Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:04, курсовая работа
AУчёные – демографы давно отметили закономерность, что продолжительность жизни напрямую зависит от уровня образования и интеллекта человека. Граждане с высшим образованием живут дольше, чем граждане без высшего образования. Из этого можно сделать вывод, что интеллект позволяет человеку сформировать эффективную структуру инвестиций в человеческий капитал, то есть в себя самого. Инвестиции в человеческий капитал – это инвестиции в долголетие и качество жизни. В возрасте до тридцати лет приоритетными инвестициями в человеческий капитал должны стать инвестиции в качественное образование.
Цель данной курсовой работы: показать особенности инвестиций в человеческий капитал.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Концепция человеческого капитала и его роль в экономическом процессе.
1.1. Человеческий капитал и его место в экономической системе…………….5
1.2 Подходы к формированию человеческого капитала………………………..8
1.3 Основные методики оценки человеческого капитала…………………......11
2. Инвестиции в человеческий капитал
2.1 Сущность инвестиций в человеческий капитал……………………………17
2.2 Основные виды инвестиций в человеческий капитал……………………..20
2.3 Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал………..25
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы
– как оценить целесообразность вложения средств в развитие человеческого капитала.
Одним
из показателей экономической
УИ = ФО / ВНП, где [7]
ВНП – валовой национальный продукт
ФО – денежная оценка общего фонда образования.
По методологии Т. Шульца, величина общего фонда образования равна стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину ФО с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков.
Как уже было отмечено, основным фактором существования и развития человеческого капитала является инвестирование в интеллектуальный капитал.
Ваганян О.Г.
предлагает следующую методику оценки
эффективности инвестиций в интеллектуальный
капитал коммерческих организаций. В связи
с тем, что взаимодействие отдельных элементов
интеллектуального капитала имеет нелинейный
характер, то оценивается лишь интегральная
эффективность инвестиций. В этом случае
общий подход к оценке будет следующий.
Соотносятся две величины: X (разница между
капитализацией организации и ценой замещения
ее реальных активов, за вычетом обязательств)
и Y (инвестиции в нематериальные активы).
Коэффициент эффективности инвестиций
в интеллектуальный капитал подсчитывается
как отношение разности величины Х в начале
и в конце периода и величины инвестиций
Y в течение этого периода. При этом все
величины берутся в дисконтированном
виде с учетом инфляции. В результате получается
коэффициент эффективности инвестиций
в интеллектуальный капитал коммерческих
организаций, т.е. рассчитывается следующая
формула:
Z
= Х2-Х1 / Y, где [4]
Z – коэффициент эффективности инвестиций;
X2 – величина интеллектуального капитала в конце периода;
X1 – величина интеллектуального капитала в начале периода;
Y – инвестиции в интеллектуальный капитал организации.
Для
подсчета величины Y рекомендуется
учитывать следующие
корпоративного
портала, веб-сайта; на маркетинг; на приобретение,
распространение, хранение информации;
на развитие дистрибьюции; на развитие
корпоративной культуры; на приобретение
ноу-хау, патентов, других видов интеллектуальной
собственности.
Yn
= X0 + RCn, где [7]
Yn – заработки человека, имеющего n лет образования;
Хо – заработки человека, имеющего нулевое образование;
R – текущая норма отдачи вложений в образование;
Сn – объем инвестиций в течение n лет обучения.
После процедуры определения издержек образования и выгод от его получения производят сравнение величин выгод с величиной издержек, приведенных к одному моменту времени путем дисконтирования. Разность между дисконтированными величинами выгод и издержек дает чистую приведенную стоимость приобретения образования.
Здесь
необходимо учитывать то, что величина
приведенной стоимости
Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной
величине его издержек.
Чем выше внутренняя норма отдачи, тем прибыльнее инвестиции в образование. С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени его получения.
В
приближенном виде данный показатель
можно рассчитать следующим образом:
r
= (DB – Dc) / Со, где [7]
DB – пожизненные заработки лиц с высшим образованием;
Dc – пожизненные заработки лиц со средним образованием;
Со – разница в сумме затрат на высшее и среднее образование.
