Сущность и пртичины мирового экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Введение
Экономический рост - это не плавный, равномерно совершающийся подъём. В движении общественного производства есть годы, когда рост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы - медленнее, иногда происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства означают «циклический» характер его развития. Диапазон единичного цикла охватывает движение экономики от одного кризиса к другому, или, считая иначе, от одной точки взлета («бума») к другой. Причины таких колебаний в ходе экономического развития объясняют по-разному. Одни экономисты (Ж. Б. Сэй, Д

Содержание

Введение
1 Сущность экономического кризиса и кредитно-денежной системы
1.1Экономический кризис
1.2 Кредитно-денежная система
2 Мировой финансовый кризис
2.1 Причины мирового финансового кризиса
2.2 Хронология начала мирового финансового кризиса
3 Влияние мирового финансового кризиса на экономику США

3.1 Основные проблемы возникшие в экономике США в результате мирового финансового кризиса
3.2 Повышение уровня безработицы в США в результате мирового финансового кризиса
3.3 Повышение уровня заимствований Министерства Финансов США
4 Основные проблемы в экономике Евросоюза в результате мирового финансового кризиса. Пути их решения
5 Влияние глобального кризиса на экономику Республики Беларусь
6 Основные пути решения кризисных явлений в странах наиболее пострадавших в результате мирового финансового кризиса
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа сущность и причины мирового экономического кризиса.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

        Одновременно с этим доходы государства не возрастали, так как слишком многие граждане и компании Греции уклоняются от налогов. В прошлом году бюджетный дефицит Греции достиг 13,6%, что в четыре раза выше уровня дефицита, предусмотренного правилами стран еврозоны. Государственный долг Греции достиг 300 млрд. евро (400 млрд. долларов).

        Столь высокий уровень задолженности означает, что международные инвесторы неохотно предоставляют какое-либо финансирование Греции и настаивают на более высоких процентных ставках. На данный момент цена обслуживания государственного долга Греции в два раза выше того, что платит Германия.

         Другие страны обеспокоены финансовой ситуацией в Греции т.к кризис в Греции влияет на курс евро, что затрагивает интересы как других стран еврозоны, так и их торговых партнеров.

         Существуют опасения по поводу так называемого "эффекта домино" - то есть того, что пострадают и другие страны еврозоны, испытавающие затруднения с выплатой государственной задолженности. Речь идет в первую очередь о странах ПИИИГ - Португалии, Ирландии, Италии и Испании. Они, так же как и Греция, испытывают серьезные затруднения в том, что касается борьбы с бюджетным дефицитом.

        В марте рейтинговое агентство Fitch понизило котировку задолженности Португалии с АА до АА-. Высокий уровень государственной задолженности в Европе теперь вызывает беспокойство по всему миру. Греция обнародовала планы по сокращению дефицита до 8.7% в 2010 году и до 3% к 2012 году. Ради достижения этой цели парламент Греции одобрил пакет мер, которые должны сэкономить 4,8 млрд. евро.

    В рамках этих мер будет заморожена зарплата госслужащих, повышены налоги и цены на бензин.

         Правительство также надеется повысить пенсионный возраст. Реакция населения на меры правительства – отрицательная. По стране прокатилась волна демонстраций, некоторые из них - с применением насилия. В школах, больницах и на общественном транспорте прошли несанкционированные забастовки. Многие госслужащие убеждены, что финансовый кризис был искуственно создан иностранцами, международными спекуляторами и главами центральных банков стран еврозоны. Два крупнейших профсоюза Греции называют предложенные меры "антинародными" и "варварскими".

         Международные финансовые рынки опасаются, что страны с большим бюджетным дефицитом, такие как Греция, Испания и Португалия, могут решить выйти из зоны евро. Страна, восстановившая свою национальную валюту, теоретически может играть на понижение ее курса, что, в свою очередь, улучшит конкурентноспособность местной экономики.

        Но это приведет к хаосу на международных финансовых рынках, так как трейдеры будут опасться, что этому примеру последуют и другие страны и это приведет к исчезновению евро.

        В тоже время необходимо отметить, что Греция – не единственная страна ЕС, нарушающая правило валютного союза, согласно которому бюджетный дефицит каждой из 16 стран еврозоны не должен превышать 3% ВВП. Бюджетный дефицит Великобритании достиг 13%, однако Британия не входит в состав еврозоны.

        Делая выводы можно утверждать, что долговой кризис в Европе явно потребует непростых решений и потребует определенной сплоченности среди стран-участниц Европейского Союза. 
     
