Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:51, реферат
Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще особый инвестиционный климат и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны.
ВВЕДНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. Сущность свободной экономической зоны………………………………….5
1.1. Общие сведения об СЭЗ…………………………………………………….5
1.2. Подходы, используемые в создании СЭЗ………………………………...7
1.3. Цели создания СЭЗ…………………………………………..........................8
1.4. Льготы, используемые в СЭЗ………………………………………………10
2. Становление свободных экономических зон в Молдо-ве………………….13
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………...................19
ЛИТЕРАТУ-РА………………………………………………………………….........23
Административные льготы, которые предоставляются администрацией данной СЭЗ для упрощения режима въезда и выезда иностранных
граждан, процедур регистрации предприятий, а также оказания различных услуг.
Специфический набор льгот и стимулов, применяемый в отдельных зонах, дополняется специальными формами поощрений, направленных или на ускорение развития транспортной инфраструктуры, или на стимулирование переработки местного сырья на экспорт, или на привлечение в зону определенного типа инвесторов (мелких или, напротив, крупных), или на решение других конкретных задач.
Все упомянутые льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Однако весь их набор должен служить инструментом реализации сравнительных преимуществ данной территории, а не средством возмещения отсутствующих здесь факторов развития. Важно также иметь в виду, что налоговые льготы не являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала. При современных масштабах распространения свободных экономических зон более важными факторами в этом отношении могут оказаться инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры и квалификация рабочей силы, возможность получения на внутреннем рынке дешевых кредитов и простота административных процедур. Главным же фактором для привлечения иностранных капиталов, как показывает мировая практика, остается политическая стабильность в стране размещения СЭЗ.
Организация специальных экономических зон – дело хлопотное с административной точки зрения и требует значительных финансовых средств. Так, по данным Института востоковедения Российской Академии Наук, проведшего обследование 26 стран, их соответственные затраты по
привлечению иностранных капиталовложений составили 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. А в Китае собственные вложения в
четыре СЭЗ к концу 80-х гг. превысили 22 млрд. долл., а иностранные инвестиции составили только 4 млрд. долларов. В связи с этим эксплуатацией свободных экономических зон занимаются либо специально создаваемые правительствами административные структуры, либо государственные компании. Только таким путем обеспечиваются необходимые для обустройства инвестиции.
Специальные экономические зоны доказали свою эффективность во многих странах мира. Однако в ряде мест они не состоялись или долгое время оставались убыточными. Подобные явления происходили по политическим, экономическим и организационным причинам. Обострение политической ситуации, переход политического кризиса в военную стадию дестабилизирует обстановку в стране и не способствуют притоку и нормальному функционированию иностранного капитала. Наоборот, он уходит их этих стран. Так было в Либерии, Гватемале и некоторых других странах. К экономическим обстоятельствам можно отнести отсутствие достаточных материальных условий, необходимых для функционирования свободной зоны. Так случилось на Филиппинах, где зону создали в регионе, в котором не было необходимого числа рабочих, и который не располагал развитой инфраструктурой. Не меньшим тормозом в развитии экономических зон является и всякого рода организационные неурядицы: сложные процедуры регистрации иностранного капитала, отсутствие квалифицированной рекламы и некоторые другие деструктивные факторы.
2. Становление свободной экономической зоны
в Молдове.
Свободные экономические зоны широко распространены в мире. Эти точки экономического роста привлекательны для иностранного капитала с точки зрения налогообложения, гарантий о неизменности нормативной базы, а также упрощение бюрократических процедур и надежной безопасности. Они оказывают на экономику страны как прямое, так и косвенное благоприятное влияние. Это имидж страны, новые рабочие места с возможностью обучения новым технологиям и новой культуре производства. К этому необходимо добавить и отчисления в бюджет, возможность получения деловых услуг на современном международном уровне, производство импортозамещающих товаров, увеличение экспорта, высокие темпы развития конкретной территории, объявленной свободной экономической зоной.
Именно это послужило основой для принятия в 1995 году закона «О Зоне свободного предпринимательства «Expo-Business-Chisinau». Был еще один фактор, повлиявший на это решение – территория бывшей ВДНХ приходила в страшный упадок, на ее содержание только 30-50% необходимых для этого средств. Последние инвестиции на развитие были направлены еще в 1984 году. Поэтому было решено отработать новую для нашей республики форму хозяйствования именно на этой территории.
Организация свободной экономической зоны классического типа требует на этапе ее создания серьезных затрат на развитие инфраструктуры. Однако если по каким-либо причинам не могут быть выделены такие средства, то используются иные варианты организации зоны с целью
создания особой привлекательности для капитала. В период становления применяются отличные от «классики» виды деятельности, например,
розничная торговля. Подобного рода зоны действуют во многих странах Латинской Америки.
