Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:57, реферат
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.
2. Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ст. 19 ЖК РФ), в которую входят жилые помещения независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Жилищный кодекс определяет понятие «жилищный фонд» как совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ст. 19). Форма собственности на жилое помещение и цель его использования значения не имеют.
ЖК РФ, с учетом положений Конституции РФ и ГК РФ , делит жилищный фонд по двум признакам:
1) по принадлежности
к той или иной форме
2) в зависимости от использования (п. 3 ст. 19 ЖК РФ).
В зависимости от принадлежности различают три вида жилищных фондов.
В собственности юридических лиц — построенные или приобретенные по предусмотренным основаниям жилые дома, квартиры (в том числе в порядке долевого участия). Собственностью ЖК и ЖСК (как юридических лиц — см. ч. 5 ст. 112 ЖК РФ) являются кооперативные дома с не полностью выплаченным паем (п. 4 ст. 218 ГК РФ).
В зависимости от целей использования жилищный фонд делят на четыре группы:
1) жилищный фонд социального использования — жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания по договору социального использования;
2) индивидуальный жилищный фонд — жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности и используемые ими для личного проживания и проживания членов их семей, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
3) коммерческий жилищный фонд — жилые помещения, используемые собственниками (гражданами, юридическими лицами и публичными образованиями) для сдачи гражданам по договору коммерческого найма (иному возмездному договору) или юридическим лицам — в аренду с целью извлечения прибыли;
4) специализированный жилищный фонд — жилые помещения, предоставляемые органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, которые установлены законодательством.
Необходимо учитывать,
что в жилищный фонд не входят находящиеся
в жилых домах нежилые
В соответствии с ч. 4 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету, который производится на основе Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации , утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301. Государственный учет жилищного фонда, наряду с иными формами его учета, предусматривает проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям). Правительство РФ Постановлением от 04.12.2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» утвердило Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства .
Государственным контролем охватывается весь жилищный фонд, независимо от его формы собственности. Одним из специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, является государственная жилищная инспекция . Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» определены органы государственной жилищной инспекции: Главная государственная жилищная инспекция и государственные жилищные инспекции субъектов РФ. Этим же актом утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации .
В компетенцию жилищной инспекции входит контроль за:
Органы инспекции вправе проводить инспекционные проверки подконтрольных объектов, давать предписания об устранении выявленных нарушений, выносить заключения о техническом состоянии жилья и т.п.
Необходимо учитывать, что контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда осуществляет и каждый собственник такого фонда:
3. Вопросам регулирования порядка перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения — в жилое помещение посвящена гл. 3 ЖК РФ . Условия перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое и, соответственно, запрет на осуществление таких процедур устанавливаются ст. 22 ЖК РФ. Перевод жилого помещения в нежилое осуществляется органом местного самоуправления независимо от принадлежности жилищного фонда. Порядок перевода жилого помещения в нежилое носит уведомительный характер. Для перевода жилого помещения в нежилое необходимо предоставить документы, указанные в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ.
Ст. 22 ЖК РФ устанавливает требования, которые необходимо соблюсти для перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения — в жилое. В частности, перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения — в жилое допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса РФ и законодательства о градостроительной деятельности. Поэтому можно говорить о двух сферах правового регулирования перевода жилого помещения в нежилое и наоборот: жилищном и техническом (строительные нормы и правила).
Перевод жилого помещения в нежилое невозможен в случаях, когда:
1) доступ к такому
помещению невозможен без
2) такое помещение
является частью жилого
3) право собственности
на данное помещение
Кроме того, п. 4 ст. 22 определил обстоятельства, при наличии которых не допускается обратный процесс, т.е. перевод нежилого помещения в жилое:
1) такое помещение
не отвечает установленным
2) право собственности
на нежилое помещение
Отказ в переводе помещений возможен в четырех случаях, исчерпывающим образом определенных в ст. 24 ЖК РФ.
Порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения определяет ст. 26 ЖК РФ. Заявителю необходимо обратиться в орган, осуществляющий согласование, с заявлением по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 г. № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» . Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в ст. 26 ЖК РФ. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя иные, помимо указанных в этом перечне, документы.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято уполномоченным органом не позднее 45 календарных дней со дня представления заявителем необходимых документов. В случае принятия решения о согласовании заявителю выдается подтверждающий это решение документ, который служит юридическим основанием для осуществления переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с учетом проекта, представлявшегося заявителем на согласование.
Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения возможен в трех случаях, которые исчерпывающим образом определены в ст. 27 ЖК РФ, и может быть обжалован в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 28 ЖК завершение переустройства или перепланировки жилого помещения фиксируется в акте приемочной комиссии, направляемом в орган по учету объектов недвижимого имущества. Это необходимо, чтобы внести соответствующие изменения в инвентаризационные документы.
Согласно ст. 29 ЖК РФ лица, самовольно осуществившие переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время ст. 7.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями, которое может выражаться, в частности, в самовольном переоборудовании жилых домов и (или) жилых помещений (ч. 1 ст. 7.21) либо в самовольной перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах (ч. 2 ст. 7.21).
