Субъекты мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.

Работа содержит 1 файл

МЭО!!!!!.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

3.Субъекты мирового хозяйства

. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.

Государство — основной субъект мирового хозяйства.

Роль  государства в экономике проявляется  прежде всего в создании гарантированных  рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в  накоплении капитала, регулировании  внутренних и внешних экономических  связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.

В течение  длительного времени происходит увеличение финансовых средств, мобилизуемых государством.

• Мобилизуемые государством финансовые средства позволяли обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство.

• Государство  во многих странах несет ответственность  за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населению  государства выделяют до 20% их ВВП (в развивающихся странах — около 5%).

• Государство  является активным участником хозяйственной  деятельности. Приобретая товары и  услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии.  

 Государство прямо и косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений. Роль государственных капиталовложений в конце века сократилась, но она остается значительной, колеблясь в пределах 0,7 — 14% ВВП.

• Государственное  кредитование и субсидирование —  важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5% ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах.

• Государство  выступает крупным работодателем, обеспечивая до 20% занятых.

• Государство  непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность.

Транснациональные компании. ТНК занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.

Понятие ТНК. Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными, сверхнациональными, транснациональными корпорациями.

К многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25% оборота). Они имеют такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров, оказывать соответствующее воздействие на других участников общей хозяйственной структуры. Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, а производственный характер.

По национальному  составу капитала международные  компании делят на две группы: транснациональные  и собственно международные, многонациональные  компании. Ведущее место занимают ТНК, которые являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения. Международные по капиталу компании немногочисленны и стоят на втором месте. К ним, например, относятся англо-голландские «Ройял датч Шелл», «Юнилевер», шведско-швейцарская «АСЕА-Браун Бовери», англо-американская «Бритиш Петролеум-Амоко» и другие. Препятствием на пути развития международных по капиталу компаний выступает национальная клановость группировок капитала.

В учебнике вышеупомянутые типы компаний, имеющие прямые капиталовложения за границей, отнесены к ТНК.

Роль ТНК в мировой экономике. В целом ТНК обеспечивают 25% мирового производства, но при этом следует иметь в виду, что основная их хозяйственная деятельность сосредоточена в странах базирования. На страны базирования приходится 2/3 объема их производства.

Экономическая мощь ТНК высоко концентрирована. На 100 крупнейших ТНК (0,16% их общего числа) приходится 15% зарубежных активов всех международных компаний и 22% их международных  продаж. Странами базирования почти всех крупнейших ТНК являются США, Япония и ЕС. Крупнейшие Так, оборот американской «Дженерал моторз» превышает объем ВВП Норвегии и Финляндии.

Все транснациональные  компании проводят широкую внешнеэкономическую  экспансию. Внешнеэкономические операции ТНК развиваются на основе широкой сети их заграничных предприятий. Продажи филиалов и дочерних компаний превышают объем мирового экспорта. В результате их международных торговых операций более трети мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов.

Мировая направленность деятельности ТНК, их стремление к максимальному увеличению прибыли  нередко приходят в противоречие с интересами принимающих стран. В связи с тем, что государство  должно являться выразителем национальных интересов и обладает суверенитетом на определенной территории, национальный капитал стремится обойти или выхолостить монополию государства на власть. ТНК предпринимают попытки относиться к иностранному государству как к обычному хозяйствующему субъекту.

На международной арене они де-факто имеют экономические права, но не имеют международных обязательств.

Международные экономические организации.

     В качестве носителей международной  экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.

МВФ и МБРР были созданы в 1944 г. как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ.

МВФ по своим целям изначально должен был содействовать развитию международной торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.

В 80—90-е  годы Фонд превратился в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало занимать кредитование, направленное на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал преимущественно предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование программ экономического развития практически превратило его в международный банк Средства на осуществление экономических программ и регулирование валютной сферы образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.

Со второй половины 80-х годов объектом воздействия  МВФ выступают только развивающиеся  страны и страны с переходной экономикой. Развитые страны перестали пользоваться кредитами МВФ.

