Сущность и значение франчайзинга для малых и средних предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 13:05, реферат

Описание работы

Сейчас любое МП может придумать свой бренд, зарегистрировать его, но, чтобы он засиял на рыночном небосклоне восходящей звездой, нужно вложить немалые средства в создание и пропаганду торговой марки. Необходимы широкая рекламная компания, участие в выставках, активная работа коммивояжеров. Это многим малым предприятиям сейчас не по карману. Малым предприятиям проще приобрести права на использование солидного товарного знака в рамках франчайзинга. В этом случае крупная компания-франчайзор предоставляет малому предприятию необходимое оборудование и технологию, организует обучение персонала, а оно обязуется использовать торговую марку только этой компании, независимо, от того, где оно находится - в России или Америке.

Содержание

1. Что такое франчайзинг? 4
Основные термины и понятия 4
2. Преимущества и Недостатки 8
2.1 Преимущества франчайзинга 8
2.1.1 Преимущества для франчайзора 8
2.1.2 Преимущества для франчайзи 10
2.2 Недостатки Франчайзинга 12
2.2.1 Недостатки для франчайзора 12
2.2.2 Недостатки для франчайзи 14
3. Обязанности сторон 15
3.1 Обязанности франчайзора 15
3.2 Обязанности франчайзи 17
4. Психологический фактор 18
4.1 Идеальный франчайзор 18
4.2 Идеальный франчайзи 19
4.3 Фазы развития отношений 20
5. Франчайзинговый договор 21
5.1 Основные элементы франчайзингового договора 21
5.2 Три фазы 22
6. Франчайзинг в России. 25
7. Слова, наиболее часто встречающиеся во франчайзинге, и их значения 29
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 70.76 Кб (Скачать)

Франчайзинговые центры в России:

РАФ - Российская ассоциация франчайзинга. 
РАРФ - Российская ассоциация развития франчайзинга. 
РАРМП - Российская ассоциация развития малого предпринимательства. 
МФПМП - Московский фонд поддержки малого предпринимательства. 
ФЦМБ - Франчайзинговый центр малого бизнеса. 
ФФПМП - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. 
ФРНТФ - Фонд развития науки, техники и франчайзинга, СПб.

7. Слова, наиболее  часто встречающиеся во франчайзинге, и их значения

Франчайзинг (Franchising) Система, состоящая как минимум из двух уровней:

Франчайзор (Franchisor), кто лицензирует или продает свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему.

Франчайзи (Franchisee), кто платит франчайзору первоначальный взнос и сервисную плату (роялти) за права на бизнес.

Франчайзор (Franchisor) Владелец прав на франшизу, штаб-квартира компании. Права обычно предоставляются на торговую марку, ноу-хау и производственную систему.

Франчайзи (также, Франчазиат, Оператор) (Franchisee) Частное лицо, товарищество или корпорация, которые приобретают согласно соглашению права на франшизу на определенной территории.

Франшиза (Franchise) Предприятие, существующее в соответствии с франчайзинговым договором. Франшиза - это термин, под которым понимается вся система, например франшиза Pizza Hut.

Франчайзи систем филиалов (Multi Unit Franchisee) Частное лицо, товарищество или корпорация, которые покупают права у франчайзора на ведение бизнеса на определенной территории и управляют всеми франчайзинговыми предприятиями самостоятельно. В подобных соглашениях обычно существует пункт по развитию территории. Если франчайзи систем филиалов не выполняет этих требований, франчайзор может прибегнуть к некоторым мерам.

Разработчик территории (Area Developer) Частное лицо, товарищество или корпорация, купившие права на разработку определенной территории путем нахождения франчайзи на этой территории для франчайзора. Первоначальная выплата за эту территорию будет определяться оценкой числа потенциальных франшиз на ней. Каждый раз, когда разработчик территории находит нового франчайзи, он получает часть его первоначальной платы, так что к моменту достижения намеченного числа франчайзи он получает обратно внесенную франчайзору первоначальную плату. У него также будет доход в виде процента от сервисной платы (роялти), и он должен будет оказывать поддержку франчайзи и следовать указаниям франчайзора. У него нет никаких контрактных отношений с франчайзи. Франчайзи заключают договор напрямую с франчайзором. 
В подобных соглашениях обычно существует пункт по развитию. Если разработчик территории не выполняет этих требований, франчайзор может прибегнуть к некоторым мерам.

Мастер франчайзи (Master Franchisee/Licensee) Частное лицо, товарищество или корпорация, купившие права на разработку большой территории, часто другой страны путем продаж франшиз в ней. Франчайзинговая плата выплачивается франчайзору за права на разработку территории, и при этом часто мастер франчайзи должен выплачивать франчайзору роялти или следовать соглашению о поставках. Фактически мастер франчайзи является франчайзором на этой территории, так как он напрямую заключает договоры с франчайзи и получает их первоначальные взносы и сервисные выплаты. Однако, он должен обеспечить обучение, маркетинг, поддержку на месте и все остальные услуги в таком же объеме и качестве, как и франчайзор. В подобных соглашениях обычно существует пункт по развитию. Если мастер франчайзи не выполняет этих требований франчайзор может прибегнуть к некоторым мерам.

Интеллектуальная  собственность (Intellectual Property) Эксклюзивная информация, разработанная франчайзором, включающая, но не ограниченная: операционные системы, пособия по функционированию, обучающие видеокассеты, печатные материалы и компьютерные программы.

Ноу-хау (Know-How) см. Интеллектуальная собственность.