4. Обязанности
наймодателя по договору социального
найма. Согласно ст. 65 ЖК РФ на наймодателя возлагаются
в числе прочих обязанности:
- принимать участие в надлежащем содержании
и в ремонте общего имущества в многоквартирном
доме, в котором находится сданное по договору
социального найма жилое помещение;
- осуществлять капитальный ремонт жилого
помещения.
Указанным обязанностям наймодателя
корреспондируют субъективные права нанимателя
требовать их соблюдения.
Кроме того, при неисполнении или ненадлежащем
исполнении наймодателем обязанностей
по своевременному проведению капитального
ремонта сданного внаем жилого помещения,
общего имущества в многоквартирном доме,
санитарно-технического и иного оборудования,
находящегося в жилом помещении, наниматель
по своему выбору вправе потребовать уменьшения
платы за жилое помещение, либо возмещения
своих расходов на устранение недостатков
жилого помещения и (или) общего имущества
в многоквартирном доме, либо возмещения
убытков, причиненных ненадлежащим исполнением
или неисполнением указанных обязанностей
наймодателем.
Под капитальным ремонтом, как правило,
понимается восстановление в период службы
жилых зданий износившихся конструкций
и оборудования дома. На наймодателе как
собственнике жилых помещений лежит обязанность
по ремонту жилых помещений (в том числе
и жилых зданий), вызванному их неисправностью
или неисправностью домового (инженерного
оборудования). Результатом капитального
ремонта является ликвидация или уменьшение
физического износа конструкций и инженерного
оборудования жилого дома.
При капитальном ремонте производится
комплексное устранение неисправностей
всех изношенных элементов здания и оборудования,
смена, восстановление или замена их на
более долговечные и экономичные, улучшение
эксплуатационных показателей жилищного
фонда, осуществление технически возможной
и экономически целесообразной модернизации
жилых зданий с установкой приборов учета
тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения
рационального энергопотребления. Примерный
перечень работ, проводящихся за счет
средств, предназначенных на капитальный
ремонт жилищного фонда, приведен в приложении
N 8
Правил и норм технической эксплуатации
жилищного фонда.
Капитальный ремонт в домах, подлежащих
сносу, восстановление и благоустройство
которых выполнять нецелесообразно, в
течение ближайших 10 лет, допускается
производить в виде исключения только
в объеме, обеспечивающем безопасные и
санитарные условия проживания в них на
оставшийся срок. Плановые сроки начала
и окончания капитального ремонта жилых
зданий должны устанавливаться по нормам
продолжительности капитального ремонта
жилых и общественных зданий и объектов
городского хозяйства.
Обязанности нанимателя по договору социального
найма. Пользование жилыми помещениями
должно осуществляться в соответствии
с их назначением, т.е. для удовлетворения
жилищных потребностей. Действующее законодательство
Российской Федерации возлагает на граждан,
являющихся нанимателями, обязанность
бережно относиться к занимаемому ими
жилому помещению.
Согласно ст. 678 ГК РФ на нанимателе жилого
помещения лежит обязанность обеспечивать
сохранность жилого помещения и поддерживать
его в надлежащем состоянии. ЖК РФ и Правила
пользования жилыми помещениями возлагают
на граждан обязанность обеспечивать
сохранность жилых помещений, бережно
относиться к санитарно-техническому
и иному оборудованию, к объектам благоустройства,
соблюдать правила содержания жилого
дома и придомовой территории, правила
пожарной безопасности, соблюдать чистоту
и порядок в подъездах, кабинах лифтов,
на лестничных клетках и в других местах
общего пользования. Указанные обязанности
должны выполняться не только нанимателями,
но и членами их семей.
Согласно ст. 67 ЖК РФ на нанимателя возлагаются
следующие обязанности:
- использовать жилое помещение в соответствии
с его назначением;
- поддерживать в исправном состоянии
жилое помещение, санитарно-техническое
и иное оборудование, находящееся в нем,
обеспечивать их сохранность. При обнаружении
неисправностей жилого помещения или
санитарно-технического и иного оборудования,
находящегося в нем, немедленно принимать
возможные меры к их устранению и в случае
необходимости сообщать о них наймодателю
или в соответствующую управляющую организацию;
- содержать в чистоте и порядке жилое
помещение, общее имущество в многоквартирном
доме, объекты благоустройства;
- производить текущий ремонт занимаемого
жилого помещения.
- не производить переустройство и (или)
перепланировку жилого помещения без
получения соответствующего согласования,
предусмотренного жилищным законодательством
Российской Федерации. Порядок переустройства
и перепланировки предусмотрен гл. 4
ЖК РФ.
Установление Правительством Российской
Федерации конкретного перечня работ,
относящихся к текущему ремонту, является
несомненным достоинством Типового договора
социального найма*(284), поскольку позволяет
избежать разногласия в этом вопросе.
К текущему ремонту занимаемого жилого
помещения, выполняемому нанимателем
за свой счет, относятся следующие работы:
побелка, окраска и оклейка стен, потолков,
окраска полов, дверей, подоконников, оконных
переплетов с внутренней стороны, радиаторов,
а также замена оконных и дверных приборов,
ремонт внутриквартирного инженерного
оборудования (электропроводки, холодного
и горячего водоснабжения, теплоснабжения,
газоснабжения).