     
     
     
     
     

       5 ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

        Каналы влияние глобального экономического кризиса на белорусскую экономику были во

    многом схожи  с другими странами Центральной  и Восточной Европы.

        

        Основные проблемы

    для национальной экономики были вызваны снижением  внешнего спроса. Оно затронуло значительную часть отраслей промышленности Беларуси, которые ориентированы на внешний рынок. В результате стала снижаться экспортная выручка отечественных предприятий, ухудшалось их финансовое состояние. Снижение экспортной выручки довольно быстро сказалось и на равновесии в денежно-кредитном секторе. Оно обусловило значительный дефицит на внутреннем валютном рынке, который усугублялся растущими девальвационными

    ожиданиями. 

        Однако распространение кризиса через внешний и денежный секторы было во многом видоизменено мерами экономической политики, предпринятыми экономическими властями. Поскольку в Беларуси роль государственной собственности в экономике существенно выше, нежели в странах-соседях, правительство смогло обеспечить сохранение высокого уровня занятости и производства директивными мерами. Наряду с этим, стали активно применятся

    меры стимулирования внутреннего спроса и отраслей экономики, ориентированных на внутренний рынок. Де-факто, реализовывалась экономическая стратегия замещения сократившегося внешнего спроса внутренним. Для этого использовался широкий перечень фискальных

    и монетарных стимулов. В результате в период кризиса стала существенно меняться как отраслевая структура национальной экономики, так и структура совокупного спроса. В отраслевой структуре существенно повысилась доля в добавленной стоимости строительства и сельского хозяйства, а также ряда отраслей сферы услуг. Со стороны спроса «точками роста» стали инвестиции в основной капитал, а также потребление домашних хозяйств. Кроме того, значительная часть роста ВВП приходилась на аккумулирование запасов готовой продукции. Такая стратегия смогла обеспечить обеспечение положительных темпов роста, на фоне двухзначного падения производства в соседних странах. Однако уже к середине 2009 г. Стали очевидны существенные изъяны такой модели преодоления кризиса. Поддержание положительных темпов роста ВВП в таких условиях приводило к накоплению диспропорций в эко-

    номике. Во взаимоотношениях с внешним миром, искусственное стимулирование внутреннего спроса обусловливало увеличение спроса на импорт, в результате чего продолжал увеличиваться внешний дефицит. В реальном секторе предприятия вынуждены были накапли-

    вать запасы, что приводило к вымыванию  их оборотных средств. Кроме того, целевая установка на сохранение роста заработной платы, в условиях снижения производительности труда, приводила к повышению удельных издержек на труд, что в еще большей мере снижало ценовую конкурентоспособность отечественных производителей. В результате экономические власти ослабили стимулирование внутреннего спроса, прежде всего потребления домашних хозяйств, пытаясь бороться с растущим дефицитом

    внешней торговли. При этом возможности использования фискальных стимулов были ограничены вследствие ухудшения ситуации с выполнением государственного бюджета. Изменение условий внешней торговли привело к резкому снижению доходов от экспортных по-

    шлин ввиду  падения цен на нефтепродукты  и снижению поступлений от НДС  в результате сокращения объемов импорта. Также на доходы бюджета повлияло ухудшение положения в реальном секторе: снизились доходы от налога на прибыль и ряд неналоговых доходов.        При этом стремление правительства поддержать высокие темпы роста инвестиций приводило к сохранению расходов бюджета на прошлогоднем уровне. Поэтому, начиная со второй поло-

    вины 2009 г., когда  дефицит бюджета достиг 1.2% от ВВП, правительство было вынуждено начать проводить политику по снижению расходов. Сокращение коснулось в основном рас-

    ходов на экономику (в т.ч. за счет снижения расходов на компенсации поставщикам нефти) и на государственные программы. Все остальные статьи расходов также претерпели сокращение в сравнении с 2008 г., но не в столь незначительной степени. 

        Стимулирование инвестиционного спроса по-прежнему рассматривается в качестве приоритетной меры антикризисной политики, но доминирующими стимулами стали моне-

    тарные. Поэтому  значительная нагрузка в обеспечении  желаемой динамики в реальном секторе легла на банки, ликвидность которых поддерживалась рефинансированием Националь-

    ного банка. Де-факто Национальный банк оказался в ситуации, когда он должен был одновременно преследовать две противоречивые цели: способствовать росту спроса на национальную валюту, а с другой стороны насыщать денежный рынок средствами для стимулиро-

    вания реального  сектора. В результате применение ряда инструментов монетарной политики

    оказалось внутренне  противоречивым. Такая ситуация во многом способствовала довольно устойчивому характеру финансовой долларизации, которая в начале года по объективным

    причинам существенно  выросла. Устойчиво высокий уровень финансовой долларизации, наряду с другими диспропорциями в денежно-кредитной сфере, способствовал потере значительной степени автономности монетарной политики, сохранению высокого уровня реальных процентных ставок в экономике, низкому спросу на национальную валюту. 

         Таким образом, с одной стороны Беларусь в период кризиса демонстрирует довольно привлекательные результаты на фоне других стран региона. Однако если большинство стран ЦВЕ в период кризиса избавлялись от дисбалансов в национальной экономике, то в Беларуси

    эти дисбалансы продолжали накапливаться. Причем, поддержание этих дисбалансов становится возможным преимущественно за счет внешних заимствований. 

        В этой ситуации особую роль для Беларуси приобретает вопрос об экономической политике в 2010 г. и о выборе новой модели экономического роста.    Исходя из итогов 2008–2009 гг. можно говорить о том, что целесообразно снизить приоритетность валовых показателей в пользу качественного развития национальной экономики – устранения основных дисбалансов и повышения эффективности ее деятельности. Именно такой подход позволит выйти на более высокую траекторию долгосрочного экономического роста. В противном же

    случае, весьма вероятно макроэкономическое разбалансирование, которое ухудшит перспективы роста в долгосрочном периоде. Наш анализ показывает, что искусственное стимулирование высокого темпа роста в 2010 г. возможно на основе привлечения иностранных инвестиций. Де-факто этот сценарий означает искусственный разогрев спроса в 2010 г, при отсутствии факторов роста потенциального ВВП. Однако такой сценарий делает невнятными именно перспективы и факторы долгосрочного развития национальной экономики. [17] 

        Кризис во многом обусловил исчерпание для Беларуси прежней модели роста, основанной на преференциальном доступе на российский рынок, и преференциальных условиях поставок россий-

    ских энергоносителей. При прочих равных условиях, норма  отдачи на инвестиции в белорусской экономике в ближайшие годы будет снижаться, как и вклад в рост общефакторной производительности. Поэтому, на наш взгляд, приоритетной задачей экономической политики является определение новых факторов роста и формулирование новой модели роста на ближайшую перспективу. В краткосрочном периоде, адекватной этой задаче политикой, будет

    политика, направленная на ликвидацию макроэкономических дисбалансов и повышение эффективности функционирования белорусской экономики. 

         Одной из возможных стратегий по обеспечению долгосрочного роста является изменение структуры экспорта. В последнее десятилетие происходило увеличение концентрации

    экспорта Беларуси в секторе природных ресурсов. Основными экспортными товарами стали нефтепродукты, калийные удобрения, металлопрокат. С этим связывается и улучшение географической структуры экспорта Беларуси в сторону увеличения удельного веса стран не СНГ. Одновременно происходило ослабление экспортных позиций по другим товарным группам, и росла уязвимость экспорта от изменений, происходящих на мировых рынках нефтепродуктов и калия. Негативные тенденции наблюдались и в динамике производительности экспортной корзины Беларуси: она росла самыми низкими темпами из стран региона по причине сокращением в ней доли высокопродуктивных товаров. Такие процессы представляют

    собой угрозу для устойчивого долгосрочного  роста страны. [16]

              Глобальный экономический кризис подчеркнул наличие еще одной проблемы – ориентации экспорта промышленных това-ров сугубо на российский рынок, – которая делает экспорт Беларуси еще менее устойчивым. 

        Таким образом, Беларуси необходимо провести диверсификацию экспортной корзины в направлении увеличения доли перспективных высокопродуктивных товаров. Анализ показывает, что существуют достаточно хорошие перспективы проведения такой диверсифика-

    ции, но они  требуют принятия целенаправленных мер экономической политики. Гравитационный анализ показал, что существуют также перспективы наращивания объемов торговли

    со странами ЦВЕ, с которыми сохранились определенные деловые связи с советских времен,

    и странами Северной Европы – Скандинавии и Германии – которые традиционно заинтересованы в сотрудничестве со странами Балтии и Беларуси. [9, с.24–25]

         Можно утверждать, что Беларусь не осталась в стороне от кризисных явлений, которым подверглись большинство существующих экономических моделей, однако имеющих определенные отличия.

    В настоящее  время Национальный Банк Республики Беларусь проводит жесткую финансово-кредитную  политику для минимизации последствий мирового финансового кризиса в Республике Беларусь. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Сущность и пртичины мирового экономического кризиса