Сущность
и методы государственного регулирования
инвестиционно-строительной деятельности
Понятие
государственного регулирования
В условиях рыночной
экономики одновременно функционируют
рыночные саморегуляторы и методы государственного
управления и регулирования инвестиционно-строительной
деятельности. Инвестиционно-строительная
деятельность осуществляется на рынках
капитальных вложений и подрядных работ,
составляющими которых являются сектора
(сегменты) проектных работ и инжиниринговых
услуг, строительных материалов, конструкций,
изделий, технологического оборудования.
На каждом сегменте рынков капитальных
вложений и подрядных работ постоянно
действуют законы спроса и предложения,
конкуренции, а также меры государственного
регулирования деятельности основных
объектов инвестиционно-строительной
сферы (инвесторов, заказчиков, подрядных
строительно-монтажных предприятий).
Государственное регулирование экономики
(ГРЭ) — это система мер законодательного,
исполнительного и контролирующего характера,
осуществляемых государственными структурами
с целью решения основных проблем экономики
страны. Экономическая задача — решение
проблем инвестиционно-строительной сферы,
которая зеркально отображает состояние
строительной отрасли [1].
Мировой опыт свидетельствует,
что, как бы ни были распространены методы
рыночной саморегуляции и велика доля
частного сектора в экономике, государство
всегда выступает ключевым фактором социально-экономического
развития. А развитие экономики невозможно
без роста инвестиций в основной капитал
и повышения их эффективности, т.е. без
позитивного положения дел в инвестиционно-строительной
сфере.
Невмешательство государства в этот
процесс оборачивается серьезными экономическими
последствиями. Если в конкурентной рыночной
экономике падение платежеспособного
спроса вызывает снижение цен, то монополии
отвечают на уменьшение спроса не снижением
цен, а сокращением объемов производства.
Никакое снижение спроса в монополист-экономике
не позволяет достичь так называемой «цены
равновесия», поэтому данную проблему
надо решать на основе разумной ценовой
политики государства, включая эффективный
государственный контроль за монопольным
ценообразованием.
В то же время немедленная демонополизация
нашей экономики не приведет к ее стабилизации,
а лишь углубит кризис (искусственное
нарушение единого технологического конвейера,
плохое использование ОПФ, рост постоянных
издержек, ослабление научно-прикладной
науки, снижение качества изделий, уменьшение
объемов производства, порождение новых,
но более «узких» монополистов и т.д.).
Напротив, государство должно стимулировать
создание новых трансакционных (СНГ) корпораций,
многопрофильных концернов.
Границы ГРЭ определяются
размером валового внутреннего продукта,
перераспределяемого через консолидированный
бюджет и внебюджетные фонды, а также размерами
государственного сектора экономики.
Методы
государственного регулирования
Существуют три группы
методов государственного регулирования:
правовые, административные и экономические.
Роль административных методов регулирования
экономики значительна в период кризисов,
тогда как экономические методы преобладают
во время стабильного развития народного
хозяйства.
Административные
методы — это меры запрета, разрешения
и принуждения. Административные средства
регулирования в развитых странах с рыночной
экономикой используются в незначительных
масштабах. Их сфера действия в основном
ограничивается охраной окружающей среды
и созданием минимальных бытовых условий
для относительно слабо защищенных слоев
населения.
Наряду с административными средствами
существует также неэкономическое регулирование
— правительственные убеждения. В ряде
случаев правительство обращается с призывами
проявлять сдержанность в расходах, покупать
больше отечественных и меньше импортных
товаров, активнее участвовать в жилищном
строительстве, покупать облигации государственного
целевого займа.
Экономические методы
ГРЭ подразделяются на средства денежно-кредитной
(косвенные) и бюджетной политики (прямые).
Основные средства
денежно-кредитной политики:
- регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
- установление размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты стали обязаны хранить в центральном банке;
- операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие, как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов
государство стремится изменить соотношение
спроса и предложения на финансовом рынке
в желаемом направлении.
Субъекты
инвестиционно-строительной сферы и взаимодействия
между ними
Инвестиционно-строительная
сфера представляет собой совокупность
экономических взаимоотношений между
ее субъектами по вопросам осуществления
инвестиций в основной капитал в форме
капитальных вложений, т.е. создания и
воспроизводства основных фондов всех
отраслей хозяйственного комплекса.
Субъекты инвестиционно-строительной
сферы [2]:
- инвесторы (застройщики, заказчики) в лице государства, частных предприятий и предприятий иных форм собственности, граждан, вкладывающих инвестиции в создание или поддержание в рабочем состоянии основного капитала;
- подрядные строительные предприятия, проектно-изыскательские организации, предприятия стройиндустрии и промышленности строительных материалов и прочие предприятия строительного комплекса, осуществляющие основные этапы реализации инвестиционных проектов (проектирование, изготовление основных строительных материалов, конструкций, изделий, возведение зданий и сооружений);
- учреждения центрального и коммерческих банков, осуществляющие взаиморасчеты между всеми участниками инвестиционного процесса;
- предприятия большинства отраслей народного хозяйства, Поставляющие материалы, товары и услуги для участников Инвестиционного проекта;
- посреднические и информационные фирмы.
- Капитальные вложения — форма реализации инвестиций в основной капитал в виде денежных средств. Затраты инвестора (заказчика) на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение техники, инструмента, инвентаря, на проектно-изыскательские работы, подготовку эксплуатационных кадров, содержание дирекции строящегося предприятия, технадзор и прочие расходы выступают как объекты вложения.
- Инвестиционно-строительная сфера — это важнейшая часть воспроизводства основного капитала путем трансформации строительства зданий, сооружений (новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение).
- Главная цель вложения инвестиций в основной капитал — получение экономического эффекта (социального, экологического) в будущем, после процесса обмена инвестиционных (финансовых) ресурсов на новые потребительские стоимости.
- Инвестиционно-строительная сфера представляет собой открытую систему, взаимодействующую со средой. Основные предпосылки успешной деятельности данной сферы экономики находятся не только внутри, но и во внешней среде, т.е. зависят от внешнеэкономических, социальных и других отношений в обществе. Инвестиционно-строительную сферу следует рассматривать как определенную систему, состоящую из ряда подсистем: предпроектной, проектной, производственной (строительной), комплектационной, эксплуатационной, посреднической, финансовой, плановой, результирующей. Общепринято представлять каждую подсистему как экономическую ячейку, обладающую определенной самостоятельностью в выборе режима своего функционирования, погруженную во внешнюю среду (сформированную другими ячейками и другими экономическими системами). Каждая ячейка имеет свою целевую функцию, свою систему стимулов и оценки эффективности технико-экономических режимов, поэтому следует обеспечить совместную согласованную деятельность экономических ячеек, т.е. выбрать оптимальный режим деятельности всей системы при одновременном сохранении возможности свободы выбора каждой ячейкой автономного, собственного распорядка работы.
- Теория оптимизации
- Теория оптимизации играет важную роль при проектировании механизма взаимодействия подсистем. Принцип совместной оптимизации базируется на соблюдении следующих условий.
- 1. Оптимальное состояние каждой подсистемы в системе менее эффективно, чем оптимальное состояние системы:
-
- где – оптимальное состояние i-й подсистемы; S – сумма подсистем (от i до n), ОС – оптимальное состояние всей системы.
- 2. Оптимизация состояния системы приводит к субоптимальным (нижестоящим за оптимальным уровнем) состояниям составляющих ее подсистем:
-
- где – субоптимальное состояние i-й подсистемы.
- Согласно теории оптимизации (принципу совместной оптимизации), достижение эффективного конечного результата в инвестиционно-строительной сфере возможно при условии взаимного согласия всех участников проекта действовать не в самых выгодных для них условиях. Преследование ими только своих собственных экономически оптимальных целей может нанести ущерб другим участникам и проекту в целом. Незнание или игнорирование положений теории оптимизации служит одной из главных причин недостаточной эффективности большинства инвестиционных проектов и низкой отдачи в целом от инвестиций в основной капитал.
- В рыночной экономике в основе концепции управления инвестиционно-строительной сферой, по мнению автора, должно лежать три принципа: маркетинг, адаптация, предпринимательское поведение.
- Принятие решения о реализации инвестиционного проекта по созданию или воспроизводству основного капитала определяется сопоставлением двух главных показателей:
- 1) ожидаемой нормы чистой прибыли от реализации проекта;
- 2) реальной ставки процента (ставки рефинансирования Банка РФ).
- Если первый показатель в 1,2—1,5 раза превышает второй показатель, то инвестор вправе принять решение о реализации проекта. В случае если второй показатель больше или равен первому, частный капитал не будет осуществлять инвестиции и только государство в необходимых случаях (в случае получения социального или экологического эффекта достижения оборонной или продовольственной безопасности страны, проведения приоритетных научно-технических исследований) вправе пойти на экономически неэффективное (убыточное) решение.
- Особенности государственного регулирования инвестиционно-строительной сферы
- Государственное регулирование инвестиционно-строительной сферы — это специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования (индикативного, рекомендательного), бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости. Государственные регуляторы и рыночные саморегуляторы должны способствовать достижению оптимальной структуры и инфраструктуры общественного хозяйства (структурной реформе) и деятельности конкретных субъектов экономических отношений как экономики в целом, так и отдельных регионов на основе инвестиций в основной капитал.
- Государственное регулирование инвестиционной сферы рыночной экономики должно обеспечивать упорядоченность сложнейших составляющих инвестиционного процесса, на которые не всегда могут эффективно влиять отдельно применяющиеся экономические или административные регуляторы.
- Проблемы государственного регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности
- Инвестиционно-строительная деятельность обеспечивает осуществление расширенного воспроизводства производственного потенциала страны. Если принять этот тезис за основу, то в сфере государственного регулирования инвестиционно-строительная деятельность должна стать приоритетной. Однако предшествующее развитие данной деятельности показывает, что государственные органы Российской Федерации запаздывают с реализацией соответствующих регулирующих решений.
- Практически отсутствует четкая государственная политика в сфере стимулирования инвестиционно-строительной деятельности, как в производственном, так и в непроизводственном строительстве, особенно в жилищном. Затраты на создание социальной инфраструктуры по сути «перекладываются» на городские власти, у которых финансовые ресурсы, выделяемые на эти цели, весьма ограничены. Здесь требуется государственное регулирование на законодательном уровне Российской Федерации. В этой связи следует заметить, что в Финляндии действует закон, позволяющий взимать до 40% налогов на инвестиции, вкладываемые в строительство офисных зданий. Почему бы законодательному органу РФ не принять подобный или ещё более жесткий закон?
- Актуальной проблемой государственного регулирования и стимулирования является ценообразование в строительстве жилья, поскольку через рынок жилье «уходит в 2—3 раза дороже себестоимости» [4]. Несмотря на то, что квартиры сдаются в эксплуатацию без отделки, их цены, величину которых определяет спрос, продолжают расти. В результате покупка квартир даже в рассрочку становится недоступной для многих слоев населения, в том числе для формирующегося «среднего класса».
- Зарубежный и отечественный опыт позволяет выделить три основных рычага эффективного государственного воздействия на развитие сферы инвестиционно-строительной деятельности: налоговая политика, банковский кредит, формы ипотеки в их взаимосвязи.
- Налоговая политика в Российской Федерации имеет не стимулирующий, а фискальный характер, максималистская направленность которого согласно теории и практики игрового моделирования социально-экономических ситуаций обречена на проигрыш.
- Банковский кредит на строительство жилья и приобретение квартир целесообразно законодательно унифицировать, установив его оптимальные годовые размеры с рассрочкой возврата полученных кредитов до 15 лет и исчислением в валютной форме. Коммерческие банки в принципе не имеют возражений против такого предложения, но требуют от Центробанка России соответствующего уменьшения резервных взносов (фондов). Этот вопрос также может быть решен в законодательном порядке.
- Проблема ипотеки по своей экономической сущности означает «взятие в долг квартиры» с гарантией возврата ее денежного эквивалента. В рыночной экономике такими гарантиями могут быть собственность на землю, недвижимость или иные надежные активы. Ничего подобного у работающего населения нет, а государство и регионы имеют ограниченные возможности кредитовать ипотеку. Именно поэтому ипотека развивается слабо, несмотря на усилия федеральных и региональных руководителей.
- Проблемы, требующие государственного регулирования и стимулирования в сфере инвестиционно-строительной деятельности, носят многопрофильный характер. В связи с этим было бы целесообразным создание в субъектах Российской Федерации на общественных началах комиссий по экономическому регулированию и стимулированию развития этого вида деятельности, в которые входили бы представители местного законодательного корпуса, авторитетные руководители государственных и коммерческих структур, научные и вузовские работники для подготовки и представления административным и законодательным органам соответствующих обоснованных предложений и проектов решений [3].
- Определенный интерес представляет положительный опыт в государственном регулировании и стимулировании строительства таких развитых стран Западной Европы, как Германия, Финляндия, Швеция, который, представляется, было бы нелишним перенять в России с учётом отечественных реалий. Например, проблема приобретения жилья, решение которой в этих станах непосредственно увязано со стимулированием рождаемости детей в молодых семьях. Этот вопрос, как известно, очень актуален для нашей страны.
- В Финляндии эффективно функционирует принятый парламентом закон об ограничении всех видов налогообложения юридических и физических лиц до общего уровня 32%; установлена твердая ставка банковского кредита на приобретение молодыми семьями квартир под 3% годовых с рассрочкой до 20—25 лет; предусмотрена возможность снижения на 25—50% стоимости оплаты приобретённой молодыми семьями квартиры в зависимости от количества родившихся детей.
- В Германии действует система поддержки граждан и особенно молодых семей, желающих построить жилой дом или приобрести квартиру в собственность. Эту систему можно назвать «накопительно-возвратной». Ее суть состоит в том, что существующие в Германии строительные сберкассы заключают с работающими гражданами, желающими приобрести собственное жилье, договор на финансирование строительства. Будущий собственник жилья ежемесячно вносит на свой счет определенную сумму. Кроме того, работодатель согласно действующему закону ежемесячно добавляет к зарплате 78 евро (936 евро в год), государство еще 93,6 евро, или 10% от 936. Практически, кроме личных взносов, на расчетный счет будущего собственника жилья в строительную сберкассу попадает более 1000 евро в год. Так накапливается «строительный капитал», а когда он достигнет определенной суммы (примерно одной трети стоимости жилья), государство выделяет 10% от стоимости жилого дома или квартиры, а на остальную сумму строительная сберкасса выдает кредит под весьма низкий процент.
- После того, как жилой дом или квартира приобретены в собственность, начинает действовать возвратная составляющая «накопительно-возвратной» системы, которая стимулирует молодые семьи иметь больше детей. Такие семьи при наличии не менее двух детей получают от государства в течение 8 лет после приобретения жилья 40 тыс. евро в виде субсидий на дом, 24 тыс. евро на детей, 4 тыс. евро экологической надбавки и 3,2 тыс. евро субсидий на энергию. Возвратные деньги позволяют семьям, имеющим двух и более детей, существенно облегчить и ускорить погашение кредита, выданного строительной сберкассой.
- В России пока нет достаточных государственных средств для введения подобной системы, но некоторые ее элементы, можно использовать. Так, целесообразно было бы проработать вопрос о возможности организации определенного числа филиалов Сбербанка РФ и некоторых крупных коммерческих банков в виде «строительных сберкасс» [3].
Список использованных источников
- 1 Степанова, И. С. Экономика строительства: Учебник / И. С. Степанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 620 с.
- 2 Мировнов, Г. В. Инвестиционно-строительной менеджмент: Справочник / Г. В. Миронов, С. П. Буркин, В. В. Шимов и др. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. – 225 с.
- 3 Харченко, Е. В. Некоторые проблемы государственного регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности / Е. В. Харченко // Экономика строительства. – 2006. – № 12.
- 4 Анализ стоимости реализации жилья. // Строительная газета. – 2004. – № 19.