Сущность и методы государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Понятие государственного регулирования. Методы государственного регулирования. Субъекты инвестиционно-строительной сферы и взаимодействия между ними. Особенности государственного регулирования инвестиционно-строительной сферы. Проблемы государственного регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 25.98 Кб (Скачать)

 

     Сущность  и методы государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности       

Понятие государственного регулирования      

В условиях рыночной экономики одновременно функционируют рыночные саморегуляторы и методы государственного управления и регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Инвестиционно-строительная деятельность осуществляется на рынках капитальных вложений и подрядных работ, составляющими которых являются сектора (сегменты) проектных работ и инжиниринговых услуг, строительных материалов, конструкций, изделий, технологического оборудования. На каждом сегменте рынков капитальных вложений и подрядных работ постоянно действуют законы спроса и предложения, конкуренции, а также меры государственного регулирования деятельности основных объектов инвестиционно-строительной сферы (инвесторов, заказчиков, подрядных строительно-монтажных предприятий).     

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) —  это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными структурами с целью решения основных проблем экономики страны. Экономическая задача — решение проблем инвестиционно-строительной сферы, которая зеркально отображает состояние строительной отрасли [1].     

Мировой опыт свидетельствует, что, как бы ни были распространены методы рыночной саморегуляции и велика доля частного сектора в экономике, государство всегда выступает ключевым фактором социально-экономического развития. А развитие экономики невозможно без роста инвестиций в основной капитал и повышения их эффективности, т.е. без позитивного положения дел в инвестиционно-строительной сфере.     

Невмешательство государства в этот процесс оборачивается серьезными экономическими последствиями. Если в конкурентной рыночной экономике падение платежеспособного спроса вызывает снижение цен, то монополии отвечают на уменьшение спроса не снижением цен, а сокращением объемов производства. Никакое снижение спроса в монополист-экономике не позволяет достичь так называемой «цены равновесия», поэтому данную проблему надо решать на основе разумной ценовой политики государства, включая эффективный государственный контроль за монопольным ценообразованием.     

В то же время немедленная демонополизация  нашей экономики не приведет к ее стабилизации, а лишь углубит кризис (искусственное нарушение единого технологического конвейера, плохое использование ОПФ, рост постоянных издержек, ослабление научно-прикладной науки, снижение качества изделий, уменьшение объемов производства, порождение новых, но более «узких» монополистов и т.д.). Напротив, государство должно стимулировать создание новых трансакционных (СНГ) корпораций, многопрофильных концернов.     

Границы ГРЭ определяются размером валового внутреннего продукта, перераспределяемого через консолидированный бюджет и внебюджетные фонды, а также размерами государственного сектора экономики.      

Методы  государственного регулирования      

Существуют  три группы методов государственного регулирования: правовые, административные и экономические. Роль административных методов регулирования экономики значительна в период кризисов, тогда как экономические методы преобладают во время стабильного развития народного хозяйства.     

Административные  методы — это меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо защищенных слоев населения.     

Наряду  с административными средствами существует также неэкономическое регулирование — правительственные убеждения. В ряде случаев правительство обращается с призывами проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа.     

Экономические методы ГРЭ подразделяются на средства денежно-кредитной (косвенные) и бюджетной политики (прямые).      

Основные  средства денежно-кредитной политики:

  • регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
  • установление размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты стали обязаны хранить в центральном банке;
  • операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие, как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

 

     При помощи этих инструментов государство  стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.      

Субъекты  инвестиционно-строительной сферы и взаимодействия между ними      

Инвестиционно-строительная сфера представляет собой совокупность экономических взаимоотношений между ее субъектами по вопросам осуществления инвестиций в основной капитал в форме капитальных вложений, т.е. создания и воспроизводства основных фондов всех отраслей хозяйственного комплекса.     

Субъекты  инвестиционно-строительной сферы [2]:

  • инвесторы (застройщики, заказчики) в лице государства, частных предприятий и предприятий иных форм собственности, граждан, вкладывающих инвестиции в создание или поддержание в рабочем состоянии основного капитала;
  • подрядные строительные предприятия, проектно-изыскательские организации, предприятия стройиндустрии и промышленности строительных материалов и прочие предприятия строительного комплекса, осуществляющие основные этапы реализации инвестиционных проектов (проектирование, изготовление основных строительных материалов, конструкций, изделий, возведение зданий и сооружений);
  • учреждения центрального и коммерческих банков, осуществляющие взаиморасчеты между всеми участниками инвестиционного процесса;
  • предприятия большинства отраслей народного хозяйства, Поставляющие материалы, товары и услуги для участников Инвестиционного проекта;
  • посреднические и информационные фирмы.     
  • Капитальные вложения — форма реализации инвестиций в основной капитал в виде денежных средств. Затраты инвестора (заказчика) на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение техники, инструмента, инвентаря, на проектно-изыскательские работы, подготовку эксплуатационных кадров, содержание дирекции строящегося предприятия, технадзор и прочие расходы выступают как объекты вложения.     
  • Инвестиционно-строительная сфера — это важнейшая часть  воспроизводства основного капитала путем трансформации строительства зданий, сооружений (новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение).     
  • Главная цель вложения инвестиций в основной капитал — получение экономического эффекта (социального, экологического) в будущем, после процесса обмена инвестиционных (финансовых) ресурсов на новые потребительские стоимости.     
  • Инвестиционно-строительная сфера представляет собой открытую систему, взаимодействующую со средой. Основные предпосылки успешной деятельности данной сферы экономики находятся не только внутри, но и во внешней среде, т.е. зависят от внешнеэкономических, социальных и других отношений в обществе. Инвестиционно-строительную сферу следует рассматривать как определенную систему, состоящую из ряда подсистем: предпроектной, проектной, производственной (строительной), комплектационной, эксплуатационной, посреднической, финансовой, плановой, результирующей. Общепринято представлять каждую подсистему как экономическую ячейку, обладающую определенной самостоятельностью в выборе режима своего функционирования, погруженную во внешнюю среду (сформированную другими ячейками и другими экономическими системами). Каждая ячейка имеет свою целевую функцию, свою систему стимулов и оценки эффективности технико-экономических режимов, поэтому следует обеспечить совместную согласованную деятельность экономических ячеек, т.е. выбрать оптимальный режим деятельности всей системы при одновременном сохранении возможности свободы выбора каждой ячейкой автономного, собственного распорядка работы.      
  • Теория  оптимизации      
  • Теория  оптимизации играет важную роль при  проектировании механизма взаимодействия подсистем. Принцип совместной оптимизации базируется на соблюдении следующих условий.     
  • 1. Оптимальное состояние каждой  подсистемы в системе менее эффективно, чем оптимальное состояние системы:     
  •      
  • где – оптимальное состояние i-й подсистемы; S – сумма подсистем (от i до n), ОС – оптимальное состояние всей системы.     
  • 2. Оптимизация состояния системы приводит к субоптимальным (нижестоящим за оптимальным уровнем) состояниям составляющих ее подсистем:     
  •      
  • где – субоптимальное состояние i-й подсистемы.     
  • Согласно  теории оптимизации (принципу совместной оптимизации), достижение эффективного конечного результата в инвестиционно-строительной сфере возможно при условии взаимного согласия всех участников проекта действовать не в самых выгодных для них условиях. Преследование ими только своих собственных экономически оптимальных целей может нанести ущерб другим участникам и проекту в целом. Незнание или игнорирование положений теории оптимизации служит одной из главных причин недостаточной эффективности большинства инвестиционных проектов и низкой отдачи в целом от инвестиций в основной капитал.     
  • В рыночной экономике в основе концепции  управления инвестиционно-строительной сферой, по мнению автора, должно лежать три принципа: маркетинг, адаптация, предпринимательское поведение.     
  • Принятие решения о реализации инвестиционного проекта по созданию или воспроизводству основного капитала определяется сопоставлением двух главных показателей:     
  • 1) ожидаемой нормы чистой прибыли  от реализации проекта;     
  • 2) реальной ставки процента (ставки  рефинансирования Банка РФ).     
  • Если  первый показатель в 1,2—1,5 раза превышает  второй показатель, то инвестор вправе принять решение о реализации проекта. В случае если второй показатель больше или равен первому, частный капитал не будет осуществлять инвестиции и только государство в необходимых случаях (в случае получения социального или экологического эффекта достижения оборонной или продовольственной безопасности страны, проведения приоритетных научно-технических исследований) вправе пойти на экономически неэффективное (убыточное) решение.      
  • Особенности государственного регулирования  инвестиционно-строительной сферы      
  • Государственное регулирование инвестиционно-строительной сферы — это специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования (индикативного, рекомендательного), бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости. Государственные регуляторы и рыночные саморегуляторы должны способствовать достижению оптимальной структуры и инфраструктуры общественного хозяйства (структурной реформе) и деятельности конкретных субъектов экономических отношений как экономики в целом, так и отдельных регионов на основе инвестиций в основной капитал.     
  • Государственное регулирование инвестиционной сферы рыночной экономики должно обеспечивать упорядоченность сложнейших составляющих инвестиционного процесса, на которые не всегда могут эффективно влиять отдельно применяющиеся экономические или административные регуляторы.      
  • Проблемы  государственного регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности      
  • Инвестиционно-строительная деятельность обеспечивает осуществление расширенного воспроизводства производственного потенциала страны. Если принять этот тезис за основу, то в сфере государственного регулирования инвестиционно-строительная деятельность должна стать приоритетной. Однако предшествующее развитие данной деятельности показывает, что государственные органы Российской Федерации запаздывают с реализацией соответствующих регулирующих решений.     
  • Практически отсутствует четкая государственная  политика в сфере стимулирования инвестиционно-строительной деятельности, как в производственном, так и в непроизводственном строительстве, особенно в жилищном. Затраты на создание социальной инфраструктуры по сути «перекладываются» на городские власти, у которых финансовые ресурсы, выделяемые на эти цели, весьма ограничены. Здесь требуется государственное регулирование на законодательном уровне Российской Федерации. В этой связи следует заметить, что в Финляндии действует закон, позволяющий взимать до 40% налогов на инвестиции, вкладываемые в строительство офисных зданий. Почему бы законодательному органу РФ не принять подобный или ещё более жесткий закон?     
  • Актуальной  проблемой государственного регулирования и стимулирования является ценообразование в строительстве жилья, поскольку через рынок жилье «уходит в 2—3 раза дороже себестоимости» [4]. Несмотря на то, что квартиры сдаются в эксплуатацию без отделки, их цены, величину которых определяет спрос, продолжают расти. В результате покупка квартир даже в рассрочку становится недоступной для многих слоев населения, в том числе для формирующегося «среднего класса».     
  • Зарубежный  и отечественный опыт позволяет  выделить три основных рычага эффективного государственного воздействия на развитие сферы инвестиционно-строительной деятельности: налоговая политика, банковский кредит, формы ипотеки в их взаимосвязи.     
  • Налоговая политика в Российской Федерации  имеет не стимулирующий, а фискальный характер, максималистская направленность которого согласно теории и практики игрового моделирования социально-экономических ситуаций обречена на проигрыш.     
  • Банковский  кредит на строительство жилья и  приобретение квартир целесообразно  законодательно унифицировать, установив  его оптимальные годовые размеры с рассрочкой возврата полученных кредитов до 15 лет и исчислением в валютной форме. Коммерческие банки в принципе не имеют возражений против такого предложения, но требуют от Центробанка России соответствующего уменьшения резервных взносов (фондов). Этот вопрос также может быть решен в законодательном порядке.     
  • Проблема  ипотеки по своей экономической  сущности означает «взятие в долг квартиры» с гарантией возврата ее денежного эквивалента. В рыночной экономике такими гарантиями могут быть собственность на землю, недвижимость или иные надежные активы. Ничего подобного у работающего населения нет, а государство и регионы имеют ограниченные возможности кредитовать ипотеку. Именно поэтому ипотека развивается слабо, несмотря на усилия федеральных и региональных руководителей.     
  • Проблемы, требующие государственного регулирования  и стимулирования в сфере инвестиционно-строительной деятельности, носят многопрофильный характер. В связи с этим было бы целесообразным создание в субъектах Российской Федерации на общественных началах комиссий по экономическому регулированию и стимулированию развития этого вида деятельности, в которые входили бы представители местного законодательного корпуса, авторитетные руководители государственных и коммерческих структур, научные и вузовские работники для подготовки и представления административным и законодательным органам соответствующих обоснованных предложений и проектов решений [3].     
  • Определенный  интерес представляет положительный  опыт в государственном регулировании и стимулировании строительства таких развитых стран Западной Европы, как Германия, Финляндия, Швеция, который, представляется, было бы нелишним перенять в России с учётом отечественных реалий. Например, проблема приобретения жилья, решение которой в этих станах непосредственно увязано со стимулированием рождаемости детей в молодых семьях. Этот вопрос, как известно, очень актуален для нашей страны.     
  • В Финляндии эффективно функционирует  принятый парламентом закон об ограничении всех видов налогообложения юридических и физических лиц до общего уровня 32%; установлена твердая ставка банковского кредита на приобретение молодыми семьями квартир под 3% годовых с рассрочкой до 20—25 лет; предусмотрена возможность снижения на 25—50% стоимости оплаты приобретённой молодыми семьями квартиры в зависимости от количества родившихся детей.     
  • В Германии действует система поддержки  граждан и особенно молодых семей, желающих построить жилой дом или приобрести квартиру в собственность. Эту систему можно назвать «накопительно-возвратной». Ее суть состоит в том, что существующие в Германии строительные сберкассы заключают с работающими гражданами, желающими приобрести собственное жилье, договор на финансирование строительства. Будущий собственник жилья ежемесячно вносит на свой счет определенную сумму. Кроме того, работодатель согласно действующему закону ежемесячно добавляет к зарплате 78 евро (936 евро в год), государство еще 93,6 евро, или 10% от 936. Практически, кроме личных взносов, на расчетный счет будущего собственника жилья в строительную сберкассу попадает более 1000 евро в год. Так накапливается «строительный капитал», а когда он достигнет определенной суммы (примерно одной трети стоимости жилья), государство выделяет 10% от стоимости жилого дома или квартиры, а на остальную сумму строительная сберкасса выдает кредит под весьма низкий процент.     
  • После того, как жилой дом или квартира приобретены в собственность, начинает действовать возвратная составляющая «накопительно-возвратной» системы, которая стимулирует молодые  семьи иметь больше детей. Такие семьи при наличии не менее двух детей получают от государства в течение 8 лет после приобретения жилья 40 тыс. евро в виде субсидий на дом, 24 тыс. евро на детей, 4 тыс. евро экологической надбавки и 3,2 тыс. евро субсидий на энергию. Возвратные деньги позволяют семьям, имеющим двух и более детей, существенно облегчить и ускорить погашение кредита, выданного строительной сберкассой.     
  • В России пока нет достаточных государственных  средств для введения подобной системы, но некоторые ее элементы, можно использовать. Так, целесообразно было бы проработать вопрос о возможности организации определенного числа филиалов Сбербанка РФ и некоторых крупных коммерческих банков в виде «строительных сберкасс» [3].  
      
       
      
       
        Список  использованных источников      
  • 1 Степанова, И. С. Экономика строительства:  Учебник / И. С. Степанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 620 с.     
  • 2 Мировнов, Г. В. Инвестиционно-строительной менеджмент: Справочник / Г. В. Миронов, С. П. Буркин, В. В. Шимов и др. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. – 225 с.     
  • 3 Харченко, Е. В. Некоторые проблемы государственного регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности / Е. В. Харченко // Экономика строительства. – 2006. – № 12.     
  • 4 Анализ стоимости реализации жилья. // Строительная газета. – 2004. – № 19.

Информация о работе Сущность и методы государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности