Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:14, реферат
Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие основные взаимосвязанные проблемы:
1. Что производить - это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.
2. Как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.
3. Для кого производить - это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими потребитель.ли
Введение
1. 1. Сущность рынка
1. 2. Условия возникновения рынка
1. 3. Функции рынка
2. Характеристика рыночной системы хозяйствования
3. Система рыночных принципов
4. 1. Специфика развития рыночной экономики в России
Заключение
5. Распространение коммерческих принципов по «вертикали» и по «горизонтали». Это означает, что все сферы и все уровни экономики должны быть «пронизаны» рыночными отношениями. Только это способно поставить все экономические субъекты в равное «рыночное» положение, заставляя взаимодействовать по единым рыночным правилам.
6. Свободное ценообразование, при котором административное назначение цен допускается только в нерыночных секторах экономики (наука, образование, здравоохранение, оборона, экология и другое).
Одновременное воздействие на цену множества ценообразующих факторов (прежде всего динамики затрат труда, издержек производства и обращения, спроса и предложения, доходов и объема инвестиций) придает ценам ту непредсказуемость, которая и превращает рынок в повседневный экзамен и бесконечное состязание между всеми участниками производства. Именно эта непредсказуемость вынуждает товаропроизводителей к постоянному совершенствованию организации производства, минимизации его издержек иповышению качества результатов.
7. Наличие рынков труда, товаров и капиталов, движение которых и придает необходимый рыночной экономике импульс. Особенно важен рынок труда, обеспечивающий оптимальную занятость и непрерывную переподготовку совокупной рабочей силы общества.
8. Государственное регулирование рыночной экономики, включающее
следующие главные направления:
1)стабилизацию производства («налоговая и инвестиционная политика»);
2)финансирование научно-технического прогресса («политика научно-
целевых программ»);
3)дотацию социально значимых отраслей («инвестиционная политика»);
4)выравнивание уровней экономического развития различных регионов
(«региональная экономическая политика»);
5)государственную поддержку конкуренции («политика демонополизации»);
6)оздоровление денежной системы («финансовая и антиинфляционная
политика»);
7)преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения
(«политика доходов»).
9. Система социальной защиты - главное средство ослабления неизбежных негативных социальных последствий рыночной организации производства. Наличие и масштабы системы социальной защиты населения служат критерием и мерой цивилизованности рыночной экономики в данной стране.
Система социальной защиты включает три главных направления:
1)регулирование доходов предпринимателей посредством их налогового
перераспределения;
2)гарантию заработной платы наемных работников с помощью
законодательного утверждения минимальной заработной платы как обязательной базы оплаты труда;
3)защиту уровня жизни населения путем индексации заработной платы и
других фиксированных доходов.
4. 1. Специфика развития рыночной экономики в России
Реформы, начавшиеся в 1992 году, представлялись обществу как начало долгожданного движения вперед и условия решения основных социально- экономических проблем. За время их осуществления удалось сформировать основы рыночной экономики, включить основные элементы рыночного механизма, заложить фундамент рыночных институтов.
В каждой стране осуществляется определенная экономическая политика, которая занимается поиском путей решения экономических проблем, приведением в действие соответствующих механизмов. Политические силы добиваются успехов в тех случаях, когда в своей политике они учитывают социальные, культурные, правовые и другие аспекты решаемой проблемы.
Осуществление намечаемых задач экономической политики оказывает влияние на изменение экономической системы, ее совершенствование и является условием развития экономических наук.
Опыт свидетельствует, что в условиях становления рыночной экономики необходимо решить следующие основные задачи экономической политики:
1. Предоставить свободу выбора вариантов поведения хозяйствующим
субъектам в решении вопросов экономического развития.
2. Использовать
возможности для полной
3. Обеспечить рост экономики и на этой основе повысить уровень жизни
всего населения.
4. Добиваться стабильности цен, преодоления инфляции и финансовой
устойчивости хозяйствующих субъектов.
5. Осуществлять охрану окружающей среды, добиваться экологической
безопасности в процессе хозяйственной деятельности предприятий.
6. Предусмотреть
социальную поддержку,
7. Совершенствовать
налогообложение и
В каждой стране перечень задач экономической политики может быть уточнен и расширен.
Проблема поиска Россией оптимальной социально-экономической модели сегодня актуальна. Многие признаки свидетельствуют, что в России «уже далеко зашел процесс утверждения модели, не обеспечивающей решения экономических и социальных задач развития страны». В настоящее время имеется опасность закрепления на тот или иной период этой системы, которая малоспособна к прогрессивным изменениям. Отвергнув прежний курс, российское общество оказалось «неспособным выработать новые демократические ориентиры, механизмы достижения таких целей, сформировать массовые демократические движения».
Сложившиеся тенденции общественных преобразований характеризуются множеством противоречий и неопределенностью результатов переходного периода. Реформирование экономики на данном этапе в России связано с преодолением мафиозно-бюрократических черт, устранением подчинения государственного аппарата и государственных финансов частным интересам, укреплением финансовой стабилизации по тем элементам, по которым она достигнута, оздоровлением государственного бюджета, формированием ресурсных и других предпосылок для возобновления экономического роста и обеспечения структурной перестройки экономики, рациональным использованием всех ресурсов и устойчивым повышением экономической эффективности. Эти направления (такая модель) позволяют постепенно подойти к созданию социально-ориентированной рыночной экономики. Большинство политических силу оказывают на необходимость реализации такой модели в России.
Однако длительное время не принимается действенных мер по решению узловых проблем страны и блокируются позитивные перемены. Для того чтобы положить начало социально-экономическому подъему, России требуется освоить современные цивилизованные механизмы формирования и функционирования капитала, которые предусматривали бы решение таких конкретных задач, как обеспечение социально-регулируемого взаимодействия хозяйствующих субъектов, соблюдение приоритета общественных интересов, контроль за вывозом капитала,борьба с коррупцией и тому подобное.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что социальная трансформация рыночной экономики имеет разную степень. Однако при различных подходах к решению социальных проблем, экономика этих стран остается рыночной, поскольку действует механизм конкуренции на основе свободного ценообразования и стремления фирм, предприятий и тому подобное, к получению прибыли. В экономической литературе обоснованно подчеркивается, что различия в решении социальных вопросов рыночной экономики объясняют существование ее национальной модели – шведской, германской, японской, американской и так далее. Основным звеном в понятии «социальная рыночная экономика» является рыночный механизм. Теория рыночной экономики, ее законы и категории (все элементы рыночного механизма) составляют основное содержание такой целостной системы, какой является социальная рыночная экономика.
Совершенно обоснованно экономисты указывают, говоря о социальной направленности экономики, что главный вопрос состоит в том, на какие элементы социальной структуры нацелена та или иная экономика, укреплению каких групп (классов, слоев) населения она содействует и развитие каких элементов общества затрудняет.
Общепризнанным является ориентация экономики на поддержку, прежде всего, средних слоев, на основную часть российского общества.
В экономической литературе указывается, что сегодня в России примерно до 5 % очень богатых людей по международным стандартам и более 33 % населения являются очень бедными (их материальная обеспеченность ниже прожиточного минимума, который не обеспечивает простого воспроизводства), а остальная часть составляет просто бедный люд, который проживает значительно хуже того, что они имели до 1992 года (ниже бюджета минимума материальной обеспеченности). Каждая из крайних групп населения живет в разных социальных мирах, со своими различными проблемами и взглядами на жизнь. Это является одной из причин того, что модель российского общества несбалансированна и неустойчива. А главной причиной такого положения является вызывающе великий разрыв в положении его верхних и нижних слоев населения. В России сформирована монополистическая, коррумпированная, не допускающая контроля система хозяйства, которую с оговорками можно отнести к рыночной. По оценке Б. А. Березовского, в настоящее время в стране семь гигантских финансово-промышленных монополий владеют половиной российского капитала, а пятьдесят крупнейших корпораций сосредотачивают в своих руках почти все национальное богатство.
Средний слой населения развитых стран является большинством в обществе, обладает высоким инновационным потенциалом, оказывает решающее влияние на общественное развитие и служит ориентиром в поведении для нижних слоев общества учитывая сложившиеся тенденции переходного периода в России, представляется нереалистичным рассчитывать на создание такого среднего слоя в будущем. Нужно содействовать этому процессу и относить к среднему классу индивидов не только исходя из достигнутого уровня доходов и социального статуса (как это делается в развитых западных странах), а и в зависимости от уровня и характера их социально-экономических притязаний и активности в рамках установленных норм права и общепринятых норм морали и деловой этики.
Заключение
Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:
1. Рыночная экономика представляет собой такую форму организации
хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих
субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого
производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов.
2. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность
перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних
условий.
3. Рыночная система лучше других приспособлена для использования
достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в
конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества.
Для любой рыночной
системы обязательно наличие
право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления
конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и
занятий.
Основой этой системы является рынок, который за длительный период
убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных
стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Современное постиндустриальное общество стремится к созданию и
утверждению современной
социально-ориентируемой
основывается на принципах рынка, а социальные компоненты гарантируются
законодательством.