Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 11:47, реферат
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
Введение
Самая старая форма
международных отношений - это международная
торговля. На протяжения столетий внешняя
торговля была и есть основа международных
экономических отношений, так как
рост мирохозяйственных связей ускорил
процесс формирования международного
разделения труда, что соединяет
все страны в единое хозяйственное
целое. А это свидетельствует, что
интернационализация
Внешнеторговая
политика - это комплекс мер позволяющих
осуществлять торговлю с различными
регионами и странами на различных
рынках товаров и услуг. Она должна
вписываться в общую
Внешнеторговая
политика - это целенаправленные действия
государства и его органов
по определению режима регулирования
внешнеэкономической
По некоторым
оценкам на долю торговли приходится
около 80 процентов всего объема международных
экономических отношений. Современные
международные экономические
Глава 1. Сущность внешнеторговой политики
1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели
Внешнеторговая
политика представляет собой относительно
самостоятельное направление
Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.
Поскольку хозяйство
всех стран в той или иной мере
зависит от экспорта и импорта, государство
в законодательном порядке
Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основные цели внешнеторговой политики:
изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;
изменение объема экспорта и импорта;
изменение структуры внешней торговли;
обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией. .)
изменение соотношения экспортных и импортных цен.
1.2 Виды внешнеторговой политики
Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.
В зависимости от того входит ли государство в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть:
Автономной (самостоятельной, односторонней);
Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств)
Автономно-конвенционной
В зоне свободной торговли государства обычно разрабатывают конвенционную ВТП, но по отношению к третьим странам она может быть и другой.
В зависимости
от масштабов вмешательства
1.2.1 Свободная торговля
Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную
конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок
Как правило, правительства
проводят гибкую внешнеторговую политику.
Они избирательно используют методы
протекционизма и вводят элементы свободной
торговли. При этом обеспечиваются
благоприятные условия в
Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
1.2.2 Протекционизм
Протекционизм (protectionism) - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Протекционизм
система ограничений импорта, когда
вводятся высокие таможенные пошлины,
запрещается ввоз определенных продуктов,
используются другие меры, препятствующие
конкуренции иностранных
Он может быть
полностью закрытым, жестким, нежестким
и либеральным. Жесткость определяется
как показатель, учитывающий средний
уровень таможенных пошлин, и средний
уровень и интенсивность
Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.
Средний уровень таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, импорт которых подлежит таможенному обложению. Он рассчитывается как средняя ставка импортной пошлины, взвешенной по стоимостному объему импорта, на который она накладывается.
Средний уровень
нетарифных ограничений рассчитывается
как стоимостная доля импорта/экспорта,
подпадающая под эти
В различные
периоды истории внешнеторговая
практика склонялась то в одну, то в
другую сторону, однако никогда не принимала
ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е
годы для международной экономики
был характерен отход от протекционизма
в сторону большей
Выделяют несколько форм протекционизма:
• селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
• отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
• коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
• скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.
В Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложили следующие критерии оценки внешнеторговой политики государства:
1. Экономический
выигрыш для отрасли или фирмы
в виде прироста объема
2. Направления
и объемы изменения бюджета
государства при применении
3. Изменение
внутренних цен или
4. Изменение
структуры рынка данного
5. Способствует
ли данная мера структурной
перестройке отрасли и
6. Как влияет
на смежные отрасли
7. Какова может быть реакция другой страны на данную меру.
8. Соответствует ли данная мера обязательствам страны перед партнерами по многосторонним и двусторонним соглашениям.
В МТ принято считать, что идет постоянный процесс ослабления протекционизма - либерализация торговли.
Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.
Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.
Страна сама
формирует концепции и
В ведении страны
находятся государственное
В рамках международно-экономических отношении на внешнеторговую политику влияют:
геополитические и экономические изменения в динамике и структуре мирового хозяйства;
колебания валютных курсов, особенно по отношению к мировым валютам доллару и евро;
различия в уровне жизни стран, особенно приграничных;
миграция населения и кризисы в МЭ:
циклические,
структурные,
финансовые.
Внешнеторговая
политика, являясь составной частью
экономической политики государства,
может рассматриваться как
3. Организационные
основы государственного регули
Эффективность
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности во многом определяется
его организацией. Как известно,
наилучшая организационная