Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:05, реферат
Всякая наука имеет свой объект познания. Это в полной мере относится и к экономической науке. Характерная особенность последней состоит в том, что она является одной из древнейших наук. Истоки экономической науки уходят в глубь веков, туда, где зарождалась колыбель мировой цивилизации – в страны Древнего Востока V-III вв. до н.э. Позднее экономическая мысль получила развитие в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель ввел термин "экономия" (от гр. Oikonomia – управление домашним хозяйством), от которого и произошло более позднее – "экономика". В ранее средневековье христианство объявило простой труд святым делом, стал утверждаться важнейший принцип: кто не трудится, тот не ест.
ВВЕДЕНИЕ ……………………….....................................................4
СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЭНОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ……6
МИКРОЭКОНОМИКА ……………………………………………………9
фирма; ……………………………………………………………….11
цели и функции фирмы; ……………………………………………11
целевые установки; …………………………………………………12
система ценностей…………………………………………………..13
МАКРОЭКОНОМИКА …………………………………………………..16
Основные проблемы, изучаемые
на макроэкономическом уровне ………………………………..…17
Модель круговых потоков ……………………………………...….18
Модель круговых потоков открытой экономики……………………………………………………..……..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………….……………………..….20
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………..23
Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли; на этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), т. е. продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.
Минимизация
убытков является оборотной стороной
конечной цели деятельности предприятия,
а именно максимизации прибыли. Эти
два понятия неразрывно связаны
между собой. Будучи ориентировано
на высокий положительный
Процветающее
предприятие — это пред
Создание ценностей и есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и в конечном счете увеличивать прибыль.
Рис. 1. Система ценностей
акционеров, персонала, поставщиков и
потребителей продукции предприятия
Основной рабочий инструмент в реализации целевой функции предприятия — это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Конкурентное преимущество — это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (услуг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии предприятия, анализу которых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны продавать товары или предоставлять услуги либо по более низкой цене, чем их конкуренты (конкурентоспособные цены), либо с такими качественными характеристиками, которые ставят их вне конкуренции (дифференциация продукта);либо придав им особые свойства, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (глубокая специализация) (рис. 2).
Руководство
предприятия должно серьезно проанализировать
имеющиеся конкурентные преимущества
и выбрать соответственно одну
из трех стратегий поведения на рынке.
Как любой экономический выбор,
необходимость четкой ориентации в
своей стратегии связана с
ограниченностью
Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности.
После того как конкурентная рыночная стратегия определена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, т. е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.
Первый этап планирования — анализ внешней среды, т. е. экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).
Второй этап планирования — оценка возможностей (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведения на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений.
4.МАКРОЭКОНОМИКА
Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.
Предметом макроэкономической
теории является изучение макроэкономических
явлений, которые не связаны с
какой-то одной отраслью экономики,
а имеют отношение ко всем отраслям
экономики и должны получить общее
(макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика
рассматривает поведение
Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.
Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:
1) определение объема и структуры национального продукта и НД;
2) выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;
3) анализ природы инфляции;
4) изучение механизма и факторов экономического роста;
5) рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
6) исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
7) теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.
Несмотря на существующее разделение вопросов на микро– и макроэкономические, следует принимать во внимание, что эти две составляющие существуют не сами по себе, а тесно связаны между собой . Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается. По сути, все современные макроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование, то есть в их основе лежат определенные поведенческие микроэкономические модели, результаты которых агрегируются и затем исследуются на макроуровне. Основным проблемным местом остается теория агрегирования, которая также активно развивается. Агрегирование необходимо не только в теории, но и на практике (при сборе и обработке статистических данных, которые составляют основу для эмпирического анализа). В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее. Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.
Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:
· он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;
· в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;
· расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики (фирмы, домохозяйства, государство, а также субъекты других стран).
В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков ( или модель кругооборота ВНП, доходов и расходов ). В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических субъектов ( домохозяйства и фирмы ) и не предполагает государственного вмешательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром.
Из схемы видно,
что экономика является замкнутой
системой, в которой доходы одних
экономических субъектов
Рис
1.1 Модель круговых потоков
Модель круговых потоков отражает равенство суммарной выручки ( суммарного дохода ) фирм суммарному доходу домохозяйств. Для закрытой экономики без государства суммарный объем производства в денежном выражении равен суммарным денежным доходам домохозяйств.
В открытой экономике и при наличие государства модель круговых потоков становится более сложной ( рис. 1.2. ).
Рис 1.2 Модель круговых потоков открытой экономики
При дополнении модели другими экономическими субъектами: государством ( правительством ) и внешним миром представленное равенство нарушается, поскольку из потока Їдоходы-расходы¦ образуется отток или Їутечки¦ в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. Одновременно в поток Їдоходы-расходы¦ образуется приток или Їинъекции¦ в виде инвестиций, государственных расходов и экспорта. Если Їутечки¦ связаны с использованием дохода не на покупку произведенного внутри страны продукта, то Їинъекции¦ - это дополнение к расходам на покупку произведенного внутри страны продукта.