Мировой банк, являясь признанным субъектом мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние десятилетия он осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка покрывают в основном около 30% общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд долл. Его деятельность координировалась МВФ.

Дочерние  учреждения МБ специализируются на выполнении особых  задач. МФК оказывает содействие росту частного сектора развивающихся стран, a MAP — помощь беднейшим странам на льготных условиях.

Региональные экономические интеграционные группировки. Участниками мирового хозяйства выступают региональные интеграционные объединения. Их насчитывается свыше 20. Они представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов прежде всего во внешнеэкономической сфере.

Региональные  интеграционные объединения включат  территориально близкие страны с  примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Почти все они находятся  на низших уровнях хозяйственного единства. Реальное продвижение к объединению национальных хозяйств происходит в Западной Европе, где складывается экономическая общность в форме Европейского Союза (ЕС), и в Северной Америке (НАФТА).

ЕС организован в наднациональной форме. Он обладает рядом полномочий, которые были присущи только национальным государствам. На их основе действует целый ряд органов экономического и другого управления, имеющих межгосударственный (Европейский совет, Совет министров) и наднациональный характер (Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский суд, Палата аудиторов). Данное деление органов ЕС отражает разделение компетенции между институтами ЕС и национальными правительствами. Наднациональные органы реализуют общесоюзные цели, межгосударственные органы отражают национальные интересы. Главной особенностью организационно-правовой системы ЕС выступает превосходство права Европейского Союза над национальным правом в пределах основных договоров. ЕС выступает самостоятельным субъектом международного права, заключает торговые соглашения, соглашения о сотрудничестве с другими странами, является крупным центром предоставления экономической помощи.

В Северной Америке с 1994 г. действует Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). В ее состав входят США, Канада, Мексика. Соглашение предусматривает к 2010 г. ликвидировать взаимные барьеры в движении только товаров и капитала. Основу интеграционного процесса в этом регионе создает транснационализация капитала, а именно американского, занимающего господствующие позиции в регионе. Как субъект мировой экономики НАФТА находится в начале процесса формирования.

 

 

4.КЛАССИФИКАЦИЯ

Такими подсистемами являются группы национальных экономик (группы стран). Обычно выделяют три  большие группы стран: 
- развитые; 
- развивающиеся; 
- страны с переходной экономикой. 
Для включения страны в ту или иную группу применяют раз¬ные критерии. Это прежде всего характер экономики (рыночная или переходная) и уровень ее социально-экономического разви¬тия (определяется в первую очередь производством ВВП/ВНП на душу населения, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качест¬вом жизни). 
В группу развитых входят государства с рыночной экономикой и высоким уровнем со¬циально-экономического развития, у которых ВВП на душу насе¬ления по ППС сейчас составляет не менее 12 тыс. долл. по ППС. из которых наиболее мощными являются Европейский союз — ЕС (20% ми¬рового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной тор¬говле - НАФТА (24%). 
В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазви¬тых) входят государства с рыночной экономикой и низким уров¬нем экономического развития. Из 182 стран — членов Междуна¬родного валютного фонда к развивающимся относят 121. Несмот¬ря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится около 28% мирового ВВП. 
К нынешним новым индустриаль¬ным странам можно отнести в Азии — Индонезию, Малайзию, Таиланд и другие, в Латинской Америке — Чили и другие южно-и центральноамериканские страны [1; 2]. 
 
Вековая отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ис¬копаемых, а часто — и выхода к морю, неблагоприятная внутри¬политическая и социальная обстановка, военные действия, не¬редко и просто засушливый климат обусловливают в последние десятилетия рост числа стран, относимых к подгруппе наименее развитых. Сейчас их 47, а том числе 32 расположены в Тропичес¬кой Африке, 10 — в Азии, 4 — в Океании, 1 — в Латинской Аме¬рике (Гаити). Главная проблема этих стран состоит не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых эконо¬мических ресурсов для их преодоления [4].
 

Информация о работе Субъекты мирового хозяйства