Сущность инфляции и пути ее преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Цель:
-изучить сущность инфляции и пути ее преодоления.
Задачи:
-Дать определение инфляции, ее классификацию и методы измерения.
-Выявить основные причины инфляционных процессов.
-Изучить социально-экономические последствия инфляции.
-Изучить инфляционные процессы в Республике Беларусь и дать анализ антиинфляционным мерам государства.

Работа содержит 1 файл

макроэкономика курсовая.docx

— 373.46 Кб (Скачать)

Начиная с мая базовый индекс потребительских цен значительно  превосходил индекс роста цен  по регулируемой группе товаров (рис. 2).

     

—♦—Инфляция

—♦—Базовая инфляция


— —ИПЦ - фактический


—х—Рост цен на сезонные товары

Рис.2 Динамика инфляции и  ее составляющих (декабрь 2010г.=100%)

Источник. Построена по данным национального статистического комитета Республики Беларусь.[8, с 107]

 

Некоторое сдерживающее влияние на рост цен оказало введение 90-дневного моратория на него по наиболее значимым, в основном продовольственным, позициям (постановление Совета Министров РБ от 28.05.2011 г. № 676). Но начиная с сентября среднемесячный прирост цен по регулируемой и сезонной группе товаров превосходил базовую инфляцию.

Своеобразным демпфером еще  большего раскручивания инфляции послужили относительно невысокие темпы роста тарифов на платные услуги для населения, в частности услуги жилищно-коммунального хозяйства. Всего за год платежи по жилищно-коммунальным услугам выросли в 1,4  раза – в основном за счет повышения тарифов в феврале на 17,3% и ноябре на 10,9%.Доминирующий вклад в инфляцию в 2011 г. вносили продовольственные товары рис. 3).

Пик роста цен по ним приходится на III квартал, за этот период их вклад  в совокупный рост цен составил 61,6%, при одновременном снижении доли непродовольственных товаров и услуг. В итоге за год на долю продовольственных товаров пришлось 61,4 и.п. (56,5%) совокупного прироста потребительских цен; непродовольственных товаров - 34,0 п.п. (31,2%); услуг - 10,1 п.п. (9,3%); услуг жилищно-коммунального хозяйства - 3,2 п.п. (2,9%).

      Продовольственные  Непродовольственные   Услуги населению,        Услуги ЖКХ

                 товары                          товары                         без ЖКХ

Рис.3. Вклад компонентов потребительской  корзины в инфляции в 2011г.

Источник. Построена по данным национального статистического комитета Республики Беларусь.[8, с 107]

 

Ценовая структура потребительского рынка страны изменялась в течение  года. В I квартале, при относительно небольших значениях инфляции, доминирующими  составляющими роста цен были продовольственные товары и услуги, в частности услуги ЖКХ, во II квартале за счет девальвационного фактора, инфляционных ожиданий и остававшейся на достаточно высоком уровне платежеспособности населения значительно возросла доля вклада непродовольственных товаров. В III и IV кварталах рост цен на продовольственные товары, которые обладают наименьшей эластичностью спроса по цене, значительно опередил рост цен по другим компонентам потребительской корзины, что предопределило их наибольший вклад в инфляцию.

Не произошло сезонного затухания  инфляционных процессов в летние месяцы за счет снижения цен на плодоовощную продукцию. В июле рост цен потребительского рынка составил 103,5%, что было существенно ниже майских и июньских значений инфляции. Однако в августе наблюдалось значительное ускорение инфляционных процессов, связанное с нараставшей неопределенностью поведения государственных институтов, отвечающих за проведение денежно-кредитной и валютной политики, и, как следствие, мультиплицирование связанных с этим рисков производителей и маркетинговой сети.

