Сущность внешней политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 11:47, реферат

Описание работы

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

Работа содержит 1 файл

Документ.doc

— 19.02 Кб (Скачать)

Введение

Самая старая форма  международных отношений - это международная  торговля. На протяжения столетий внешняя  торговля была и есть основа международных  экономических отношений, так как  рост мирохозяйственных связей ускорил  процесс формирования международного разделения труда, что соединяет  все страны в единое хозяйственное  целое. А это свидетельствует, что  интернационализация хозяйственных  связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости  интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся  мировой экономике очень большое  значение имеет внешняя торговля.

Внешнеторговая  политика - это комплекс мер позволяющих  осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных  рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую  политику

Внешнеторговая  политика - это целенаправленные действия государства и его органов  по определению режима регулирования  внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

По некоторым  оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных  экономических отношений. Современные  международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием  мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. 

Глава 1. Сущность внешнеторговой политики

1.1 Понятие внешнеторговой  политики и её цели

Внешнеторговая  политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической  политики, связанное с государственным  регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения  на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Поскольку хозяйство  всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство  в законодательном порядке устанавливает  определенные правила внешней торговли.

Внешнеторговая  политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основные цели внешнеторговой политики:

изменение степени  и способа включения данной страны в МРТ;

изменение объема экспорта и импорта;

изменение структуры  внешней торговли;

обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией. .)

изменение соотношения  экспортных и импортных цен.

1.2 Виды внешнеторговой  политики

Исторически сложились  два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная  торговля.

В зависимости  от того входит ли государство в  какие-нибудь интеграционные экономические  образования ее внешнеторговая политика может быть:

Автономной (самостоятельной, односторонней);

Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств)

Автономно-конвенционной

В зоне свободной  торговли государства обычно разрабатывают  конвенционную ВТП, но по отношению к третьим странам она может быть и другой.

В зависимости  от масштабов вмешательства государства  в международную торговлю различают  протекционистскую торговую политику, политику свободной торговли и умеренную, сочетающую элементы той и другой в различных пропорциях.

1.2.1 Свободная  торговля

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или  вывоз товаров. Они не взимают  импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального  хозяйства. В этом случае местные  предприниматели не только выдерживают  иностранную

конкуренцию, но и прорывают протекционистские  таможенные барьеры, расширяя доступ своих  товаров на мировой рынок

Как правило, правительства  проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной  торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических  связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в  области внешнеторговой политики.

Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная  эффективность дает больше выгод  от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной  специализации страны, облегчает  развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам  экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и  нигде не применялась.

1.2.2 Протекционизм

Протекционизм (protectionism) - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Протекционизм система ограничений импорта, когда  вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий  с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары

Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким  и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний  уровень таможенных пошлин, и средний  уровень и интенсивность количественных ограничений.

Относительно  открытым признается режим страны, у которой средний уровень  таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями  охвачено не более 25% импорта и при  этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно  регистрационный характер.

Средний уровень  таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, импорт которых  подлежит таможенному обложению. Он рассчитывается как средняя ставка импортной пошлины, взвешенной по стоимостному объему импорта, на который она накладывается.

Средний уровень  нетарифных ограничений рассчитывается как стоимостная доля импорта/экспорта, подпадающая под эти ограничения, с учетом интенсивности их применения.

В различные  периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в  другую сторону, однако никогда не принимала  ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е  годы для международной экономики  был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации  и свободы внешней торговли. С  начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали "отгораживаться" друг от друга все более изощренными  тарифными и особенно нетарифными  барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется  в относительно узких областях. В  отношениях развитых стран между  собой это области сельского  хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся  стран между собой - товары традиционного  экспорта.

Выделяют несколько  форм протекционизма:

• селективный  протекционизм - направлен против отдельных  стран или отдельных товаров;

• отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

• коллективный протекционизм - проводится объединениями  стран в отношении стран, в  них не входящих;

• скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

В Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложили следующие критерии оценки внешнеторговой политики государства:

1. Экономический  выигрыш для отрасли или фирмы  в виде прироста объема производства, прибыли или создания дополнительных  рабочих мест.

2. Направления  и объемы изменения бюджета  государства при применении конкретного  метода внешнеторговой политики.

3. Изменение  внутренних цен или потребления  товара в стране, где применяется  данная мера.

4. Изменение  структуры рынка данного товара  и конкуренции на нем.

5. Способствует  ли данная мера структурной  перестройке отрасли и выведению  ее на конкурентоспособный уровень  или консервирует ее технологическую  отсталость.

6. Как влияет  на смежные отрасли производства.

7. Какова может  быть реакция другой страны  на данную меру.

8. Соответствует  ли данная мера обязательствам  страны перед партнерами по  многосторонним и двусторонним  соглашениям.

В МТ принято  считать, что идет постоянный процесс  ослабления протекционизма - либерализация  торговли.

Протекционизм может быть агрессивным, если его  применяют более развитые государства  по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.

Он также может  быть прогрессивным, если его применяют  менее развитые государства по отношению  к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.

Страна сама формирует концепции и стратегии  развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и  экономических интересов.

В ведении страны находятся государственное регулирование  внешнеторговой деятельности, включая  финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

В рамках международно-экономических  отношении на внешнеторговую политику влияют:

геополитические и экономические изменения в  динамике и структуре мирового хозяйства;

колебания валютных курсов, особенно по отношению к  мировым валютам доллару и  евро;

различия в  уровне жизни стран, особенно приграничных;

миграция населения  и кризисы в МЭ:

циклические,

структурные,

финансовые.

Внешнеторговая  политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран - партнеров и, следовательно, МЭ в целом. 

3. Организационные  основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией. Как известно, наилучшая организационная структура  та, которая способствует повышению  эффективности данного вида деятельности.

Информация о работе Сущность внешней политики