Первоначальный  взнос (Up Front fees) Первоначальный взнос, который франчайзи обычно выплачивает только один раз франчайзору за лицензию на использование торговой марки, операционной системы и -секретныхг рецептов и технологий бизнеса. Оплата обычно происходит при заключении контракта.

Сервисная плата (Роялти) (Royalty) Периодические выплаты, производимые франчайзи еженедельно или ежемесячно франчайзору за продолжительное использование торговой марки и операционных систем ведения бизнеса. 
Сервисная плата обычно рассчитывается как процент валовых продаж, но может также иметь форму фиксированной платы или быть встроенной в стоимость товара. Последний вариант особенно характерен для случая, когда франчайзор одновременно является и поставщиком товара.

Эффективность роялти (Royalty Efficiency) Момент, в который операционные расходы франчайзора полностью покрываются доходами от сервисных выплат (роялти), получаемых от существующих франчайзи.

Франчайзинг продукта и имени (Product and Name Franchising) Франчайзор лицензирует франчайзи на ведение бизнеса с использованием его имени. 
Франчайзи/лицензиат при этом обладает меньшими правами, чем во франчайзинге бизнес формата. Франчайзинг продукта и имени может варьироваться от простого вывешивания фирменного знака над предприятием до полного бизнес пакета.

Франчайзинг бизнес формата (Business Format Franchising) Франчайзор лицензирует франчайзи на ведение бизнеса под своим именем и обеспечивает полную основу для деятельности франчайзи.

Корпоративная индивидуальность (Corporate Identity) Эксклюзивные черты, отличающие предприятие и которые могут включать в себя, но не быть ограниченными: цветовые схемы, надписи, надписи на машинах, внешний и внутренний дизайн, мебель, канцелярские товары и упаковку,

Лого (Logo) Эксклюзивный символ, число или символы, используемые предприятием для самоидентификации.

Торговая марка (Trademark) Отличительный Лого, символ или марка, используемая предприятием для самоидентификации и являющаяся официально зарегистрированной на территории всей страны и по возможности интернационально. Она может быть использована франчайзи по лицензионному соглашению с франчайзором.

Надпись на этикетке (Таg lines) Эксклюзивные слова, используемые предприятием в добавлении к своему корпоративному имени и Лого для самоидентификации и усиления их продуктов услуги. Например, 'Всегда Кока- кола', -Фастфрейм, искусство в рамке', 'Жилет - лучше для мужчины нет.

Связи с прессой (Public Relations) Реклама услуг или предприятия через общение с местными, региональными и общенациональными средствами массовой информации.

Территория (Territory) Район, в котором франчайзор предоставляет эксклюзивные права на рынок его предприятия. Его конфигурация может быть определена множеством способов: по географическим границам, почтовому индексу, радиусу от предприятия и даже по числу ключевых клиентов в этом районе.

Поддержка на месте (Field Support) Поддержка, оказываемая франчайзи франчайзором путем общения по телефону, личных посещений и региональных встреч.

База данных клиентов (Client Data Base) Банк информации о посетителях. 
Запись обычно производится во время продажи. Банк данных может быть в последствии использован для получения различных типов справок.

Маркетинговые услуги (Marketing Services) Маркетинговые и рекламные услуги, предоставляемые франчайзором за отдельную постоянно взимаемую плату. Обычно % от валовых продаж или фиксированная периодическая плота.

Заключение

Согласно имеющейся  статистике, среди малых предприятий, стартующих в рамках франчайзинговой схемы, процент неудачников куда ниже, чем в целом по рынку. Однако и это не означает, что франшиза — что-то вроде беспроигрышной лотереи, где каждый билетик обязательно окажется счастливым. Будь так, в мире давно не осталось бы других видов малого бизнеса.

Преимущества  и, увы, недостатки франчайзинга давно известны. Прежде всего, партнер-франчайзи получает право работать под раскрученной торговой маркой. Иными словами, в то время, пока соседний кооператив “Здоровая пища” лезет из кожи вон, чтобы сделать свою вывеску узнаваемой в городе, ваше предприятие, заключившее договор франчайзинга с известной фирмой, моментально приобретает колоссальную фору. Однако любое преимущество окажется временным, если не прилагать постоянных усилий для его сохранения. 
Ресторан быстрого питания, предлагающий посетителям второсортный фаст-фуд, рискует скоро потерять свою клиентуру. Она с удовольствием будет столоваться в той самой “Здоровой пище”, невзирая на всяческие бренды. Ведь бренд — это многое, но далеко не все, что требуется для успеха в бизнесе.

Список используемой литературы

1. «Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса»; Д.

Н.Земляков, М. О. Макашев, Юнити-Дана, 2003 г.

2. «Франчайзинг»; Жерар Дельтей; Нева, 2003 г.

3. Газета «Новости  малого бизнеса», № 2(245) от 16.01.2004 (электронное издание), «ФРАНЧАЙЗИНГ: «ЗА» И «ПРОТИВ»».

4. Торговая газета  № 78-79 от 10.11.2003 (электронное издание), «7 ИЗ 8

ФРАНШИЗНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  ПРЕУСПЕВАЮТ», Елена Финько.

5. Газета «Маркетинг  и практика предпринимательства», № 20(88) от

30.09.2002 (электронное  издание), «ГОСУДАРСТВО ФРАНЧАЙЗИНГ».

6. Торговая газета, № 5-6(99-100) от 28.01.2004 (электронное издание), «С

ПОКУПКОЙ БРЕНДА ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ЗАЩИТУ», Феликс Даниловский.

7. Интернет, www.rarf.ru - Российская Ассоциация Франчайзинга.

Информация о работе Сущность и значение франчайзинга для малых и средних предприятий