Инфляция в Беларуси в 2011 г. имела  преимущественно монетарный характер и была обусловлена главным образом  проводимой денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в сочетании с поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне. Уже в I квартале 2011 г. наметились признаки того, что относительно устойчивое положение белорусского рубля может пошатнуться, если не предпринять мер по ужесточению денежно-кредитной политики и переходу к адекватной политике в отношении обменного курса. Тем не менее такие шаги предприняты не были. В результате на внутреннем валютном рынке в условиях высоких девальвационных и инфляционных ожиданий сформировался дефицит валюты. Попытка решить проблему административными методами привела к множественности курсов. Даже майская одномоментная (более чем на 60%) девальвация не смогла нивелировать сложившихся ценовых перекосов на потребительском рынке страны и снизить инфляционно-девальвационные ожидания. В результате в июне - ноябре (за исключением июля) происходила интенсификация инфляционных процессов.

Прогнозный параметр инфляции на 2012 г. предусматривает рост цен потребительского рынка на 121% к декабрю 2011 г. Это означает, что среднемесячный темп прироста цен не должен превышать 1,6%. Чтобы в 2012 г. не повторилась ситуация 2011г., необходимо четкое представление о динамике валютного курса, резервах и возможностях регулирования, даже в условиях его свободного формирования. Нивелировка факторов роста цен со стороны валютной и денежно-кредитной политики позволит работать национальной экономике в режиме снижающегося по сравнению с 2011 г. инфляционного фона.

Выбранный в качестве прогнозного  помесячного тренда индекс потребительских цен должен контролироваться как Национальным банком, так и Министерством экономики и Министерством финансов, Национальным статистическим комитетом. Для этого следует проводить постоянный оперативный ценовой мониторинг с выявлением проблемных товаров и услуг (наиболее высокие темны прироста цен и существенная доля расходов населения). Необходимо снизить риски инфляционных всплесков через импортную составляющую путем контроля цен закупки продукции импортерами и цен реализации в розничной сети. В некоторых случаях полезной будет замена традиционных производителей отдельных импортных товаров, поставляющих свою продукцию по высоким ценам, на производителей с более низким ценовым диапазоном. Важным является продвижение таких товаров на внутреннем рынке современными методами торговли и рекламы.

Учитывая инерционность инфляционных процессов, а также временной лаг реакции на принимаемые антиинфляционные меры, первые положительные эффекты могут проявиться начиная со II квартала

2012г. В III квартале необходимо добиться устойчивого ежемесячного снижения цен потребительского рынка, а в IV - стабилизации ежемесячных темпов прироста цен на уровне прогнозного показателя.

Инфляция в Беларуси в 2011 г. имела  преимущественно монетарный характер и была обусловлена проводимой денежно- кредитной политикой, связанной  с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в сочетании с поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне.

Доминирующим фактором ускорения  инфляционных процессов в 2011 г. явилась  широкомасштабная девальвация белорусского рубля, в результате которой белорусский рубль с начала года обесценился почти в три раза. С учетом прямого потребительского импорта, а также доли используемого импортного сырья, материалов покупных изделий и топлива в объеме про- изводства промышленной продукции, идущей на потребительский рынок, девальвация могла инициировать более 90% прироста потребительских цен.

Непоследовательность действий Национального Банка Республики Беларусь в отношении режима валютного регулирования привела к усилению девальвационно-инфляционных ожиданий субъектов хозяйствования и населения, что в конечном итоге вызывало очередной рост цен. Неопределенность в отношении методов валютного регулирования на протяжении марта - августа текущего года породила множественность валютных курсов, что, в свою очередь, повлияло на ценовую ситуацию на потребительском рынке, провоцировало «народный» экспорт - вывоз товаров за пределы страны в сопредельные страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      3 Методы борьбы с инфляцией

      3.1 Антиинфляционная политика в зарубежных странах

 

В развитых странах для  антиинфляционного регулирования  используют два типа экономической  политики:

1 - политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП). Радикальным вариантом этой политики является дефляционная политика.

2 - политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Применяется индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуемая с динамикой индекса цен.

Антиинфляционная политика ведущих промышленно развитых стран  включает в себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком  низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При  чрезмерно высокой процентной ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит  из регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая необходимость  ограничения денежной массы, никогда  не рекомендовали сжатие денежной массы. Знаменитое «денежное правило» Фридмена гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний  конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.

Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены - валютный курс - цены.

