка стоимости  материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции  за определенный период времени.

Во-первых, затраты характеризуются  денежной оценкой всех ресурсов, используемых при производстве и реализации продукции; во-вторых, затраты имеют целевую  установку, т.е. они связаны с производством  и реализацией продукции; в-третьих, затраты относятся к определенному  периоду времени, т.е. должны быть отнесены на продукцию заданный период времени.

В действующей бухгалтерской и  статистической отчетности имеется  информация об общей сумме затрат организации, в том числе по отдельным  элементам.

В смете затрат на производство отражаются все материальные, трудовые и финансовые расходы, необходимые для производственно-коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта. При анализе затрат необходимо:

- определить отклонение фактических  затрат в отчетном году от  данных за предыдущий год как  в целом, так и по их отдельным  элементам;

- исчислить темп роста затрат  по сравнению с предыдущим  годом;

- сопоставить темп роста затрат  на производство как в целом,  так и по их отдельным элементам  с темпом роста объема выпуска  продукции;

- исчислить структуру затрат  и выявить изменения в ней;

- установить факторы, вызвавшие  изменения отдельных затрат.

При анализе фактической  себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда  и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов  предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники  и технологии, лучшее использование  оборудования, удешевление заготовки  и лучшее использование предметов  труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Основными путями повышения рентабельности затрат являются снижение затрат на единицу или на один рубль продукции, улучшение использования производственных ресурсов (снижение фондоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациоемкости продукции), рост объема производства. /21 c.112/

Фондоёмкость продукции, показатель экономической эффективности производства, определяемый как отношение стоимости основных производственных фондов к валовой продукции (товарной, чистой), произведенной на предприятии (в объединении, цехе) в течение года; величина, обратная фондоотдаче.

Снижение фондоёмкости продукции достигается совершенствованием структуры производственных основных фондов, мероприятиями по улучшению использования производственных мощностей, машин и оборудования, увеличением объема и улучшением структуры выпускаемой продукции, степенью кооперирования производства и т. д. Уменьшение фондоёмкости продукции  производства   выступает как один из факторов   роста благосостояния общества. /24.c.1/

Информация о работе Сущность, значение и структура себестоимости продукции