Необходимо обратить внимание лишь на
следующие нюансы. Работы в квартире выполняются
нанимателем за свой счет и соответственно
с привлечением специалистов и организаций
по своему выбору.
Лишь в том случае, если необходимость
этих работ вызвана неисправностью отдельных
конструктивных элементов общего имущества
в многоквартирном доме или оборудования
в нем либо связана с производством капитального
ремонта дома, они производятся за счет
наймодателя организацией, предложенной
им. Следовательно, в указанном случае
наниматель должен доказать факт необходимости
выполняемых работ по независящим от него
причинам.
Следует также иметь в виду, что работы
по текущему ремонту нанимателем производятся
по его усмотрению. Однако его проведение
является обязанностью нанимателя в случае
неисправности внутриквартирного оборудования,
а также за пределами срока, указанного
в акте приема-передачи жилого помещения.
В случае не проведения текущего ремонта
к нанимателю могут быть предъявлены обоснованные
претензии со стороны наймодателя о ненадлежащем
содержании жилого помещения, что может
повлечь в том числе и расторжение договора
социального найма и выселение.
Обеспечение сохранности частного жилищного
фонда. Как уже отмечалось в предыдущих
главах настоящего издания, помимо собственного
проживания и проживания членов своей
семьи, собственник вправе использовать
жилое помещение для осуществления профессиональной
деятельности или индивидуальной предпринимательской
деятельности, но не может размещать в
нем промышленные производства (чч. 2 и
3 ст. 17
ЖК РФ).
Собственник жилого помещения несет бремя
содержания помещения и, если оно является
квартирой, общего имущества собственников
помещений в соответствующем многоквартирном
доме, а собственник комнаты в коммунальной
квартире несет также бремя содержания
общего имущества собственников комнат
в такой квартире, если иное не предусмотрено
федеральным законом или договором (ст. 30
ЖК РФ). Согласно ст.ст. 210, 289, 290, 681 ГК РФ капитальный
ремонт жилого помещения и общего имущества
многоквартирных жилых домов является
обязанностью собственника, в том числе
собственника муниципального и государственного
жилищных фондов - органов местного самоуправления.
Физические лица - собственники жилых
помещений также несут бремя содержания
принадлежащего им имущества и обязаны
оплачивать расходы на капитальный ремонт
в установленном порядке в зависимости
от формы управления многоквартирным
домом.
Следовательно, собственник должен за
свой счет проводить текущий и капитальный
ремонт принадлежащего ему жилого помещения
и оборудования в нем, а также участвовать
в ремонте и содержании общего имущества
многоквартирного дома (а также общего
имущества в коммунальной квартире, если
он является собственником комнаты в такой
квартире) и т.д.
Если собственник жилого помещения заключает
договор коммерческого найма, следует
руководствоваться ст. 681 ГК РФ, согласно которой
текущий ремонт сданного внаем жилого
помещения является обязанностью нанимателя,
а капитальный ремонт сданного внаем жилого
помещения является обязанностью наймодателя,
если иное не установлено договором найма
жилого помещения.
В случае заключения собственником договора
аренды согласно ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан
производить за свой счет капитальный
ремонт переданного в аренду имущества,
если иное не предусмотрено законом, иными
правовыми актами или договором аренды.
Капитальный ремонт должен производиться
в срок, установленный договором, а если
он не определен договором или вызван
неотложной необходимостью, в разумный
срок. Нарушение арендодателем обязанности
по производству капитального ремонта
дает арендатору право по своему выбору:
- произвести капитальный ремонт, предусмотренный
договором или вызванный неотложной необходимостью,
и взыскать с арендодателя стоимость ремонта
или зачесть ее в счет арендной платы;
- потребовать соответственного уменьшения
арендной платы;
- потребовать расторжения договора и
возмещения убытков.
Арендатор обязан поддерживать имущество
в исправном состоянии, производить за
свой счет текущий ремонт и нести расходы
на содержание имущества, если иное не
установлено законом или договором аренды.
Содержание общего имущества в многоквартирном
доме (ст. 39 ЖК РФ). В соответствии
с п. 1
ст. 210
ГК РФ собственник несет бремя принадлежащего
ему имущества, если иное не предусмотрено
законом или договором. ЖК РФ не сделал
исключения из этого общего правила применительно
к общему имуществу в многоквартирном
доме, установив, что собственники помещений
в многоквартирном доме несут бремя расходов
на содержание общего имущества в многоквартирном
доме. Следовательно, собственники помещений
в многоквартирном доме не могут возложить
по договору на иное лицо бремя своих расходов
на содержание общего имущества в таком
доме.
Доля обязательных расходов на содержание
общего имущества в многоквартирном доме,
бремя которых несет собственник помещения
в таком доме, определяется долей в праве
общей собственности на общее имущество
в таком доме указанного собственника.
Обеспечение сохранности жилых помещений
возлагается на организацию, управляющую
жилым фондом, которая обязана организовать
проведение необходимых работ.
Правила содержания общего имущества
в многоквартирном доме устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени такие правила не
приняты.