В Российской Федерации в  утвержденном Правительством комплексе  антиинфляционных мер сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования  инфляции. Из пяти направлений три  предусматривают воздействие на ценообразование.

Во-первых, предусмотрено  ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий  и тарифов на услуги ЖКХ при  усилении контроля за издержками монополистов.

Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на горюче-смазочные  материалы. В их числе: стимулирование конкуренции, в частности, путем  организации биржевой торговли, снижение налоговой нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяной отрасли.

В-третьих, прогнозируется замедление роста цен на продовольственные  товары, и чтобы он не превышал общий  темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста предложения этих товаров  и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование  регулирования импорта сельскохозяйственной продукции.

Перечисленные меры воздействия  на ценообразование - самое трудное  направление регулирования инфляции. Конечно, неправомерно отождествлять  с инфляцией всякий рост цен, возникающий  независимо от влияния избытка денег  в обращении.

При вступлении России в  качественно новую фазу инновационного развития для снижения темпа инфляции на основе долгосрочной комплексной  программы необходимо формирование соответствующих макроэкономических условий. В их числе:

* проведение предусмотренных  радикальных реформ по модернизации  экономики, социальной сферы,  государства в целях повышения  конкурентоспособности России в условиях вступления во Внешне торговые отношения;

* снижение зависимости  экономического роста и инфляции  от внешних факторов, неустойчивой  конъюнктуры мировых рынков;

* увеличение инвестиций  в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру  в целях модернизации экономики,  в том числе экспортных и  несырьевых отраслей;

* активное противостояние  коррупции и теневой экономики,  которая, по оценкам Российского  комитета статистики и министерства  внутренних дел, контролирует  от 25 до 50% ВВП соответственно. Декриминализация  позволит увеличить производство  на 20%;

* сдерживание «бегства»  капитала за рубеж, которое  продолжается, хотя и в меньших  масштабах;

* дальнейшее совершенствование  законодательства, преодоление его  противоречивости, бессистемности, а  также ужесточение контроля за  исполнением законов. На рынках  должен царить закон, а не  монополии, мафия, коррупция;

* повышение качества экономической  политики с учетом предыдущих  ошибок, усиление ее предсказуемости,  которая, по оценке Всемирного  банка, может увеличить вероятность  новых инвестиций на 30%;

* восстановление доверия  в российском обществе - к властным  структурам, банкам, корпорациям, рублю,  так как оно влияет на мотивацию  сделок, трансакционные издержки, инициативы  участников рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

3.2. Пути и способы  снижения инфляции в Республике  Беларусь

Несмотря на существенную стабилизацию в последнее время  белорусской экономики, интерес  общественности к валютно-финансовому  рынку республики не ослабевает. На фоне замедления инфляционных процессов, позитивных тенденций во внешней  торговле и на валютном рынке белорусов  по-прежнему остро волнует, не грозит ли стране резкий скачок цен, каких  изменений следует ожидать в  кредитно-депозитной сфере и опустится  ли курс доллара ниже знаковой планки в Br8 тыс. в условиях режима управляемого плавания курса белорусского рубля.

В условиях замедления инфляционных процессов (в феврале 2012 года потребительские цены выросли на 1,5% после увеличения в январе 2012 года на 1,9% и в декабре 2011 года на 2,3%) и стабильности на внутреннем валютном рынке сохранение на протяжении длительного времени высоких номинальных процентных ставок становится неоправданным и несет в себе дополнительные риски как для экономики, так и для банковской системы. Прежде всего это связано с возросшими потоками капитала, сформировавшимися в результате конвертации иностранной валюты в белорусские рубли. При этом частично приток капитала обусловлен как переводом валютных сбережений населения в рублевые вклады, так и притоком краткосрочного капитала от нерезидентов в банковский сектор. В целом это подтверждает, что ставки действительно находятся на достаточно высоком уровне. Вместе с тем, поскольку такого рода краткосрочные потоки очень изменчивы, это осложняет проведение денежно-кредитной политики, а также повышает уязвимость балансов банков в случае оттока краткосрочных вкладов.

Информация о работе Сущность инфляции и пути ее преодоления