Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:33, контрольная работа
Цель работы состоит в изучении некоторых вопросов региональной экономики.
Введение
Региональная экономика - одна из важнейших отраслей экономических знаний. Региональная экономика как научная область знаний занимается исследованием, анализом и прогнозированием, а также обоснованием направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; изучением экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей, исследованием территориальной организации хозяйства. Но в то же время региональная экономика изучает развитие и размещение производительных сил Российской Федерации в целом, ибо экономика каждого региона рассматривается, прежде всего, как часть единого хозяйственного комплекса России.
Цель работы состоит в изучении некоторых вопросов региональной экономики.
1. Сущность и состав территориальных финансов. Правовая основа территориальных финансов
1. Сущность
и состав территориальных
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.
Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципальных объектов образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
С помощью территориальных
Состав территориальных
Основной составной частью территориальных
финансов являются региональные бюджеты.
В современных условиях все в
большей степени
Одним из звеньев территориальных финансов являются средства субъектов хозяйствования: 1) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, коммунальные предприятия); 2) финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме территориальных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие.
1.2. Правовая основа территориальных финансов
Правовой основой функционирования территориальных финансов являются законодательные акты, изданные в России с 1991 по 1997 гг.
1) В Законе РСФСР «О местном
самоуправлении в РСФСР» от 6 июня
1991 г. вопросам финансов местного
самоуправления посвящен
Впервые в Законе признано право территориальных органов на создание и использование внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов территориальных органов власти и предприятий для финансирования общерегиональных мероприятий. Новые права даны территориальным органам власти в распределении и использовании своих финансовых ресурсов. Территориальным органам предоставлены права: самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов; в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизовано устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов; устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды [12. с. 276-283].
2) В Законе РФ «Об основах
бюджетных прав и прав по
формированию и использованию
внебюджетных фондов
3) Вопросы, касающиеся
территориальных финансов, отражены
в Законе РСФСР «Об основах
налоговой системы в
4) В Законе РФ «О
субвенциях республикам в
5) Дальнейшим шагом
в развитии финансово-
6) Важным этапом в формировании законодательных основ территориальных финансов стал Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» (от 25 сентября 1997 г.). В новом Законе регламентируется порядок формирования и использования, финансовых ресурсов местного самоуправления, финансовых взаимоотношении органов местного самоуправления с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и финансово-кредитными институтами, разграничения доходов и расходов между бюджетами. В статье Закона «Местные финансы» впервые определены состав местных финансов, принципы их формирования.[12. c.289-293].
Особое внимание в Законе
уделяется процессу формирования и исполнения
местных бюджетов как основной финансовой
базы муниципальных образований. В разделе, посвященном местным бюджетам,
устанавливается, что каждое муниципальное образование
имеет право на собственный бюджет и получение в процессе
бюджетного регулирования средств за счет
источников федерального бюджета и региональных
бюджетов. Важным положением, впервые
устанавливаемым Законом, является новый принцип формирования
местных бюджетов, суть которого заключается
в том, что формирование этих бюджетов основывается
на государственных минимальных социальных
стандартах и социальных нормах. Вопросы местных бюджетов
нашли отражение в статье 15 Налогового кодекса,
где установлены виды местных налогов и сборов.
Компетенция органов местного самоуправления
в бюджетной сфере определена в ст. 9 Бюджетного
кодекса, где к ведению органов местного
самоуправления в регулировании бюджетных
- установление порядка
- составление и рассмотрение
- определение порядка
- определение порядка и условий
предоставления финансовой
- предоставление финансовой
-осуществление муниципальных
Бюджетным кодексом также определены
полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов.
При этом представительные, органы местного
самоуправления могут вводить местные налоги
и сборы, устанавливать размеры ставок
по ним, и предоставлять льготы по их уплате
в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством
РФ. Органы местного самоуправления вправе
предоставлять налоговые
В целом следует отметить, что за последние годы сделан существенный вклад в развитие законодательной основы местных финансов. Изданные законы четче регулируют межбюджетные отношения в РФ, расширяют финансовую базу местного самоуправления, укрепляют местные бюджеты. [12. с. 276-283].
Заключение