Сущность и особенности рыночной организации хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА 4
1.1. Условия возникновения рыночного хозяйства 4
1.2. Рынок и рыночная экономика 6
1.3. Характерные черты рыночного хозяйства 7
1.4. Нерыночный сектор экономики 13
ГЛАВА 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 17
2.1. Основные элементы рыночного механизма 17
2.2. Саморегулируемая и регулируемая части рыночного механизма………………..…………………………………………………..20
2.3. Рыночные регуляторы экономики 24
2.4. Государственное регулирование рыночных отношений 27
2.5. Преимущества и недостатки рыночного механизма 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК РЫНОК.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

      т. е. сумма счетов затрат отрасли 1 равна сумме счетов выпуска ее продукции. Межотраслевое равновесие, например, для обрабатывающей и добывающей промышленности: 
 

     т. е. итог предложения продукции отраслью 3 для отрасли 2 равен итогу спроса отрасли 3 на продукцию отрасли 2.

     Общее равновесие, при котором совокупное предложение и совокупный спрос на товары равны. 

2.3. Рыночные регуляторы  экономики 
 

     В современной западной экономической литературе функционирование рынка как саморегулируемой системы обосновывается рационализмом экономического поведения субъектов рыночных отношений, В рационализме обнаруживается их линия поведения. которая проявляется в поиске наиболее оптимальных способов удовлетворения интересов и потребностей. Фирмы, добиваясь увеличения собственных выгод, одновременно — как бы направляемые «невидимой рукой» (А. Смит) — способствуют обеспечению общественных интересов. Фирмы применяют передовые технологии и методы организации производства, используют самую экономичную комбинацию ресурсов для изготовления данного объема продукции. Такое их поведение отвечает частной выгоде, одновременно рациональное использование ресурсов и снижение издержек ведет к увеличению общего богатства. В результате личная выгода, поощряемая и направляемая рыночной системой, в конечном итоге обеспечивает более полное удовлетворение потребностей общества.

     Саморегулирующаяся  экономическая система в виде принципа «невидимой руки» проявляется, с одной стороны, как форма организации экономической системы, с другой—как метод хозяйствования.

     Форма организации  саморегулирования. Ее основой выступает рыночная система. Она базируется на использовании многообразных форм собственности. различных организационно-правовых форм хозяйствования, разветвленной сети рыночной инфраструктуры.

     Саморегулируемая  рыночная система предполагает образование  таких субъектов хозяйствования, которые обладают социально-экономической свободой и в то же время взаимной обусловленностью, согласованностью экономических интересов, проявляющихся в виде прямых или опосредованных согласований своих действий между собой. Такое положение субъектов рыночной экономики объективно является следствием общественного разделения труда, которое, с одной стороны, разъединяет хозяйствующие субъекты, разобщает их по видам трудовой деятельности, способствует формированию экономически обособленных производителей. С другой стороны, разделение труда порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между производителями, налаживание обменных процессов на эквивалентной основе в виде купли-продажи.

     Это методологическое положение является теоретической основой более глубокого процесса, связанного с развитием рыночной экономики. Естественный ход ее развития базируется на действии двух противоположных тенденций — центробежной и центростремительной. Первая, центробежная, тенденция ведет к перерастанию простого обособленного производителя, возникшего в процессе общественного разделения труда при мелкотоварном производстве, в крупные хозяйствующие субъекты в виде монополистических объединений. Они появляются в ходе развития производственных сил и конкуренции между собой. Вторая, центростремительная, тенденция, основанная на усилении функциональных взаимосвязей при общественном разделении труда, включает различные процессы интеграционного характера.14     

     Метод хозяйствования саморегулируемой системы основывается на действии конкурентных и интеграционных процессов. Это две противоположные тенденции развития рыночной экономики. Как метод хозяйствования конкуренция проявляется в виде борьбы между товаропроизводителями в процессе их функционирования. Интеграция сопровождается функциональными взаимосвязями, согласованиями в производственно-хозяйственной деятельности. Конкуренция сопровождается соперничеством за увеличение объемов производства, за расширение рынков сбыта, за источники получения сырья и материалов. Интеграция основывается на взаимодействии рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Конкуренция ведет к разъединению и разобщению товаропроизводителей. Интеграционные процессы приводят к возникновению ассоциаций, союзов в области капитального строительства, выполнения крупных целевых программ и проектов, связанных с научно-техническим развитием, с реконструкцией производственных мощностей по увеличению выпуска продукции.

     Диалектика  взаимодействия конкуренции и интеграции как форма проявления закона единства и борьбы противоположностей выступает в качестве внутреннего источника самодвижения, саморегулирования рыночной экономики.

