Сущность и основные тенденции развития мирового хозяйства на рубеже XX-XXI вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключалась в том, чтобы проанализировать, что представляет собой мировое хозяйство.
Задачи, поставленные в данной курсовой работе:
• раскрыть сущность и тенденции мирового хозяйства;
• проанализировать международное разделение труда как основу мирового хозяйства;
• рассмотреть проблемы развития мирового хозяйства;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
I. Сущность и основные тенденции развития мирового хозяйства на рубеже XX-XXI вв.
1.1 Понятие и этапы развития мирового хозяйства ……………………………....4
1.2 Объективные основы и структура мирового хозяйства………………..…….6
1.3 Роль Международного разделения труда в мировом хозяйстве……………...8
II.Современные тенденции развития мирового хозяйства
2.1 Современные тенденции развития мирового хозяйства в XXI в……………10
2.2 Основные формы мирохозяйственных связей………………………………..11
2.3 Глобализация – ведущая тенденция развития мирового хозяйства. Последствия и проблемы глобализации…………………………………..……...14
III. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей.
3.1Роль Республики Беларусь в системе Международного разделения труда………………………………………………………..………………………..21
3.2 Анализ внешнеэкономических задач и приоритетов РБ на пути к устойчивому развитию……………………………………………………………..25
3.3Анализ многовекторной интеграции РБ в мировом хозяйстве ……………………………………………….…………………………..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………....... 36
Приложения…………………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Мировой экономике 5 семестр 3 курс.docx

— 82.42 Кб (Скачать)

финансовых  корпораций, создавать транснациональные  структуры, межгосударственные альянсы  предприятий. Статус малой индустриальной страны позволяет Республике Беларусь развивать стратегию проникновения в межстрановые ФПГ или ТНК путем вхождения в них белорусских предприятий. Чем в большее число международных производственно-технологических цепочек будет включена экономика Республики Беларусь, тем она будет более устойчивой и иметь больший потенциал развития.

     Одним из направлений устойчивого развития Республики Беларусь в мировой экономике  является создание и развитие свободных  экономических зон (СЭЗ). Совершенствование их деятельности необходимо осуществлять с учетом приоритетов структурно-инвестиционной политики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения иностранных инвестиций, стимулирования развития экспорта и импортозамещающих производств, внедрения современных технологий и новых' методов хозяйствования. Их создание и функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности, отработкой рыночной модели развития, обеспечением благоприятных условий для экономического развития регионов страны, созданием новых рабочих мест, ускорением научно-технического прогресса. Республика в своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности должна быть очень мобильна, уметь балансировать в разных новых политических и экономических ситуациях, извлекая политическую и экономическую выгоду как контактное государство. В целом более целесообразным представлялся вариант превращения республики в большую социально-экономическую зону в рамках новых структур СНГ.

     Технология  вхождения в мировой рынок, нахождения ниши в нем возможна с учетом размеров и качества экономического потенциала, притом не целыми подотраслями, а отдельными, единичными, принципиально важными технологиями или производствами. Именно «точечное» вхождение является начальным вариантом, своего рода экспериментом, поддерживаемым государством. Затем возможны и иные варианты создания перспективных «точечных» ниш в мировой экономике.

     В этой связи необходимо было не только определение  общего направления изменения специализации республики, но и проработка проблем конкурентоспособности и маркетинга каждого потенциально перспективного для экспорта продукта. Такого рода отбор целесообразен был на уровне конкретных производителей. Меры национально-государственной политики в этой области эффективны в том случае, если они направлены на снижение регламентации предприятий в области экспортно-импортных отношений, а также на создание финансово-экономических механизмов, стимулирующих структурную перестройку производства с учетом требований мирового рынка.

     Внедрение передовых технологий, в особенности  в тех сферах экономики, которые имели реальные перспективы участия Республики Беларусь в системе международного разделения труда, а также в отраслях, имеющих решающее значение для стабилизации обстановки на потребительском рынке республики, являлись ключевыми направлениями во взаимодействии страны с другими странами мира.

     Перспективной формой производственной интеграции потенциалов  европейского, азиатского, российского  миров и нашей республики представлялось создание трансрегиональных корпораций со штаб-квартирами на территории республики. Сферой деятельности таких корпораций могли быть разные отрасли: агросырьевые, промышленные, научно-информационные.

