Сущность и проблемы функционирования экономики открытого(закрытого) типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 20:32, доклад

Описание работы

Многолетний опыт свидетельствует о том, что экономика любой страны
(и даже любого типа) в силу объективных и субъективных причин может быть с различной степенью полноты включена в процессы мирохозяйствования. Национальная экономика любой страны может исследоваться с двух сторон. С одной стороны, ее можно рассматривать как социально-экономическую систему суверенного государства, функционирование и развитие которой направлено исключительно на достижение целей и задач «своего» общества.

Содержание

Введение
Основные понятия, сущность, проблемы, тенденции формирования и функционирования 4
Сущность и способы государственного регулирования степени открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы 8
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

открытый закрытый типпп.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

Самарский государственный экономический  университет

Кафедра национальной экономики и природных  ресурсов 
 
 
 
 
 
 

     Реферат по дисциплине Национальная экономика

     на  тему: 

Сущность  и проблемы функционирования национальной экономики открытого (закрытого) типа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 

Содержание

Введение

Основные  понятия, сущность, проблемы, тенденции формирования и функционирования                                                                                               4

Сущность и способы государственного регулирования степени открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы             8

Заключение 

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Многолетний опыт свидетельствует о том, что  экономика любой страны

(и даже  любого типа) в силу объективных  и субъективных причин может  быть с различной степенью полноты включена в процессы мирохозяйствования. Национальная экономика любой страны может исследоваться с двух сторон. С одной стороны, ее можно рассматривать как социально-экономическую систему суверенного государства, функционирование и развитие которой направлено исключительно на достижение целей и задач «своего» общества. В этом случае экономика каждой конкретной страны выглядит как замкнутая, ориентированная в основном на внутренние ресурсные возможности и национальные интересы

при минимальном  развитии внешнеэкономических связей. С другой стороны, экономическая система любой страны как составная часть единой мировой системы хозяйствования может рассматриваться в разрезе ее масштабных и разносторонних взаимосвязей с экономиками других стран в процессе обмена результатами труда, капиталами, ресурсами, научными идеями, кадрами, достижениями в области техники и технологии производства и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные понятия, сущность, проблемы,

тенденции формирования и функционирования 

В экономической теории и практике принято выделять:

а) национальные хозяйственные системы открытого типа («открытые экономики»);

б) национальные хозяйственные системы закрытого  типа («закрытые экономики»).

Анализ  отечественного и мирового опыта  свидетельствует о том, что в  настоящее время наметилась тенденция к резкому сокращению числа стран с закрытым типом экономики при быстром росте числа государств, ориентирующихся на открытый тип хозяйствования. Эта тенденция обусловлена действием не только сугубо экономических причин, но и факторами политического, исторического, этнического и даже психологического характера. Наибольшее воздействие на развитие этой тенденции, а следовательно, на набор показателей, характеризующих ее как на общемировом, так и на национальном уровне, оказывают масштаб социально-экономического развития страны, ее размеры, обеспеченность природными ресурсами, местоположение, степень включенности в международное разделение труда, в международные экономические союзы, договоры и соглашения. Существует прямая зависимость уровня открытости (закрытости) национальной экономики от степени социально-экономического развития страны. В частности, «малые индустриальные страны», такие, как Тайвань, Макао, Гонконг и т. п., характеризуются крайне высоким уровнем своих внешнеэкономических связей. Это приводит к тому, что доля ВНП этих стран, обмениваемая на мировом внешнеторговом рынке, колеблется от 40% (Тайвань) до 70 и более процентов (Макао, Гонконг и т. д.) В то время как в странах, относящихся к числу средних по размерам территории и численности населения (Австрия, Бельгия, Ирландия, Нидерланды и т. д.), эта доля составляет примерно 40%, а в более крупных индустриально развитых государствах она еще ниже (Великобритания, Италия, Канада, Франция и т. п.). У крупных и крупнейших стран мира — Индии, Китая, России, США — этот показатель не превышает 25% размера их ВНП. Что касается доли ВНП, обмениваемого на внешнеторговом мировом рынке, то для национальных хозяйственных систем закрытого типа его значение колеблется в пределах не выше 15-18% (Северная Корея, Албания и др.). Фактически она может быть и выше, если учесть возможности этих стран, возникающие в результате их участия в различных общественно-политических блоках, союзах и т. п. За счет своей политической активности в них страны с закрытой экономикой могут получать различные формы экономической помощи и поддержки на безвозмездной основе. Взаимодействие систем открытого и закрытого типа привело к появлению в научном и практическом обиходе ряда понятий, характеризующих эти явления, таких, как: «взаимность», «уязвимость», «ранимость» национальной экономики.

