Сущность и состав территориальных финансов. Правовая основа территориальных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении некоторых вопросов региональной экономики.

Работа содержит 1 файл

рег.экономика.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Введение

Региональная экономика - одна из важнейших отраслей экономических  знаний. Региональная экономика как  научная область знаний занимается исследованием, анализом и прогнозированием, а также обоснованием направлений  размещения производительных сил с  учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; изучением экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей, исследованием территориальной организации хозяйства. Но в то же время региональная экономика изучает развитие и размещение производительных сил Российской Федерации в целом, ибо экономика каждого региона рассматривается, прежде всего, как часть единого хозяйственного комплекса России.

Цель  работы состоит в изучении некоторых вопросов региональной экономики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и состав территориальных финансов. Правовая основа территориальных финансов

1. Сущность  и состав территориальных финансов

В условиях демократии одной  из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

Через территориальные финансы  государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципальных объектов образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий, которые в результате исторических, географических и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на осуществление формируются за счет источников доходов соответствующих административно-территориальных единиц, а так же налогов вышестоящих бюджетов. Территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Состав территориальных финансов. Территориальные финансы можно  охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое  и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов - финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).

Основной составной частью территориальных  финансов являются региональные бюджеты. В современных условиях все в  большей степени территориальные  органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факты вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

Одним из звеньев территориальных  финансов являются средства субъектов  хозяйствования: 1) финансовые ресурсы  предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, коммунальные предприятия); 2) финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме территориальных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие.

1.2. Правовая основа территориальных финансов

Правовой  основой функционирования территориальных  финансов являются законодательные  акты, изданные в России с 1991 по 1997 гг.       

1) В Законе РСФСР «О местном  самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 г. вопросам финансов местного  самоуправления посвящен отдельный  раздел, определяющий состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюджетных и внебюджетных средств территориальных органов власти, кредитных ресурсов, валютных средств самоуправления. В соответствии с Законом для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на соответствующей территории, территориальными органами власти составляется территориальный сводный финансовый баланс. При этом государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации представляют в территориальные органы власти сведения, необходимые для его составления. В Законе зафиксированы важные положения о том, что территориальные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается. В целях социальной защищенности населения в Законе за территориальными органами власти закреплено право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов. [11.c.236-240].       

Впервые в Законе признано право территориальных  органов на создание и использование  внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение  финансовых ресурсов территориальных  органов власти и предприятий  для финансирования общерегиональных мероприятий. Новые права даны территориальным органам власти в распределении и использовании своих финансовых ресурсов. Территориальным органам предоставлены права: самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов; в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизовано устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов; устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды [12. с. 276-283].        

2) В Законе РФ «Об основах  бюджетных прав и прав по  формированию и использованию  внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», изданном 15 апреля 1993 г., конкретизированы и развиты права территориальных органов власти в области финансово-бюджетных отношений. В нем отражены вопросы определения уровня закрепленных доходов, который должен быть не менее 70% доходной части минимальных бюджетов, порядок предоставления и использования дотаций и субвенций, принципы определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих налогов, распределение доходов между различными видами бюджетов. В Законе регламентируется бюджетный процесс. В отдельном разделе даны общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов и утверждения бюджетов. Закон определяет права территориальных органов власти при рассмотрении разногласий по формированию их бюджетов - впервые зафиксировано положение об образовании согласительных комиссий из представителей вышестоящих и нижестоящих органов власти. В Законе регламентируется исполнение бюджета, контроль за использованием внебюджетных и валютных фондов, определены гарантии бюджетных прав территориальных органов власти, их ответственность за принятые ими решения по бюджетным вопросам, право обращаться в арбитражный суд в случае нарушения вышестоящим органом власти их бюджетных прав.       

