Субъекты и объекты экономических отношений. Предмет микро и макро экономики, их взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:05, реферат

Описание работы

Всякая наука имеет свой объект познания. Это в полной мере относится и к экономической науке. Характерная особенность последней состоит в том, что она является одной из древнейших наук. Истоки экономической науки уходят в глубь веков, туда, где зарождалась колыбель мировой цивилизации – в страны Древнего Востока V-III вв. до н.э. Позднее экономическая мысль получила развитие в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель ввел термин "экономия" (от гр. Oikonomia – управление домашним хозяйством), от которого и произошло более позднее – "экономика". В ранее средневековье христианство объявило простой труд святым делом, стал утверждаться важнейший принцип: кто не трудится, тот не ест.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………….....................................................4
СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЭНОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ……6
МИКРОЭКОНОМИКА ……………………………………………………9
фирма; ……………………………………………………………….11
цели и функции фирмы; ……………………………………………11
целевые установки; …………………………………………………12
система ценностей…………………………………………………..13

МАКРОЭКОНОМИКА …………………………………………………..16
Основные проблемы, изучаемые
на макроэкономическом уровне ………………………………..…17
Модель круговых потоков ……………………………………...….18
Модель круговых потоков открытой экономики……………………………………………………..……..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………….……………………..….20
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Субъекты и объекты экономических отношений2.docx

— 89.99 Кб (Скачать)
  • увеличение объема продаж;
  • достижение более высоких темпов роста;
  • увеличение доли рынка;
  • увеличение прибыли по отношению к вложенному ка­питалу;
  • увеличение дохода на акцию компании (если это акци­онерная компания);
  • увеличение рыночной стоимости акций (если это откры­тое акционерное общество);
  • изменение структуры капитала.

     Характер  целевых установок предприятия  определяется со­стоянием экономики  в целом, тенденциями развития конкрет­ной  отрасли, к которой относится  его деятельность, а также стадией  цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации  первую стадию цикла жизни предприятия  характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производ­ственных  мощностей, захват рынков. Второй стадии соответ­ствует рост курсов акций и  прибыли, увеличение доходов соб­ственников капитала. Главное место занимает борьба за удер­жание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит  на второй план по сравнению с сокращением  издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что  стимулирует отток ка­питала  из отрасли; на этой стадии единственной целью пред­приятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т. е. продолжение  его операций в течение определенного  пе­риода времени, зачастую не столько  ради достижения опреде­ленного уровня прибыли, сколько для минимизации  убытков.

     Минимизация убытков является оборотной стороной конеч­ной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти  два понятия неразрывно связаны  между собой. Будучи ориентировано  на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие  может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение  которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую  деятельность. Пред­принимательский риск, собственно, и определяется как веро­ятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как  недополучение прибыли по сравнению  с про­гнозируемой величиной, так  и возникновение убытков.

                                                   Система ценностей

     Процветающее  предприятие — это пред­приятие, получающее устойчивую при­быль от своей  деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и  наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в меж­дународной теории и практике бизнеса концепции, через со­здание системы ценностей  для трех общественных групп: вла­дельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продук­ции, поставщиков и  персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов  и таком использовании собст­венных и привлеченных средств, которое  увеличивает ценность принадлежащей  им собственности. Персонал и поставщики за­интересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним  долгосрочных отношений, в благоприятной  рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене (рис. 1).

     Создание  ценностей и есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного при­знания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и в конечном счете увеличивать прибыль.

       
 
 

       

       

     

       

       
 

 Рис. 1. Система ценностей акционеров, персонала, поставщиков и потре­бителей продукции предприятия 

  

     Основной рабочий инструмент в реализации целевой фун­кции предприятия — это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Конкурентное преимущество — это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (ус­луг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии предприятия, анализу ко­торых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны продавать товары или предоставлять услуги либо по более низкой цене, чем их конкуренты (конкурентоспособные цены), либо с такими качественными характеристиками, ко­торые ставят их вне конкуренции (дифференциация продукта);либо придав им особые свойства, которые удовлетворяют по­требности узкого круга потребителей (глубокая специализация) (рис. 2).

     Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответ­ственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в  своей стратегии связана с  ограниченностью производственных ресурсов.

     

        Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности.

     После того как конкурентная рыночная стратегия  опреде­лена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение  прибыли, является планирование, т. е. систематическое  составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.

     Первый  этап планирования — анализ внешней  среды, т. е. экономической и политической ситуации в стране (экономи­ческая политика государства, политическая стабильность, куль­турные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, меж­дународные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции  развития конъюнктуры, альтернатив­ные  технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчи­вость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение  цен, воздействие на окружающую среду).

     Второй  этап планирования — оценка возможностей (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных  возможностей предприятия позволяет  обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возмож­ностями самого предприятия, выработать обоснование  произ­водственной программы и  поведения на рынке, а также обес­печить  принятие грамотных управленческих решений.

 
4.МАКРОЭКОНОМИКА

Макроэкономика  – отрасль экономической  науки, изучающая  поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий  устойчивого экономического роста, полной занятости  ресурсов и минимизации  уровня инфляции.

Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с  какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что  некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия  и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем  дело с глобальным макроэкономическим анализом.

Макроэкономика  рассматривает как изменение  объёмов производства и занятости  в долгосрочной перспективе (экономический  рост), так и их краткосрочные  колебания, которые образуют циклы  деловой активности.

Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

1)      определение объема и структуры национального продукта и НД;

2)      выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;

3)      анализ природы инфляции;

4)      изучение механизма и факторов экономического роста;

5)      рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

6)      исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

7)      теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Несмотря на существующее разделение вопросов на микро– и макроэкономические, следует принимать во внимание, что эти две составляющие существуют не сами по себе, а тесно связаны между собой . Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается. По сути, все современные макроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование, то есть в их основе лежат определенные поведенческие микроэкономические модели, результаты которых агрегируются и затем исследуются на макроуровне. Основным проблемным местом остается теория агрегирования, которая также активно развивается. Агрегирование необходимо не только в теории, но и на практике (при сборе и обработке статистических данных, которые составляют основу для эмпирического анализа). В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее. Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.

Макроэкономический  подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:

·        он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;

·        в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;

·        расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики (фирмы, домохозяйства, государство, а также субъекты других стран).

В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков ( или модель кругооборота ВНП, доходов и расходов ). В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических субъектов ( домохозяйства и фирмы ) и не предполагает государственного вмешательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром.

Из схемы видно, что экономика является замкнутой  системой, в которой доходы одних  экономических субъектов предстают  как расходы других. ( рис. 1.1. ).

Рис 1.1 Модель круговых потоков 
 

Модель круговых потоков отражает равенство суммарной  выручки ( суммарного дохода ) фирм суммарному доходу домохозяйств. Для закрытой экономики без государства суммарный объем производства в денежном выражении равен суммарным денежным доходам домохозяйств.

В открытой экономике и при наличие государства модель круговых потоков становится более сложной ( рис. 1.2. ).

Рис 1.2 Модель круговых потоков  открытой экономики

При дополнении модели другими экономическими субъектами: государством ( правительством ) и внешним миром представленное равенство нарушается, поскольку из потока Їдоходы-расходы¦ образуется отток или Їутечки¦ в виде сбережений, налоговых платежей и импортаОдновременно в поток Їдоходы-расходы¦ образуется приток или Їинъекции¦ в виде инвестиций, государственных расходов и экспортаЕсли Їутечки¦ связаны с использованием дохода не на покупку произведенного внутри страны продукта, то Їинъекции¦ - это дополнение к расходам на покупку произведенного внутри страны продукта.

Информация о работе Субъекты и объекты экономических отношений. Предмет микро и макро экономики, их взаимосвязь