     К числу мер, направленных на усиление интеграционных процессов, нашедших широкое признание в результате развития рыночных отношений, относятся следующие:

     • в области организации производства отдельные фирмы объединяются в ассоциации в целях расширения возможностей в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Система акционирования возникла в результате конкуренции между собственниками, но привела к интеграции суверенных субъектов рыночной экономики на демократической основе:

     • в области государственного регулирования разработаны и внедрены условия ограничения поведения производителей в процессе конкуренции и монополизации производства. Система государственного регулирования возникла в результате конкуренции между товаропроизводителями, которая превратилась в основы законодательной регламентации предпринимательской деятельности. обеспечивая товаропроизводителям «коридор свободы», внутри которого они не в состоянии оказывать воздействие на соперников:

     • в области обмена сформировалась концепция маркетинга. Она возникла в результате развития методов конкурентной борьбы и постепенно стала действенным механизмом интеграции сфер производства и потребления, базирующейся на консенсусе интересов независимых производителей и потребителей:

     • в области использования трудовых ресурсов создана система занятости населения. Она появилась в результате конкуренции между предпринимателями и наемными работниками. В результате система занятости населения превратилась в составную часть социально-ориентированной рыночной экономики.15

     В заключение следует отметить, что в процессе размытия рыночная экономика продолжает сохранять при своем функционировании существенные негативные моменты, связанные с использованием не воспроизводимых ресурсов, с зашитой окружающей среды, с регулированием использования общенародных богатств к числу которых относятся запасы лесов, рыбы, диких животных. Интеграционные процессы действуют как тенденция при сохранении конкурентного соперничества. Они лишь оказывают стабилизирующее влияние на рыночные процессы, способствуют повышению устойчивости рыночной экономики как саморегулируемой системы. 

2.4. Государственное  регулирование рыночных отношений 

     Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться  государственное  и рыночное регулирование ,  каковы

     границы и направления государственного вмешательства,  существует достаточно широкий  спектр  теоретических  воззрений и соответствующих им

     практических  подходов - от полного государственного монополизма в  управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается,  что эффективной может быть  только  экономика

     только  в условиях ничем не ограниченного  частного предпринимательства.

     В любой экономической системе,  в том числе и рыночной экономике,

     государство выступает в известном смысле как экономический агент,  обладающий правом и возможностью принуждения,  например, в сфере налоговой политики,  государственного  законодательства.  Принуждение  часто

     обосновывается  политической  философией,  требующей  подчинения личных интересов общественным. Принуждение, если оно расширительно трактуется государством, сводит  на  нет все преимущества свободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.

     Теоретические взгляды на государственное регулирование.

     Отношение к государственному вмешательству в  рыночную  экономику было различным  на  разных этапах ее становления и развития.  В период

     формирования  рыночных отношений в XVII и  XVIII  вв.  господствовавшая тогда экономическая  доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для  развития в стране торговли и промышленности.

     С развитием рыночных отношений набравший  силу класс  предпринимателей начал  рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности.  Не удивительно, что пришедшие в конце XVIII в.  на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.

     Вне зависимости от господствующих экономических доктрин  никто  и

никогда   не    снимал   с  национальных     правительств      ответственности  за экономическое положение страны.  Все сходятся в понимании того, что невидимая  рука  рынка должна дополняться видимой рукой государства. Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего важно различать две основные формы:  прямое  вмешательство через  расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и  косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

     Прямое  вмешательство.

     Во  всех промышленно развитых странах  существуют более  или  менее

     значительный  по своим масштабам государственный сектор экономики.  Его размеры могут служить критерием экономической роли  государства,  хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты,  принимает  долевое  участие,  является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала.  В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей:  от 11%  общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии. Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях(угольная промышленность,  электроэнергетика, морской, железнодорожный и  воздушный транспорт,  авиация и космонавтика,  атомная энергетика и т.п.).  Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства,  имеют особенно большое значение,  и стоимость их велика.  Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных  упорядочить  и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразно.  К ним можно отнести положение о кооперации во Франции и т.п.

     Косвенное вмешательство.

     В зависимости  от  цели вмешательства  меры экономической политики могут быть направлены на:

    • стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;
    • обеспечение полной занятости;
    • стимулирование экспорта и импорта товаров,  капиталов и рабочей силы;
    • воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;
    • поддержку устойчивого экономического роста;
    • перераспределение доходов и некоторые другие цели.

     Для проведения этих разнообразных мер  государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.  Фискальная политика -  это  бюджетная  политика.  Ее можно определить как политику, проводимую путем  манипулирования  государственными  доходами  (прежде всего налогами) и расходами.  Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы.  Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.  Однако эта  связь  в  рыночной  и централизованной экономике существенно различается.

Информация о работе Сущность и особенности рыночной организации хозяйства