Сущность и основные функции бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включенный в нее государственный бюджет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Бюджетная система как важнейший инструмент финансовой политики государства 5
2. Бюджет субъектов РФ как органическая часть государственного бюджета 8
3. Функции и роль бюджетной системы 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     Реализация этих принципов прослеживается и в  БСС РФ. Любой бюджет связан денежными отношениями, имеющими объективный характер, то есть существование бюджета объективно обусловлено, он существует и во всех общественно-экономических формациях, где существовали финансовые отношения, таким образом можно утверждать, что бюджет – это экономическая категория, тесно связанная с существованием государства.

     Бюджет  субъектов РФ является неотъемлемой структурной частью государственного бюджета (табл. 1).

Табл. 1 Структура Государственного бюджета

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

    Расходная часть

    Доходная  часть

    БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Расходная часть

    Доходная  часть

    МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

    Расходная часть

    Доходная  часть

     Он, как и весь госбюджет в целом должен обслуживать функции государства и его основное назначение – удовлетворение государственных потребностей. Сущностью госбюджета являются денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и некоторой части национального богатства путем образования определенных централизованных фондов и их использования или на цели расширенного производства, или на удовлетворение социальных и других общественных потребностей.

     Необходимо  заметить, что понятие бюджет разнопланово:

  • как экономическая категория – совокупность экономических отношений;
  • централизованный фонд государства и различных госструктур;
  • финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.

Кроме того, у бюджета как категории  финансов есть свои отличительные признаки:

  • он всегда связан с государством – одним из участников распределительных отношений;
  • у бюджета иной объект распределения. С помощью финансов распределяется ВВП и его слагаемые, а бюджет – лишь часть ВВП или НД. Через бюджет, например, не распределяется амортизация, излишек оборотных средств. Основная его часть – чистый доход. В определенных условиях бюджет участвует в распределении национального богатства (приватизация, конфискация, выручка от продажи золотого запаса и т.п.);
  • бюджет, в основном, – перераспределительный инструмент.

     Важность  такого понятия как бюджет подчеркивается наличием целой бюджетной системы в РФ. Ниже мы рассмотрим ее функции и роль в обществе.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  академик Г.Б. Поляк наиболее полно выделяет самые важные принципы функционирования бюджетной системы, и, на мой взгляд, все 10 принципов, включая и те, что выделила профессор Л.А. Дробозина, очень важны и взаимосвязаны.

     Однако  я согласна с Л.А. Дробозиной в  том, что понятие бюджет можно рассматривать разнопланово, и что у него есть свои отличительные признаки т.к.:

  • выступая  как система денежных отношений, государственный бюджет, будучи экономической  категорией, выражает экономические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами;
  • по форме государственный бюджет выступает как роспись доходов и расходов государства на определенный срок, утверждаемая в законодательном порядке;
  • государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

3. Функции и роль бюджетной системы

     Как неоднократно показывалось выше, бюджетная  система государства является чрезвычайно  важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые ею функции.

     Академик  Г.Б. Поляк считает, что наиболее важные функции – это экономическая, социальная и политическая, которые взаимодополняют друг друга. Однако профессор Л.А. Дробозина выделяет и полностью раскрывает следующие функции бюджетной системы:

  • экономическая (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов субсидирование предприятий и производств, имеющих большое значение). Во многом роль бюджетной системы определяется конкретной экономической ситуацией (например, банковский кризис в Южной Корее, когда крупнейшим неплатежеспособным банкам было решено выделить $7 млрд.; США в годы Второй Мировой войны – необходимо было  увеличение выпуска военной продукции – были госкапвложения, возведение за счет госинъекции атомной промышленности; еще пример – индустриализация);
  • важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов. (С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет – главный инструмент поддержки развития слабых районов);
  • социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение – частичное или полное финансирование из бюджета). Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет – главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения. В западных странах доля социальных расходов (здравоохранение, образование, помощь малоимущим) – почти 60% от бюджета в США. То есть бюджет – главный рычаг выравнивания в социальном смысле);
  • политическая (финансирование армии, правоохранительных органов). До середины XIX века военные расходы были основным элементом расходов (XVIII век – Россия – 90%);
  • НТП (финансирование фундаментальных наук, государственных научно-технических проектов);
  • финансирование государственных органов власти.

     Необходимо  заметить, что понятия приоритетной функции бюджетной системы не существует – каждое государство  самостоятельно выбирает доминирующие статью расходов исходя из конкретной экономико-политической ситуации. Однако в любом случае конкретное решение ни оказывает влияния на роль бюджетной системы в стране.

     Наиболее  яркий показатель роли бюджета – отношение доходов (расходов) госбюджета к величине ВВП.

     Я считаю, что достовернее является расчет показателя по расходу, так как именно они, а не заниженный доход определяют степень участия государства в распределительном процессе.

     На  общемировом уровне этот показатель имеет тенденцию к возрастанию. Например, Германия в 1972 г. – 24%, сейчас – 29% (после объединения ФРГ и ГДР значение показателя резко подскочило – это связано, прежде всего, с издержками процесса интеграции национальной экономики и обслуживанием внутригосударственной миграции населения).

     Называются  многие причины роста этого показателя в мировом масштабе.

     На  мой взгляд, одна из самых важных, если не главная, это перераспределение акцентов в мировой политике и экономике: распад СССР, стремительный экономический рост азиатских стран (в особенности Китая), ускорение Европейской интеграции, противодействие США возрастающему влиянию на мировое лидерство последних двух причин. Это влечет за собой повышение роли (доли) государства в распределительном (и перераспределительном) процессе, хотя и при господстве рыночной экономики. В России этот показатель – 39% (650 трлн. /1659 трлн.), США – 36%. В Нидерландах же в 1989 году только по центральным органам власти – 54 %. Однако, необходимо сделать соответствующую поправку – по данным Госкомстата 28% от ВВП идет на накопление, а это обновление основных и оборотных фондов7.

     Таким образом, профессор Л.А. Дробозина дает более полное определение функциям и роли бюджетной системы, дает необходимые показатели расходов госбюджета к величине ВВП. И на основе этого можно сделать вывод, что, на мой взгляд, роль бюджетной системы, в особенности расходной части бюджета, невероятно важна не только в странах с плановой экономикой (по-моему, все-таки осталась одна такая страна – это северный Вьетнам). Развитые капиталистические страны уделяют бюджетной системе большое внимание как чрезвычайно мощному механизму распределения (и перераспределения) национального богатства. Посредством БС государство может устанавливать приоритеты развития даже не экономики, а общества в целом!

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной курсовой работе рассмотрены сущность, основные функции и роль бюджетной системы Российской Федерации.

     Проанализировав теоретический материал, можно сделать следующие выводы:

     Бюджетный кризис, развивавшийся в течение  последних лет, достиг своей вершины  в 1998 г., и я думаю, что важнейшая задача в ближайшей перспективе – обеспечить устойчивый экономический рост. Для этого необходимо ориентировать государственную политику на поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности; создать обстановку максимального благоприятствования для частных капиталовложений; надежно гарантировать права собственника; добиться строжайшей экономии расходов на всех уровнях управления.

     Я считаю, что преобразования бюджетной системы Российской Федерации на сегодняшний день крайне необходимы, и они должны вестись по следующим направлениям:

  • формирование сильного федерального бюджета как гаранта устойчивости всей бюджетной системы, мощного инструмента государственного регулирования рыночной экономики;
  • переход к целевым финансовым трансфертам территориям с аккумуляцией федеральных и региональных бюджетных ресурсов для совместного финансирования инвестиционных и социальных программ;
  • отказ от предоставления бюджетно-налоговых преимуществ по признакам государственно-национального статуса субъектов Российской Федерации;
  • законодательное утверждение бюджетной асимметрии в соответствии с программами региональной экономической и социальной политики с использованием критериев «бедных» и «богатых» регионов и других утвержденных Федеральным Собранием группировок и критериев.

     Я полагаю, что все это в совокупности способно значительно усовершенствовать бюджетную систему Российской Федерации особенно в отношении формирования нормальных рыночных межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма.

     Современной бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней еще есть много неопределенностей. Поэтому, на мой взгляд, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.

     В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном  устройстве, закрепленная в Конституции  РФ и другими актами с применением  принципов финансово – бюджетного федерализма. Но еще осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.

     Я считаю, что в настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надежному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан.

     Также необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надежная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

Информация о работе Сущность и основные функции бюджетной системы Российской Федерации