     Однако  практическое оформление такой идеи было сопряжено с рядом объективных трудностей, вызванных глубокими качественными изменениями во всех сферах жизни общества: трансформацией  социально-экономической и политической системы; последствиями катастрофы на ЧАЭС;

исполнением международных договоров по сокращению вооружений. Данные факторы существенно повлияли на ситуацию в Республике Беларусь и явились определяющими при формировании и осуществлении государственной внешнеэкономической политики. Внешнеэкономический аспект стал рассматриваться как фактор, обеспечивающий: международную  поддержку курса стабилизации  экономики страны и ее 

включение  в мирохозяйственные связи;

•  снижение военных расходов и более эффективное  проведение конверсии оборонной промышленности;

•  решение проблем внешней задолженности;

•  преодоление  последствий катастрофы на ЧАЭС;

•  решение  экологических проблем;

•  сохранение интеллектуального потенциала республики.

     Объективная реальность и целевая ориентация внешнеэкономической стратегии  Беларуси предопределили ряд ее направлений, каждое из которых вытекало из единой цели.

     Стратегия сотрудничества в  рамках СНГ была ориентирована па:  поиск и налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества на основе имеющихся и новых форм хозяйственных связей; дальнейшее формирование договорно-правовой базы Содружества; урегулирование и предупреждение конфликтов на пространстве согласование  военно-политического взаимодействия с целью защиты внешних границ СНГ;

•  обеспечение  прав национальных меньшинств;

•  отстаивание интересов граждан Республики Беларусь на территории СНГ.

Республика  Беларусь активно поддерживала инициативы, направленные на преобразование СНГ из механизма переговоров, содействующих более успешному решению проблем, связанных с распадом СССР, в региональную организацию с высоким уровнем экономической интеграции и политического сотрудничества.

     Расширение  участия республики в Европейском региональном сотрудничестве предполагало:

•  развитие общеевропейского интеграционного  процесса, прежде всего в рамках совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), а также других интеграционных институтов (Европейский

союз, Совет  Европы, НАТО);

•  развитие субрегиональных отношений, в которых  Республика Беларусь могла играть наиболее существенную роль в укреплении стабильности и развитии обоюдовыгодного сотрудничества;

•  развитие имеющихся и поиск новых форм торгово-экономических

связей.

     Поддерживание и расширение взаимодействия с ведущими странами Запада было направлено на налаживание  сотрудничества в областях, в которых наблюдалось совпадение интересов и концепций решения проблем..Членство в ООН и других международных организациях (МВФ, МБРР, ОЭСР и т. п.) было направлено на дополнение и расширение двусторонних и региональных механизмов, обеспечивающих доступ к мировому опыту, информации, статистике, экспертным услугам и источникам технической и финансовой помощи.

     Сотрудничество  Беларуси со странами Азии, Африки и Латинской  Америки ориентировано на достижение нового качества отношений, на развитие направлений, ранее не входивших в сферу ее активной политики. Страны данного региона, реально претендующие на роль глобальных величин, представлялись важными объектами внешнеэкономической деятельности.[6,c302-309].  
 

3.3 Анализ многовекторной интеграции РБ в мировом хозяйстве  

     К моменту  распада Советского Союза Беларусь лидировала среди союзных республик  по активности ввоза-вывоза товаров. За пределы республики вывозились почти  половина продукции белорусской  промышленности и значительная часть  сельскохозяйственного сырья (картофеля и овощей). По многим товарным позициям (трактора, грузовые автомобили и т.д.) вывоз составлял 90—95 % объема производства. В свою очередь потребности Беларуси в широком спектре товаров производственного и потребительского назначения полностью или почти полностью удовлетворялись за счет поставок из других союзных республик и из-за рубежа. БССР часто называли «сборочным цехом» Советского Союза, ее экономика формировалась как экспортоориентированная.

     Республика  Беларусь располагает следующими потенциальными конкурентными преимуществами, облегчающими ее интеграцию в мирохозяйственное пространство:

•  выгодное экономико-географическое и геополитическое  положение;

•  развитая  система транспортных  коммуникаций  и  производственная инфраструктура в целом;

•  значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов);

•  достаточно мощная строительная база;

•  весомый  научно-технический потенциал;

•  высокий  образовательный уровень населения  при низкой цене рабочей силы и  сложившейся системе подготовки квалифицированных кадров;

•  комплексность  развития территорий;

• многовекторные  внешнеэкономические связи,  способствующие расширению внешних рынков.

     Не только отмеченные конкурентные преимущества, но и слабые места белорусской  экономики определяют специфику  участия  Республики   Беларусь  в системе мирохозяйственных  связей.

     Исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей является внешняя торговля. Экспорт товаров и услуг выступает в качестве одного из приоритетов социально-экономического развития страны.

Республика  осуществляет внешнеторговые операции более чем со 160 странами мира. Основными  торговыми партнерами Беларуси являются: Россия, Германия, Великобритания, Польша, Украина, Нидерланды, Италия, Литва, Латвия, США.

     Наиболее  существенный вклад в экспорт  инновационной продукции вносят в Беларуси отрасли — лидеры по внедрении новой техники и  технологий. На долю машиностроения и  металлообработки приходится примерно 55 % общего количеств созданных в промышленности передовых технологий и 36% всей  экспортируемой инновационной продукции. В этих же отраслях патентуется наибольшее количество результатов НИОКР (химия, нефтехимия, черная металлургия).

Развитие  мирового хозяйства в последние  десятилетия свидетельствует о бурном развитии сферы услуг, темпы роста международной торговли услугами в 1,5—2 раза опережают рост торговли товарами.

     Государственная политика в области научно-технического сотрудничества в Беларуси основана на приоритете национальных интересов с учетом реальной геополитической ситуации в мире и ориентирована на поддержку конкурентоспособных разработок и продвижение на мировой рынок продукции, созданной на основе отечественных новых высоких технологий.

     Интенсивное развитие мирохозяйственных связей требует высокой степени правового регулирования международных отношений в сфере интеллектуальной собственности. Охрана интеллектуальной собственности (объектов промышленной собственности и авторского права) осуществляется в различных формах: это патенты исключительного права (на изобретения, промышленные образцы), свидетельства (на товарные знаки, знаки обслуживания) и др.

     Создатель признаваемого охраноспособного объекта  интеллектуальной собственности, защита которого оформлена надлежащим образом, приобретает исключительное право на его использование, реализацию, передачу по договору (например, по лицензии).

     Интернационализация хозяйственной жизни усиливает  перемещение между странами не только товаров, услуг, технологий, но и капиталов.  В 2009 году прирост инвестиций в основной капитал в Беларуси составил 8,6% к уровню 2008 года, удельный вес инвестиций в ВВП достиг 31,5%. В стране установилась тенденция роста иностранных инвестиций и, что немаловажно, прямых иностранных инвестиций. Так, за 2009 год в реальный сектор экономики поступило $9,3 млрд. иностранных инвестиций, из них прямых - $4,8 млрд. И это без учета поступления прямых иностранных инвестиций в банковский сектор экономики. Наибольший объем иностранных инвестиций в Беларусь поступил в 2009 году из России - более $6 млрд. (65%), на Австрию пришлось 10%, на Кипр - 6%, на Великобританию - 5%, на Швейцарию - 4%.

     На  сегодняшний день в стране работают 5 тыс. коммерческих организаций с  иностранным капиталом, число которых  постоянно растет. Из них около 60 организаций являются филиалами  транснациональных корпораций. Чисто  ТНК  пока незначительно, но Беларусь стремится к его увеличению. При  этом организации с иностранным  капиталом вносят значительный вклад  в общие объемы экспорта страны. Если в 2007 году их доля составляла 20%, то в 2008 году - более 30%. Как отметил вице-премьер, привлечь в прошлом году в реальный сектор экономики $9,3 млрд. во многом удалось  благодаря деятельности организаций  с иностранным капиталом.

     Иностранные инвестиции и объем внешней торговли Беларуси с 2002 года возросли в восемь раз. В настоящее время в стране насчитывается более 4000 совместных и иностранных предприятий. Основными торговыми партнерами являются: Россия, Германия, Польша, США, Литва, Великобритания, Кипр, Латвия.

   Промышленность Беларуси обеспечивает около трети ВВП страны. За первые шесть месяцев 2009 г. в республику поступило 4,23 млрд. долл. иностранных инвестиций, из них 2,7 млрд. долл. (почти 70%) составили инвестиции из РФ. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. общий объём российских инвестиций увеличился в 2,6 раза, а прямые вложения – в 10,1 раза. По объёмам вложений средств Россия заметно обходит другие страны - инвесторы, большинство из которых в 2008 г. существенно уменьшили инвестирование белорусской экономики. Доля РФ в общем объёме средств, поступивших в белорусскую экономику в 1-м полугодии 2009 г., увеличилась в два раза по сравнению с тем же периодом 2008 г. По прямым инвестициям была продемонстрирована ещё более впечатляющая динамика – прирост составил 86% (в 2008 г. – 16%).[23]

Информация о работе Сущность и основные тенденции развития мирового хозяйства на рубеже XX-XXI вв.