3) Вопросы, касающиеся  территориальных финансов, отражены  в Законе РСФСР «Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации» (от 27 декабря 1991 г.). Все  налоги, входящие в налоговую  систему Российской Федерации,  разделены на три группы: 1) федеральные налоги, 2) налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов, 3) местные налоги. Установлена компетенция каждого органа власти, в том числе и территориальных органов, по отношению к соответствующим налогам, т.е. право этих органов вводить на подведомственной территории налоги, устанавливать ставки, предоставлять плательщикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и т. д.       

4) В Законе РФ «О  субвенциях республикам в составе  РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» (от 15 июня 1992г.) определены права территорий на получение финансовой помощи в виде целевых субвенций из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов, общие условия предоставления и использования субвенций, ответственность за соблюдение этих условий [12. с. 276-283].       

5) Дальнейшим шагом  в развитии финансово-бюджетных  прав стал Закон «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации» (от 28 августа 1995. г.). В Законе зафиксировано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной, власти субъектов РФ обеспечивают территориям минимальные местные, бюджеты, и минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Далее указывается, что доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом и законами субъектов РФ доходных источников. Закон устанавливает, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов РФ.       

6) Важным этапом в формировании законодательных основ территориальных финансов стал Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» (от 25 сентября 1997 г.). В новом Законе регламентируется порядок формирования и использования, финансовых ресурсов местного самоуправления, финансовых взаимоотношении органов местного самоуправления с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и финансово-кредитными институтами, разграничения доходов и расходов между бюджетами. В статье Закона «Местные финансы» впервые определены состав местных финансов, принципы их формирования.[12. c.289-293].       

Особое  внимание в Законе уделяется процессу формирования и исполнения местных  бюджетов как основной финансовой базы муниципальных образований. В разделе, посвященном местным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование  имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов. Важным положением, впервые  устанавливаемым Законом, является новый принцип формирования местных  бюджетов, суть которого заключается  в том, что формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных  социальных стандартах и социальных нормах. Вопросы местных бюджетов нашли отражение в статье 15 Налогового кодекса, где установлены виды местных  налогов и сборов. Компетенция  органов местного самоуправления в  бюджетной сфере определена в  ст. 9 Бюджетного кодекса, где к ведению  органов местного самоуправления в  регулировании бюджетных правоотношений отнесено:       

- установление порядка составления  и рассмотрения проектов местных  бюджетов, утверждения и исполнения  местных бюджетов, осуществления  контроля за их исполнением и утверждения отчетов об их исполнении местных бюджетов;        

- составление и рассмотрение проектов  местных бюджетов, утверждение и  исполнение местных бюджетов, осуществление  контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;       

- определение порядка направления  в местные бюджеты доходов  от использования муниципальной  собственности, местных налогов  и сборов, иных доходов местных  бюджетов;        

- определение порядка и условий  предоставления финансовой помощи  и бюджетных ссуд из местных  бюджетов;       

- предоставление финансовой помощи  и бюджетных ссуд из местных  бюджетов; 

-осуществление муниципальных заимствований  и управление муниципальным долгом.       

Бюджетным кодексом также определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. При этом представительные, органы местного самоуправления могут вводить  местные налоги и сборы, устанавливать  размеры ставок по ним, и предоставлять  льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством  РФ. Органы местного самоуправления вправе предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налоговых  и иных обязательных платежей в местные  бюджеты в соответствии с налоговым  законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых  кредитов, отсрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами органов местного самоуправления о бюджете. Однако органы местного самоуправления могут определить порядок предоставления отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных  налогов или сборов, поступающих  в местные бюджеты, только при  отсутствии задолженности по бюджетным  ссудам местного бюджета перед бюджетами  других уровней.       

В целом следует отметить, что за последние годы сделан существенный вклад в развитие законодательной  основы местных финансов. Изданные законы четче регулируют межбюджетные отношения в РФ, расширяют финансовую базу местного самоуправления, укрепляют местные бюджеты. [12. с. 276-283].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Информация о работе Сущность и состав территориальных финансов. Правовая основа территориальных финансов