Наше государство выбрало именно такой путь для создания первой СЭЗ, в том числе по причине прозрачности молдавских границ, высокого уровня теневой экономики и т.п.
Другое отличие от классической схемы заключается в том, что резиденты свободной Зоны, обязательно должны были стать резидентами РМ. Таким образом, они включались в существующую в стране систему контроля за соблюдением действующего законодательства. А за Администрацией свободной Зоны оставался, в основном, контроль за исполнением специфических положений законодательства. При этом государство предоставило инвесторам гарантии того, что законодательство о свободной экономической зоне не будет меняться в течение 10 лет. Это все дало большой импульс для предпринимательской инициативы. В Молдову пошли инвестиции, ЗСП «Expo-Business-Chisinau» в условиях всеобщей депрессии стало точкой экономического роста.
За два года резидентами ЗСП стали 64 иностранные фирмы, представляющие 22 страны. По состоянию на 30 сентября 1998 года было инвестировано почти 62 млн. леев, причем из них 1/5 безвозмездно в развитие инфраструктуры зоны. К концу 1998 года ожидалось получение инвестиций на 100 млн. леев. Активно осваивались новые виды деятельности. Производство товаров достигло уже 11% от общего объема оборота в свободной Зоне. Наладился выпуск компьютеров, электронных газовых горелок для табакосушилок, телевизоров, кассовых аппаратов и др.
Объем поступлений в бюджет с этой территории с учетом ряда совместных предприятий, ранее работавших в РМ и прошедших по конкурсу в свободную Зону, увеличился в 15 раз. Интересна динамика. Так, если в
первом полугодии 1997 года платежи в бюджет составили 2,4 млн. леев, то во втором полугодии уже 6,5 млн. леев. За это время было создано почти 1500 новых рабочих мест. К ним можно прибавить около 400 новых рабочих мест, созданных у подрядчиков.
Благодаря целенаправленной работе порядка 150 местных производителей реализовали товары через торговую сеть свободной Зоны, довольно успешно конкурируя с импортерами.
Организация ЗСП изначально рассматривалась как способ, модель выхода экономики республики из глубокого экономического и социального кризиса.
Первая задача – приостановить разрушительный процесс на территории ВДНХ – была решена буквально за полгода. Далее, в соответствии с утвержденной концепцией и генеральной схемой развития была заложена основа создания в ЗСП бизнес – центра.
Вторая задача – организация производства товаров, в первую очередь, на территории субзон. В первом полугодии1998 года (до внесения поправок в законодательство) восемь резидентов собирались открывать производство в субзонах, закупали оборудование.
Этому способствовала торговля, и в первую очередь, розничная, которая занимала менее 40% от всего оборота в свободной Зоне. Но именно она послужила главным прикрытием начала борьбы против свободной Зоны. Согласно законодательству 1998 года, одно физическое лицо было вправе приобрести товары без НДС и таможенных пошлин на сумму 250 долларов США в месяц. Доля товаров, реализуемых в свободной Зоне, не превышала 3-4% от объема легальной торговли в республике, при этом магазины Зоны давали 35% от всех доходов в торговле республики.
Еще одна задача, решаемая свободной Зоной – это борьба с черным рынком. Наступление государства на свободную Зону на этом фронте вызвало объединение против ЗСП сил, имеющих прямой интерес на черном рынке. А черный рынок в РМ очень значителен – более ½ количества всей торговли.
Появление торговли в ЗСП разрушило монополию черного рынка и вызвало снижение на нем цен. Но покупатели отдавали предпочтение свободной Зоне, так как здесь не было риска в качестве пищевых продуктов, а при покупке сложной техники клиент получал гарантии на последующее ее обслуживание. Заработал экономический механизм борьбы с черным рынком, но государство не воспользовалось им для дальнейшего наступления. Под воздействием влиятельных сил теневой экономики началось формирование общественного мнения на тему: «ЗСП наносит ущерб бюджету». Стал проповедоваться лозунг несправедливости различных условий для резидентов в свободной Зоне и остальных предпринимателей. К этому была подключена и легальная торговля, хотя, как показывает статистика, ЗСП на товарооборот легальной торговли не повлияла. Был найден предлог и возможности для вовлечения в борьбу против свободной Зоны и международных структур.