Под «взаимностью» понимают преодоление национальной хозяйственной

системой  возникающих в ней диспропорций и неравномерностей развития отраслей, отдельных производств и регионов. Явление взаимности национальной экономики характеризует состояние отношений товарообмена между государствами, опосредованных натурально-вещественными потоками поставок экспортно-импортной продукции, объемами и структурой экспорта и импорта. В данном случае имеет значение, ввозится в страну или вывозится из нее готовая продукция либо минерально-сырьевые ресурсы; полуфабрикаты или современная техника; современная технология или продовольствие; вооружение или «мирная продукция».

Так основными  проблемами функционирования НЭ является «уязвимость» и «ранимость»:

  • Под «уязвимостью» национальной экономики понимают такое ее состояние, когда собственное производство важнейших промышленных, сельскохозяйственных и других видов продукции и услуг находится на грани жесткой, прямой зависимости от внешних источников (поставок из-за рубежа). В результате постепенно возрастает угроза национальной безопасности страны, в том числе продовольственной, технологической, энергетической, военной и др. Страна постепенно начнет терять свой экономический, а следовательно, и политический суверенитет. Такое положение чревато и другими последствиями, включая разрушение внутреннего производства страны, вытеснение с отечественного рынка собственных товаропроизводителей, свертывание производства и деловой активности национальных товаропроизводителей. Под «ранимостью» национальной экономики понимаются возможные издержки государства от участия в международном разделении общественного труда, способность адаптироваться к требованиям научно-технического прогресса, изменениям мирового рынка. В этом случае состояние дел в хозяйственной системе страны прямо зависит от конъюнктуры мирового рынка товаров и услуг, колебаний мировых цен на экспортируемую или импортируемую страной продукцию.
  • Явление «ранимости» национальной экономики измеряется прямыми потерями валютных поступлений в страну, что наносит «раны» валютным запасам государства, снижает платежеспособность национальной денежной единицы, увеличивает размеры внешнего и внутреннего государственного долга, ухудшает платежный и внешнеторговый балансы. В результате образуются «раны» в масштабах и качестве общественного и личного потребления и накопления в стране. Наиболее характерное влияние на «ранимость» экономики России оказывает колебание (снижение) мировых цен на нефть, газ и металлопродукцию, что весьма ощутимо в условиях роста экспортной (сырьевой) и импортной (продовольственной) ориентированности внешнеэкономических связей страны. Рост «открытости» национальной экономики ведет к существенному усложнению и расширению практики ее государственного регулирования. Это требует от органов исполнительной и законодательной власти разработки соответствующих мер, призванных координировать и направлять деятельность по обеспечению нормального хода хозяйственного процесса. Опыт развития экономики промышленно развитых стран свидетельствует, что при положительном значении показателя чистого экспорта (экспорт страны превышает ее импорт) при прочих равных условиях происходит рост национального дохода. Этот рост прекращается, если возникает равновесие объемов экспорта и импорта. Если же объем импорта в страну превышает объем ее экспорта, то возникает и активизируется тенденция стабильного снижения объемов производства национального дохода, что может привести к частичной, а затем и полной деградации всей хозяйственной системы страны, т. е. к кризисам, диспропорциям в развитии отдельных отраслей, регионов, потере страной ее позиций в мировой хозяйственной и политической системе, к постепенному обнищанию широких слоев населения. Таким образом, развитие процессов, связанных с ростом открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы, оказывает воздействие на уровень платежеспособности государства, на состояние денежного обращения в стране и обменный курс национальной валюты.
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность и способы

