Сущность инфляции. Механизм управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Инфляция является феноменом нарушения денежного обращения, связана с различными денежными факторами: эмиссией знаков стоимости, объемом денежной массы, скоростью оборота денег, суммой взаимопогашающих платежей, экономизирующих деньги.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4



1.Сущность инфляции………………………………………………………….….7



1.1.Инфляция в России……………………………………………………………..9


1.2.Инфляция в России в феврале 2005г…............................................................11



2.Виды инфляции………………………………………………………………….14


3.Социально-экономические последствия инфляции………………………….. 20



4. Механизм управления………………………………………………………......23



4.1.Антиинфляционная политика………………………………………………....23




4.2.Антиинфляционная политика в России……………………………………...26



Заключение…………………………………………………………………………27



Глоссарий…………………………………………………………………………..30



Список использованной литературы……………………………………..…….…31



Приложение…………………………………………………………………..….…33

Работа содержит 1 файл

Сущность инфляции, её виды.....doc

— 1.02 Мб (Скачать)

Но каковы бы ни были якобы «позитивные» функции  инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.

Негативная  функция инфляции состоит также  в том, что она сужает возможности  накопления. Сбережения в ликвидной  форме сокращаются, частично принимают  натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция  ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов  получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы. 

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

  • снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
  • обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
  • потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
  • усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;
  • ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
  • ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

4. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ

4.1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛиТИКА

 

      Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антимонопольных мер.

Нельзя  обойти стороной и сомнения в опасности монопольной власти, которые неоднократно высказывались разными экономистами (например, австрийским экономистом Й.Шумпетером): 1) относительно малая величина потерь, обнаруженная при эмпирических исследованиях, 2) научно-технический прогресс может быть более быстрым в условиях монополии.3

Существует  ряд отраслей, в которых монополия  необходима, и перед государством стоит задача регулирования цен  и объемов производства в интересах  общества.

Здесь могут быть реализованы следующие подходы. Метод предельных издержек заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Метод средних издержек состоит том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается, если цена в любом случае равна средним издержкам. Используется также метод установления потолка цен. Однако применение этих методов имеет свои сложности. Метод предельных издержек часто ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств. Лишенный этого недостатка метод средних издержек может дать результат, когда предельные издержки будут ниже, чем предельная полезность продукта, и, с другой стороны не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист знает заранее, что его расходы будут компенсированы. Установление потолка цен обычно приводит к дефициту продукции.

Антитрестовская политика представляет собой серию законов, цель которых – предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики. Главная проблема в реализации этой политики – ограничение монополистических тенденций олигополии. (Олигополия – рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм4). Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной.

Антиинфляционная  политика правительства, согласно кривой Филипса, в краткосрочном периоде  приводит к росту безработицы  и снижению выпуска. Экономика перемещается вправо-вниз вдоль исходной кривой Филипса. Сокращение государственных расходов или денежной массы снижает уровень цен, тогда как заработная плата, зафиксированная в трудовых договорах, остается прежней. В этих условиях прибыли фирм падают и они сокращают объем своего выпуска, а значит и занятость. Для количественной оценки эффективности борьбы с инфляцией используется т.н. коэффициент потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема выпуска необходимо принести в жертву, чтобы снизить инфляцию на один процентный пункт.

Конкретная  реализация долговременных антиинфляционных  программ выходит за рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денежной массы, соответствующих  краткосрочной модели кривой Филипса  и основанных на кейнсианских идеях  регулирования совокупного спроса.

Антиинфляционная  политика может проводиться методами «шоковой терапии» (когда жесткая  денежная политика помогает быстро сбить  инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает возможности быстро снизить инфляцию.

В более  широком плане «шоковая терапия» предполагает, как правило, использование  чисто монетаристских антиинфляционных мер: широкую либерализацию хозяйственной жизни, освобождение цен, свертывание хозяйственной активности государства, жесткое ограничение роста денежной массы, сбалансирование бюджета главным образом за счет сокращения социальных программ и т.д. Программы постепенного снижения инфляции предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер): поддержку важнейших отраслей производства, налоговое стимулирование предпринимательства, частичное регулирование процесса ценообразования, создание рыночной инфраструктуры и т.д. В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.

Большинство стран – как развитых, так и  с переходной экономикой – в практике борьбы с инфляцией никогда не следовали жестким монетаристским  рекомендациям «шоковой терапии», поскольку  это неизбежно приводило к  затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения. Наиболее последовательные приверженцы монетаристских программ, в частности, Россия, испытали на себе и наиболее сильные их негативные последствия.                    

4.2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В                                                 РОССИИ 
 

     Антиинфляционная  политика в России проходила в следующих направлениях:  

1. Сокращение инфляции  спроса:

1. Погашение  инфляционных ожиданий населения,  повышение

    доверия к  рублю.

Эта мера была необходима, так как уже в 1996 г.

инфляция обуславливалась:

45% - инфляционными  ожиданиями;

25% - повышением  цен на топливо;

20% - увеличением  совокупной денежной массы;

      7%  - удорожанием с/х. продукции;

3%  - прочие  факторы.

2. Меры  по стабилизации валютного курса (т.н. “валютный   

коридор”). При этом под “Валютным коридором” понимается   способ принудительного  ограничения курса доллара с  целью преодоления инфляции.

Однако  заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта, появляется высокая потребность в валюте.

Номинальный курс рубля отставал в своем падении  от темпов инфляции. В итоге он упал в десятки раз, тогда как цены выросли в тысячи раз.

  1. Отказ от покрытия дефицита бюджета кредитными ресурсами ЦБ РФ (переход к государственным заимствованиям на рынке ценных бумаг).
  2. Компенсация расширения денежной массы в обращении за счет притока валюты экономических агентов в резервы Банка России.
  3. Введение правительством прямых ограничений на удорожание продукции.
  4. Сдерживание роста зарплаты.
 

    Все эти меры направлены на сжатие совокупного  спроса. 
     
     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         В какой-то мере, говоря о показателях и типах информации, мы уже затронули вопрос о последствиях инфляции, ее влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствиях, но и некоторых специфических функциях инфляции. Многие экономисты придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция, скажем, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство.

Процесс инфляции ведет к тому, что возможно рост массы обращающихся денег ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь рост производства нередко приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой - рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее организованное производство.

В условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Но каковы бы не были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического

Развития  целый комплекс сугубо отрицательных, негативных явлений. Отметим кратко некоторые из них:

1. Инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения.

2. Инфляция сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии "связать" деньги у населения.

3. Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях повышения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий.

4. Инфляция ведет к снижению реальных доходов населения при неравномерном росте национальных доходов.

5. Инфляция ведет к обесценению сбережений населения.

Информация о работе Сущность инфляции. Механизм управления