В результате 8 августа 1998 года поправки в закон о бюджете лишили розничную торговлю налоговых и таможенных льгот, несмотря на 10-летние гарантии, предоставленные законом. Потом последовал ряд противоречащих закону инструкций Минфина. В развитии свободной экономической зоны наступил период спада: бюджет получил на 1 млн. леев меньше, большее количество работников ЗСП ушли в принудительный отпуск или были уволены, застыли стройки, нарушились заключенные
контракты, остались невозвращенными банковские кредиты, обанкротились многие резиденты и Администрация.
В течение 2,5 – 3 последующих лет в результате выжидательной и нерешительной политики правительства РМ ЗСП не развивалась, но и не умерла окончательно, так как были отменены льготы только в отношении розничной торговли. Все остальные преимущества, которые предоставляет резидентам закон о ЗСП, остались. В настоящее время деятельность и инвестиции некоторых резидентов продолжаются. ЗСП сохранила свою привлекательность для инвесторов и может стать хорошим трамплином для развития. Во многом это обусловлено сохранением ряда льгот и преимуществ при осуществлении производственной деятельности, оптовой торговли и оказании различного вида услуг. Например, товары, произведенные в ЗСП, при вывозе с ее территории освобождаются от акцизов и НДС, они также освобождаются от таможенных пошлин при их вывозе на таможенную территорию Молдовы. При этом примечательно, что освобождение от таможенных пошлин применяется при временном вывозе товаров из Зоны, без их реализации, а также и при ввозе обратно в переработанном или доработанном виде, если степень переработки не превышает 50%. Такая возможность способствует стимулированию работы, как резидентов, так и их партнеров за пределами Зоны, но на территории Молдовы. Полностью освобождены от уплаты таможенной пошлины и товары, вывозимые через ЗСП за пределы таможенной территории Молдовы, независимо от места их происхождения. Это способствует развитию оптовой торговли. Сохранился и порядок освобождения от уплаты НДС и акцизов на товары и услуги, ввозимых на территорию ЗСП из-за пределов Молдовы, а также происходящих из Молдовы и предназначенных для конечного потребления. Товары, произведенные в Молдове и ранее импортированные в ЗСП, могут продаваться на территории Зоны без уплаты таможенных процедур.
На территории ЗСП ведется активное строительство офисных помещений. Работа в сфере оказания услуг на территории ЗСП – одно из самых выгодных и перспективных направлений деятельности. При открытии офиса на территории Зоны фирма получает возможность оказывать услуги без НДС. Также резиденты Зоны получают налоговую льготу по уплате подоходного налога в размере 45% от установленной в Молдове ставки в течение первых пяти лет своей деятельности. Т.е. ставка подоходного налога составит всего 12,5%, всю остальную прибыль можно использовать на развитие. Кроме того, резиденты, инвестировавшие в развитие ЗСП капитал, эквивалентный не менее $250000, на пять лет полностью освобождаются от уплаты подоходного налога. Именно поэтому все больше фирм, как на территории Молдовы, так и за ее пределами прибегают к услугам резидентов Зоны. Зарубежные партнеры чаще используют возможности складского хранения своих товаров с последующим их реэкспортом или оптовой продажей. Молдавские фирмы, кроме этого, стремятся и к установлению партнерских отношений с резидентами по переработке различных товаров.
Все это активизирует деятельность резидентов зоны, способствует растущему спросу на складские и офисные помещения.
Выше мы подробно рассмотрели одну из свободных экономических зон Республики Молдова. Кроме этого, на территории РМ образованы и функционируют следующие зоны: "Производственный парк "Отачь-бизнес", "Производственный парк "Тараклия", зона свободного предпринимательства "Твардица", "Производственный парк "Валканеш". Все вышеперечисленные ЗСП находятся на начальном пути своего развития, т.е. на стадии становления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цели, преследуемые другими странами при создании СЭЗ, преимущественно не отличаются друг от друга. Специальные экономические зоны могут служить:
Фактором вовлечения экономики в МРТ через развитие экспортно-ориентированного или импортозамещающего производства;
Стимулом развития отдельных регионов страны;
Средством совершенствования специальных отраслевых производств;
В качестве территории свободного производства, где апробируется особый механизм перехода к рынку;
Способом косвенного модернизирующего воздействия на экономику через демонстрационные и обучающие эффекты, выходящие за пределы зональной территории;
Методом образования в национальной экономике так называемых центов развития, или центров роста.
Однако все эти цели сразу не могут быть достигнуты. Да и стремиться к этому вовсе не обязательно. Молдове, как и другим странам, находящимся на стадии перехода к рыночным отношениям, в настоящее время можно сконцентрировать свои усилия на достижении всего лишь нескольких приоритетных целей. Надо избирательно проводить определенные мероприятия, которые будут способствовать привлечению иностранного капитала в страну.