государственного  регулирования степени

открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы

Государственное регулирование степени открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы сводится к процессам управления внешнеэкономическими связями — (ВЭС) страны. ВЭС позволяют концентрировать производство в наиболее эффективных отраслях, отказываясь от расширения выпуска таких товаров, которые выгоднее завозить из-за рубежа. ВЭС фактически устраняют национальные границы концентрации и специализации производства и создают новые возможности для более эффективного развития этих процессов. Анализ мирового опыта социально-экономических реформ подтверждает, что государственное регулирование становится неотъемлемым элементом системы управления ВЭС страны. У нас основными целями вмешательства государства в ВЭС являются защита экономического суверенитета, обеспечение национальной безопасности РФ, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий ее интеграции в мировую экономику. Государственное регулирование ВЭС действует как в централизованно планируемой и управляемой экономике, так и в рыночной экономике. Однако в централизованно планируемой и управляемой экономике государственное регулирование более ярко выражено.

Экономическая теория выделяет два принципиально  разных подхода к оценке роли и места государства в регулировании ВЭС: фритредерство и протекционизм. Фритредерство — это политика свободной торговли, когда государственные, прежде всего таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, где национальные субъекты хозяйствования, действующие на территории страны, способны выдержать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок. Этот подход не лишен ряда проблем, решить которые невозможно в условиях принципа свободной торговли.

К проблемам, которые можно решать только в рамках государства или союза государств, проводящих согласованную единую, скоординированную внутреннюю и внешнюю торговую политику, относятся:

— обеспечение  обороноспособности страны;

— поддержание  эффективной внутренней занятости;

— диверсификация производства в целях сохранения внутренней стабильности и дальнейшего развития;

— защита новых отраслей от разорения более развитыми иностранными

производителями;

— защита от иностранного демпинга;

— защита внутренней экономики от более дешевой  иностранной силы.

Политика  протекционизма, в отличие от фритредерства, направлена на защиту отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционизм строится на использовании высоких таможенных тарифов, максимально возможном ограничении импорта. По своей сущности это сугубо защитная мера. Следует подчеркнуть, что и фритредерство и протекционизм как элементы государственной политики в области ВЭС в чистом виде не существуют. Обычно их совмещают, используя преимущества каждого из этих подходов. Для современной российской экономики наиболее предпочтительно оптимальное сочетание внешнеэкономической открытости и протекционизма, с учетом реальных возможностей и потребностей страны. Реализация этой модели предполагает ряд этапов постепенного и последовательного процесса, имеющего свои цели и задачи. Структурные элементы этого процесса должны быть тесно связаны с общим ходом преобразований российского общества и государства, обязательной защитой и поддержкой отечественных товаропроизводителей.

Государство обязано определять кредитно-денежную, налоговую, валютную

политику, разрабатывать законы и обеспечивать их выполнение, координировать и контролировать деятельность отдельных отраслей и производств. В условиях России необходимо усиление мер государственного протекционизма не только на внутринациональном, но и на межстрановом уровне хозяйствования, даже в условиях либерализации ВЭС. Требуется активная позиция государства в:

— установлении круга участников ВЭС и определении  их прав по проведению операций на внешнем рынке;

— выработке  условий и порядка выхода на внешний  рынок;

— оперативном  регулировании ВЭС;

— управлении ценообразованием и определении  порядка расчетов по экспортно-импортным  операциям;

— централизованном плановом регулировании (в рамках государственного

сектора экономики);

Информация о работе Сущность и проблемы функционирования экономики открытого(закрытого) типа