Г. Псахаропулос приводит данные по динамике социальной отдачи на инвестиции в образование по доходам стран на душу населения. В большинстве беднейших развивающихся стран с низким уровнем дохода на душу населения социальная отдача начального образования равна 23%, среднего – 15%, а отдача высшего – 11%. В наиболее развитых странах мира с высоким уровнем дохода социальная отдача начального образования равна 14%, среднего – 10%, высшего – 8%.
Отметим, что при разработке государственной политики в области образования ряд правительственных структур этих стран начинают использовать явные или расчетные ставки дисконта, составляющие ниже 8% при оценке проектов в области общественного образования.
Исследования, в которых сравнивалось академическое, или общее, и техническое, или профессиональное, среднее образование показали, что в среднем отдача первых 16%, а вторых – 11%. И здесь решающим фактором являются издержки: профессиональное обучение требует больших затрат, чем общеакадемическое образование [11].
Таким
образом, существует большое количество
показателей эффективности инвестиций
в человеческий капитал, которые позволяют
определить, насколько эффективны эти
инвестиции в той или иной сфере их действия.
Все это многообразие показателей создано
для того, чтобы можно было четко понимать,
насколько эти инвестиции эффективны
в конкретных случаях, и рассчитывать
объем затрачиваемых средств, необходимый
для оптимальной работы этих инвестиций.
Заключение
В курсовой работе были рассмотрены основные виды инвестиций в человеческий капитал, критерии оценки их эффективности и сущность этих инвестиций в целом. Также был проведен общий анализ тенденций и современной ситуации в области инвестирования в человеческий капитал.
В заключении можно отметить следующее: благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал, как на уровне отдельной фирмы, так и в целом на уровне государства.
Понятие человеческого капитала стало интенсивно использоваться мировой наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной деятельности, выяснившей необходимость и высокую эффективность вложений в человеческий капитал. Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе.
Величина человеческого капитала обусловлена условиями его формирования и развития. Поэтому большое значение принимают инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи, где происходит накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека, которые являются фундаментом для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала индивида.
Экономические
оценки человеческого капитала стали
широко использоваться как на микроэкономическом,
так и макроэкономическом уровнях
для определения величины национального
богатства, потерь общества от войн, болезней
и стихийных бедствий, в сфере страхования
жизни, выгодности инвестиций в образование,
здравоохранение, миграцию и для многих
других целей.
30
Список
литературы
1.Гражданский кодекс РФ. Раздел I гл. 1,3,4,9 ч. 1 Раздел II гл. 13,16,17,19 Раздел III гл. 1,22,23,24 от 30.11.94 №51 ФЗ. - М.: 1996
2.Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» №1488–1 от 26.06.91 (в ред. от 10.01.03).
3.Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» №39-ФЗ от 25.02.99 (в ред. от 24.07.07).
4. Ваганян О.Г. Управление формированием и развитием интеллектуального
капитала коммерческих организаций // Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М., 2008.
5.Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. /СПб. ун-т экономики и финансов. – СПб.: Наука, 1999. – 309 с.
6.Фитц-енц, Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала: М.: Вершина, 2006.
7.Борисов Г.В. Инвестирование в человеческий капитал в условиях трансформирующейся экономики России: Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 5, экономика. – СПб., 1998.-Вып. 2. – С. 17–23.
8.Борисов Г.В. Человеческий капитал фирмы: Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 5, экономика. – СПб., 1999. – Вып.1. – С. 173–188.
9.Интеллектуальный капитал – Мировая экономика и междунар. отношения. – М., 1998. №11. – С. 23–41.
10.Дейнтри
Даффи. Человеческий капитал. – http:/www.osp.ru/cio/2009/06/
11.Psacharopoulos G. Returns to Investment in Education – Policy Research Working Paper 1067. January 2008.
12.Чеботарев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия: М.: Дашков и К, 2009. — 256с.
13.Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика – Учебное пособие: М.: Питер, 2010. — 208 с.
Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал