Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 10:17, контрольная работа
В современной экономике практически невозможно найти свободный или совершенно конкурентный рынок. Рынки несоответствующие условиям совершенной конкуренции, получили название рынков несовершенной конкуренции.* Моя работа посвящена общим характеристикам, особенностям и проявлениям рыночных структур несовершенной конкуренции в истории экономии.
Введение
1. Основные черты несовершенной конкуренции
2.Типы рыночных структур несовершенной конкуренции
3.Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлин
3.1.Сущность монополии и монополистической конкуренции
3.2.Сущность несовершенного (неравновесного) рынка
3.3.Историческое значение теории монополистической конкуренции
3.4.Комментарии Э.Чемберлина о значении его теории.
4.Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон
4.1.Сущность несовершенной конкуренции.
4.2.Основные теоретические положения
Заключение
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра
Истории
экономики, политики и культуры
Контрольная работа
по дисциплине
«История экономических учений»
не тему:
«СУЩНОСТЬ
И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ТЕОРИИ РЫНКА С
НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ»
Лектор:
Доктор экономических наук, профессор Я.С. Ядгаров
Студент:
Финансово-кредитного факультета,
на специализации финансовый менеджмент,
группа № 221344, студенческий билет
№ 10ФФ60312
Содержание
Введение
1. Основные черты несовершенной конкуренции
2.Типы
рыночных структур
3.Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлин
3.1.Сущность монополии и монополистической конкуренции
3.2.Сущность несовершенного (неравновесного) рынка
3.3.Историческое значение теории монополистической конкуренции
3.4.Комментарии Э.Чемберлина о значении его теории.
4.Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон
4.1.Сущность несовершенной конкуренции.
4.2.Основные теоретические положения
Заключение
Введение
В современной
экономике практически
В конце IXX-го и особенно в начале XX-го веков
усилились монополистические тенденции,
приведшие в результате к мировому экономическому
кризису 1929-1933гг. («годы великой депрессии»).
Наиболее резкое проявление монополизма
наблюдалось в США, которая к рубежу IXX-го
-XX-го веков стала самой богатой и развитой
в экономическом отношении страной. Именно
в США впервые в наиболее острой форме
и проявились проблемы, связанные со всеобъемлющим
процессом перехода от экономики свободной
конкуренции к преимущественно монополистической.
США стали пионерами антимонопольных
мер в экономике, которые апробировались
там в виде антитрестовского законодательства
еще в конце IXX-го века.
«Закон рынков» Сея, на который более 100 лет опирались классики, а потом и маржиналисты, утратил свое незыблемое значение вслед за институалистами и у неоклассиками предметом исследования экономической теории стала несовершенная экономика.
Проблемы несовершенного рынка из числа неоклассиков почти одновременно рассматривали профессоры Гарвардского университета Э. Чемберлин и Кембриджского - Дж. Робинсон. Их теории стали важным успехом ученных-экономистов XX-го века.
При всей несхожести их работы объединяет глубокий анализ действия рыночного механизма в условиях несовершенной конкуренции. Но в отличие от институционалистов основную причину нарушения равновесия в экономике они рассматривают только в категориях и законах экономики. М. Фридмен характеризует их работы следующим образом: «Теория несовершенной или монополистической конкуренции, развитая Чемберлином и Робинсон, является попыткой ... построить более общую теорию... К сожалению она не обладает ни одним из признаков, которые сделали бы ее действительно полезной общей теорией. Ее вклад был в значительной степени ограничен улучшением изложения экономической теории индивидуальной фирмы и, следовательно, выводом следствий из маршаллианской модели, усовершенствованием маршаллианского анализа монополии и обогащением словаря, пригодного для описания промышленной практики» ***. Но заслуга их в том, что они показали главное: конкуренция - монополистическая или совершенная - обязательно нуждаются в создании механизма, который обеспечивал бы и гарантировал ее сохранение.
Моделям рынка с несовершенной конкуренцией присущи следующие черты:
- много (но не множество), несколько или одна фирма;
- наличие барьеров вступления в отрасль;
- возможность
в определенных пределах
- использование
неценовых методов
- сочетание рыночной саморегуляции и планового регулирования как государственного, так и внутри- и межфирменного.
Государство, стремясь поддержать рыночную систему, защитить права потребителей, не допустить недобросовестную конкуренцию, регулирует в той или иной степени деятельность на рынках несовершенной конкуренции.
Рынки
несовременной конкуренции
Типы
рыночных структур несовершенной
конкуренции и
ее характеристики.
Тип рынка Особенности |
Монополия |
Олигополия |
Монополистическая конкуренция |
Число фирм на рынке | одна | 2 и более | много |
Барьеры на вхождение в отрасль | значительные | значительные | незначительные |
Выпускаемая продукция | однородная или дифференцированная | однородная или дифференцированная | дифференцированная |
Монопольная власти | абсолютная | значительная | незначительная |
Ценовая дискриминация | возможна | возможна | возможна |
Примеры | Московский метрополитен | Рынки стали, алюминия, бытовой техники, автомобилей | Рынки одежды и обуви, парфюмерии, косметики |
Из всех рынков несовершенной конкуренции наиболее «скупа» в возможности проявить конкуренцию это монополия. В условиях монополии фирма является единственным продавцом данной продукции, присутствуют непреодолимые барьеры для вхождения в отрасль. Монополия лишает потребителя в выборе продавца с наилучшими условиями продажи.
Олигополия - это рынок где несколько крупных фирм контролируют основную его части. Товары выпускаемые, в этом случае могут быть как однородными так и дифференцированными. Характерны большие входные барьеры для вступления на рынок новых фирм и ограничения связаны с эффектом масштаба.
Монополистический рынок – это тип рынка, где довольно большое количество фирм предлагает разнородную (дифференцированную) продукцию. Подобный рынок демонстрирует различия в качестве, внешнем виде или других характеристиках товаров, которые их делают более или менее уникальными при сохранении взаимозаменяемости.
3.Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
Автор книги «Теория монополистической конкуренции (реориентация стоимости)» Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899-1967), уроженец штата Вашингтон (США) из семьи протестантского пастора. В 1921 г. закончил университет Айовы. Через год в Мичиганском университете получил степень магистра, а еще через пять лет, будучи докторантом в Гарвардском университете, защитил диссертацию по проблематике монополистической конкуренции. Вся последующая деятельность с 1927 г. идо кончины в 1967 г. связана с преподаванием в университете Гарварда, не считая годичной работы в Бюро стратегической службы США и специального в 1951 г. турне в западноевропейские страны для разъяснения положений своих теоретических нововведений. Важной вехой в творческой и научной биографии Э.Чемберлина явилось избрание главой отделения экономической теории Гарвардского университета (1939-1943), включавшего тогда в свой состав таких именитых ученых, как В. Леонтьев, Э. Хансен, И. Шумпетер и др., а также назначение на пост редактора гарвардского «Куортели джорнел оф экономике» (1948-1958). В 1965 г. был избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации. В 1967 г. в память о нем был издан сборник трудов экономистов под названием «Теория монополистической конкуренции: исследования взаимодействия».В течение 1933-1962 гг. его произведение переиздавалось в США 5 раз, являясь и ныне одним из популярных учебных пособий в преподавании курса экономической теории многих стран. В нем содержится всесторонняя характеристика сущности монополии, приводится убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли.
3.1.Сущность монополии и монополистической конкуренции
Говоря словами гарвардского профессора, сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциацией продукта». Э.Чемберлин по этому поводу пишет: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более менее несовершенных заменителей». Исходя из этого он полагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».
3.2.Сущность несовершенного (неравновесного) рынка
По поводу
рынков Э. Чемберлин размышлял следующим
образом Рынки взаимосвязаны, поскольку
на каждом из них независящие друг от друга
продавцы вынуждены взаимодействовать
для реализации близкой по своему назначению
продукции. При этом он убежден, что «рынки
в реальной действительности более менее
несовершенны», а «наивное умозаключение,
гласящее, что фактическим результатам
свойственно «стремиться» к равновесию,
не имеет под собой оснований».
В результате каждый продавец рассматривается
им в качестве монополиста, формирующего
собственный круг покупателей, т.е. свой
субрынок, за счет обладания своим «уникальным»
товаром, и уровень «дифференциации продукта»
которого отражает, в какой мере продавец
регулирует цену и выступает на рынке
монополистом. Это означает также, что
реальный объем предложения товаров и
услуг окажется меньше, а цены на них будут
выше, чем в условиях «чистой» конкуренции.
Монополия продавца на свой продукт и
монополисты, конкурирующие между собой
в условиях монополистической конкуренции,
невозможны, по мысли Э.Чемберлина, без
главного условия - дифференциации продукта.
3.3.Историческое значение теории монополистической конкуренции
Анализируя работу Э.Чемберлина о «Теории монополистической конкуренции» а так же взгляд на это классиков и неоклассиков, я перечислю их видение в несколько позиций.
Во-первых, согласно теории Э.Чемберлина, вместо нереальной, являющейся искусственной абстракцией, категории «чистая конкуренция» правомерно вести речь о конкуренции монополистической, когда продавцы при этом всегда сохраняют возможность конкурировать между собой, манипулируя с ценой и контролируя ее уровень, и быть хозяином «на своем рынке». Во-вторых, если «классики» и «неоклассики» вытеснение чистой конкуренции монополией видели в затухании ценовой борьбы, то, на взгляд Э.Чемберлина, конкурентная борьба всегда имела место между конкурентами-монополистами, проявляясь через развитие и ценовой и неценовой конкуренции, обусловленной совершенствованием качества продукта и рекламы. В-третих, введенное им понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию «чистая конкуренция». Ведь при монополистической конкуренции: рыночная структура представлена достаточно большим числом продавцов и на деятельность одной фирмы не влияет эффективность деятельности другой соперничающей с ней фирмы покупатели предпочитают ту продукцию, разнородность которой обусловлена торговой маркой и прочими качественными характеристиками конкретного продавца; «дифференцированный продукт», т.е. ту иную марку продукта, являющегося близким субститутом, имеет возможность производить любой «новый» продавец, как говорят, «вход» в отрасль в рынок группы товаров не ограничен. В-четвертых, если прежде «классики» и «неоклассики» решающим условием экономического роста считали чистую конкуренцию и конкретная борьба допускалась только на слитом воедино рынке, то, по теории Э.Чемберлина, конкуренция имеет место и в условиях монополии на базе «дифференциации продукта», когда у товаров одного и того же вида возникают особые свойства и покупатель получает возможность выразить свое предпочтение одному из товаров этого вида. В-пятых, суждения Э.Чемберлина впервые навели исследователей идей экономического либерализма на мысль о том, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая по своей сути конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров. Отсюда уместными становятся выводы о возможности в условиях монополистической конкуренции покупателю предпочесть один конкурирующий товар другому и одного продавца абсолютно неэквивалентного одноименного товара другому продавцу. Это, по логике Э.Чемберлина, также означает, что выдержать состязание с крупным хозяйствующим субъектом и быть монополистом может и мелкий либо средний продавец (торговец) и производитель, т.е. монополия, вопреки марксистским критикам, не обязательно является следствием финансового контроля, концентрации производства и централизации капитала, ибо рыночной системе свойственны и усвающие конкуренцию тенденции.
Информация о работе Сущность и историческое значение теории рынка с несовершенной конкуренцией