Сущность государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:55, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Задачи работы: дать понятие государственного регулирования экономики, определить механизмы его действия.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ГРЭ РАСП.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Во  всех экономических системах, без  исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование  осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной  системе, но экономическая роль государства все-таки велика.

     Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

     Поэтому исследование государственного регулирования экономики, необходимость его усовершенствования – актуальная задача на сегодняшний день.

     Как известно, возможность ГРЭ появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так  как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

     Очень важна роль государственного регулирования  экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику  и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству  на базе частной собственности.

     Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

     Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.

     Задачи  работы: дать понятие государственного регулирования экономики, определить механизмы его действия.

     Рассмотрение государственной деятельности составляет объект работы.

     Предметом работы является изучение действий государства, связанных с регулированием экономики и их изменения.

 

      1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1 Цели и задачи ГРЭ

 

     Главная задача государственного регулирования  экономики – создание определенных условий для обеспечения нормального  функционирования экономики. Государство  во взаимодействии с рынком поддерживает  и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

     Основные  функции ГРЭ: разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства; определение приоритетов макроэкономической политики; обеспечение условий эффективного функционирования рынка; решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

     Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.

     Реализация  этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему  приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.

     Задачи  ГРЭ:

  1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
  2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций
  3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности
  4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики.
  5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.
  6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.
  7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил
  8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.
  9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.
  10. Обеспечение национальной безопасности и др.

1.2  Объекты ГРЭ

 

     Государственное регулирование экономики как  системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.

     Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

     В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени становятся общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.

     К основным объектам ГРЭ относятся: структура  экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном  аспектах. Экономические циклы; формы  собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

     Объекты государственного регулирования экономики  различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.

     Субъектами государственного  регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

     1.3 Границы вмешательства государства в экономику

 

     В первую очередь, это правильная организация  денежного обращения.

     Не  менее важным является предоставление государством различных общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять практически все потребности, которые выражаются в денежной форме, то есть, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: оборона государства, государственное управление, система энергетики, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, контроль экологии и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

     Последствия внешних эффектов также могут  быть устранены только посредством  государства. В процессах рыночного  производства и потребления могут  возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неэффективное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

     Перечисленные выше функции, которые выполняет  государство по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, образуют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции составляют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Следовательно, нерегулируемого рынка вообще не может быть, поскольку в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже самый совершенный свободный рынок.

     1.4 Инструментарий государственного регулирования

 

     Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий  набор инструментов.

     Основные  инструменты государственного регулирования:

     Фискальная  политика. Важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.;

     Денежная  политика. Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные  бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.;

     Политика  регулирования доходов. Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты).

     Социальная  политика. Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека.

     Государственное регулирование ценообразования. Государственные мероприятия по регулированию цен бывают трех типов: законодательного, административного и судебного. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.

     Внешнеэкономическое регулирование. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Отдельным самостоятельным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства – это: регуляция учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центробанком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

     Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

 

      2 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

    1. Социальная  политика государства

        Государственная социальная политика является еще одной важнейшей сферой деятельности государственного регулирования. Она преследует следующие цели: защита граждан от экономического и общественного вреда и деградации в результате болезни, старости, резкого сокращения доходов и т.д.; обеспечение необходимых условий развития каждой отдельной личности и общества в целом; контроль морально-этических основ общества.

Информация о работе Сущность государственного регулирования экономики