Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:25, реферат
Инновации являются сложным экономическим и организационным процессом, который опирается на использовании двух видов потенциалов – научного (новейших технологий и техники) и интеллектуального, связанного со способностью внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности.
Введение
Сущность понятия «инновация»
Инновации в системе экономики, основанной на знаниях
Инновационная система России
Сектор исследований и разработок (ИиР)
Предпринимательский сектор
Показатели инновационной активности в России
Инновации как фактор экономического роста
Заключение
Cписок литературы
Содержание
Введение
Сущность понятия «инновация»
Инновации в системе экономики, основанной на знаниях
Инновационная система России
Сектор исследований и разработок (ИиР)
Предпринимательский сектор
Показатели инновационной активности в России
Инновации как фактор экономического роста
Заключение
Cписок литературы
Введение
Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его главное предназначение. Наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных потребностей общества – инновации.
В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.
Инновации являются сложным экономическим и организационным процессом, который опирается на использовании двух видов потенциалов – научного (новейших технологий и техники) и интеллектуального, связанного со способностью внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности. Важным элементом этого процесса выступает его инвестиционное обеспечение - нахождение и рациональное использование финансовых средств. Таким образом, привлечение государственных, частных или смешанных инвестиций с их определенными резервами, которые могут в какой-то степени компенсировать повышенный риск, приводит к более эффективному развитию инновационной деятельности.
К тому же, как показал опыт многих стран, успешный переход к инновационной модели функционирования национальной экономики возможен лишь при условии восприятия ею инноваций. Здесь также необходимо решить проблему адекватного государственного финансирования и регулирования инновационных процессов. В связи с этим работу можно назвать актуальной.
Сущность понятия «инновация»
Экономика как саморазвивающаяся система находится в процессе постоянных изменений, эволюционирующего развития, движущей силой которого выступают появление и распространение инноваций.
Инновация -
это нововведение в области
техники, технологии, организации труда или управления,
основанное на использовании достижений науки и передо
вого опыта.[1]
Инновация характеризуется как конечный результат нововведений с целью максимизации прибыли и получения других экономических, социальных, экологических, научно-технических или иных эффектов. Нововведения могут быть представлены в виде изобретений, товарных знаков, патентов, документаций на новый или усовершенствованный процесс, результатов научных, маркетинговых и других видов исследований.
В настоящее время инновационное развитие становится наиболее важным элементом социально-экономического развития стран и регионов. Рост экономик США, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии во многом обусловлен развитием наукоемких отраслей, разработкой и внедрением инноваций. Без инноваций экономическая система достигла бы устойчивого равновесия, которое будет препятствовать дальнейшему развитию национальной экономики.
Понятие «инновация» впервые появилось в XIX в. в исследованиях культурологов и первоначально означало введение некоторых элементов одной культуры в другую,в частности, внедрение европейских обычаев в традиционные азиатские и африканские общества. А закономерности технических нововведений стали изучаться только в начале ХХ столетия.
Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера, который в своей работе «Теория экономического развития» (1912г.) рассматривал инновацию как средство предпринимательства для получения прибыли. Он называл предпринимателями «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент»[2].
В мировой экономической литературе «инновация» определяется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
На современном этапе инновации должны быть присущи такие свойства как новизна, способность быстрой реализации на рынке, применимость в любой сфере деятельности человека и способность приносить экономический и другие виды эффекта.
1.1. Инновации в системе экономики, основанной на знаниях
Развитие экономики в XX веке привело к нововведениям в сфере производства знания и информации. Эта эволюция отражена в таблице по периодам. В таблице рассмотрены инновационный период - после 2000-го года, а также современный период - экономики, основанной на знаниях (knowledge - based economy).
Таблица 2. Эволюция содержания нововведений[3]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В период прединдустриальной экономики в связи с развитием новых отраслей появляются принципиально новые продукты или новшества (например, появление синтетического волокна и пластмассы в химической промышленности).
В эпоху индустриальной экономики увеличение роста производительности труда привело к небывалому росту товарной массы.
На стадии информационной экономики новые товары и технологии формируют в свою очередь новые потребности людей (например, новые потребности человека: новые товары и услуги, новые орудия труда, новое качество жизни - привели к появление компьютерных технологий).
На современном уровне экономического развития знание и информация все сильнее воздействует на социальную среду. Современный этап экономики, основанной на знаниях, все больше характеризуется преобладанием социальных факторов и выражается в качественных изменениях жизни человеческого общества.
Глава 2. Инновационная система России
По отношению к инновациям все страны СНГ можно разделить на четыре группы. Самая многочисленная первая группа включает Армению, Молдову, Таджикистан и Кыргызстан, где имеющийся экономический потенциал затрудняет возможности внедрения инноваций. Дефицит государственного бюджета, его пополнение преимущественно за счет иностранных кредитов, отсутствие привлекательных для мирового рынка экспортных товаров, зависимость семейных доходов от поступлений из за границы не могут создать необходимого финансового обеспечения для инновационного развития.
Ко второй группе можно отнести Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, где за счет больших поступлений валюты от экспорта энергоносителей и другого высоколиквидного на мировом рынке сырья есть определенные финансовые ресурсы, которые руководство этих государств вынужденно расходует на другие цели, а не на инновационное развитие.
Определенные меры по расширению инновационного сектора осуществляются в третьей группе стран СНГ – Украине, Беларуси и Казахстане. Но они ограничены небольшими объемами их экономического потенциала, не позволяющего обеспечить масштабный подход к осуществлению инноваций.
Самые большие потенциальные возможности для инновационного развития среди стран СНГ имеет Российская Федерация. Уже накануне кризиса были предприняты действия по созданию центров инновационного развития с привлечением государственных и частных средств. Только на исследования и внедрения в сфере нанотехнологий планировалось выделить 180-200 млрд. рублей[4]. Даже в период кризиса высокотехнологичные проекты получали через федеральные программы крупные бюджетные ассигнования, хотя правительство снизило их объем с 1161 млрд. до 909 млрд. рублей[5].
Рассмотрим инновационную деятельность в секторе исследований и разработок (ИиР) и в предпринимательском секторе.
2.1. Сектор исследований и разработок (ИиР)
В последнее десятилетие показатель доли бюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки составлял около 60%, который незначительно отличался от его среднего значения. Это отличает Россию от развитых стран мира, где финансирование науки из государственного бюджета составляло в 2002-2007 годах от 20% до 50% суммарных расходов на эти цели. Как видно, финансирование науки гражданского назначения как часть бюджетных расходов росло, но в меньшей степени, чем расходы на образование и здравоохранение (рис. 1).
Рис. 1. Ассигнования на науку, образование и здравоохранение из средств федерального бюджета (в % к расходной части)[6]
В целях анализа инновационной деятельности в секторе исследований и разработок рассмотрены следующие показатели: показатель внутренних затрат на ИиР в процентах к ВВП; показатель расходов на ИиР в расчете на душу населения (в долларах США).
По показателю расходов на ИиР в расчете на душу населения (в долларах США) в России наблюдается улучшение (табл. 3). В начале 2000-х годов Россия значительно уступала всем развитым странам и большинству стран Восточной Европы, к 2006 году разрыв сократился (если, например, данный показатель для США в 2000 году был в 12 раз выше, чем в России, то в 2006 году он стал выше в 8 раз; почти такая же картина наблюдается и с Финляндией). В начале рассматриваемого периода Россия незначительно опережала Польшу в, а к его концу уже превышала более чем в 1,7 раза.
Таблица 3. Внутренние затраты на ИиР в расчете на душу населения (долл. США по паритету покупательной способности)[7]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель внутренних затрат на ИиР в процентах к ВВП тоже вырос с 0,95% в 1998 году до 1,14% в 2008 году (гр. 1).
График 1. Внутренние затраты на ИиР в процентах к ВВП (1995-2008 гг.)[8]
2.2. Предпринимательский сектор
C 2000-2008 года в предпринимательском секторе произошло существенное улучшение макроэкономических и институциональных условий для инновационной деятельности, однако сейчас появились новые риски и ограничения, тормозящие инновационную активность предприятий в России (влияние мирового финансового кризиса, дефицит высококвалифицированных кадров, относительно высокая инфляция издержек внутри страны и др.).
Статистика показывает, что инновациями пока занимается ограниченное число промышленных компаний. Инновационная активность наблюдается в основном среди некоторых крупных компаний и некоторых видов экономической деятельности.
Так, в 2006 и 2007 годах значительную часть российского ВВП произвели инновационно активные предприятия, доля которых в промышленности составляла всего 9,4%. В таблице показано, что доля инновационно активных предприятий промышленности в выручке от продаж составляет 40 - 48%, а занятости – 37 - 38,5%.
Можно сказать, что экономический вес инновационно активных предприятий в России выше, чем принято считать. Однако размеры и качество инновационных процессов предприятий остаются очень низкими, поэтому в 2004 - 2007 годах доля инновационной продукции в выручке оставалась на очень низком уровне 5-5,4 %.
Таблица 4. Оценка доли и экономического веса инновационно активных предприятий промышленности[9]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Показатели инновационной активности в России
В данной главе сравниваются показатели инновационной активности в России и в развитых странах «большой семерки» – США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада, странах ОЭСР (30 стран организации в целом) и ЕС (27 европейских стран в целом) за 2007 год.
Проведем сравнительный анализ на основе рейтинга инновационного обзора ЕС (European Innovation Scoreboard 2007), согласно которому страны мира по результатам инновационной деятельности подразделены на 4 группы:
1. группа инновационных лидеров (Дания, Финляндия, Германия, Израиль, Япония, Швеция, Швейцария, Великобритания и США);
2. группа стран, догоняющих инновационных лидеров (Австрия, Бельгия, Канада, Франция, Исландия, Ирландия, Люксембург и Нидерланды);
3. группа «скромных новаторов» (Австралия, Кипр, Чехия, Эстония, Италия, Норвегия, Словения и Испания);
4. группа отстающих стран (Болгария, Хорватия, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния и Словакия).
Таблица 5. Показатели инновационной активности в России и странах ЕС[10]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|