Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:13, реферат
На сегодняшний день Япония является одной из наиболее развитых экономик в мире и оказывает огромное влияние на процессы в международной экономике. В силу того, Что страна бедна собственными минеральными ресурсами, но обладает незаурядным человеческим капиталом и технологической базой, Япония большой степени вовлечена в международную торговлю, является одним из ведущих импортеров природных ресурсов (черные и цветные металлы, нефтепродукты, природный газ, сельскохозяйственное сырьё) и экспортером высокотехнологичной промышленной продукции.
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Общая характеристика японской экономики…………………………4
3. Структура японского экспорта………………………………………...8
3.1. Общие тенденции…………………………………………………….8
3.2. Экспорт по отраслям………………………………………………..11
3.3. Внешние торговые партнеры………………………………………14
3.4. Производство за рубежом………………………………………….16
4. Заключение……………………………………
Среднегодовой абсолютный прирост = 38400,88 млн. долл. США
Среднегодовой темп прироста = 6,39%
За рассматриваемый период экспорт страны значительно вырос (абсолютный прирост экспорта составил 307207 млн. долл. США), однако этот рост происходил неравномерно.
Как видно из таблицы, в 2003 году имело место снижение экспорта по
1 Рассчитано по данным таблицы 1
сравнению с базисным годом. Так же, как и в случае с оборотом внешней торговли, превысить уровень экспорта в базисном периоде удалось только в 2006 году (в этот же год наблюдается самый высокий цепной темп прироста – 19,86%). В дальнейшем наблюдается постоянный рост экспорта, однако, если посмотреть на цепные показатели темпа прироста, можно судить о нестабильности этого роста.
Темп прироста в 2010 году почти в 2 раза ниже темпа прироста в 2006 году. Это может быть объяснено влиянием мирового экономического кризиса
на страну.
3.2 Экспорт по отраслям.
Теперь обратимся к структуре японского экспорта по отраслям1. (данные за 2010 год, которые, впрочем, отражают общую картину)
На схеме отображены компоненты внешней торговли страны (как экспорта,
1 Statistics Bureau of Japan. Handbook 2010(English). Chapter 11. Trade http://www.stat.go.jp/english/
так и импорта). Согласно схеме, импортируемые товары более разнообразны, но по объемам и цене экспорт превосходит импорт.
В 2010 году наблюдался заметный рост цен как на импортируемые, так и на экспортируемые товары, что стало следствием прошлогодней рецессии. Те мне менее, докризисные показатели достигнуты не были.
Основной статьей экспорта(22,6%), как и в предыдущие годы, стало транспортное оборудование (в том числе транспортные средства – автомобили, мотоциклы и т.п. – 13,3% ). Характерной чертой японского экспорта является то, что доля продукции, изготовленной с использованием новейших технологий, с высокой добавленной стоимостью неуклонно растет.
Второе и третье место по объемам экспорта занимают общее и электронное машиностроение (в т.ч. станки, промышленное оборудование и т.п.) – по 19,8% и 18,8% соответственно. Химикаты также составляют ощутимую долю экспорта.
Теперь остановимся более детально на ценовой составляющей
Общая картина остается прежней – мировой кризис серьезно повлияли на общую стоимость экспорта (за 2009 год произошло падение почти на 27 млрд. иен – приблизительно 350 млн. $ США). При этом структура экспорта менялась незначительно – лидирующем товаром оставались транспортные средства (доля от общего экспорта составила 24% в 2007, в 2009 упала до 21%, а в 2010 снова начала возрастать - 22%).
Интересно, что практически не менялась абсолютная стоимость экспортируемого научного и оптического оборудования (максимальная разница за рассматриваемый период составила 512 млн. иен), при этом годовой прирост составил 27,6%, что уступает только транспортным средствам. Из этих показателей можно сделать вывод, что нишу наукоемкой продукции Япония заняла весьма прочно, и конкуренции у этой продукции тут немного (статья дохода пусть не очень большая, но уверенная).
3.3 Внешние торговые партнеры
Как уже отмечалось, основными торговыми партнерами Японии являются Китай, страны Юго-Восточной Азии и США. Кроме того, важную роль играют страны Персидского залива, являющиеся основными поставщиками топливных ресурсов.
Россия, как можно видеть, занимает лишь небольшую нишу во внешних торговых связях с Японией и импортирует ее автомобили.
Тем не менее, российско-японские торговые отношения, развивающиеся уже несколько десятилетий (в 2009 году исполнилось 50 лет с момента заключения первого Торгового договора между странами), кажутся многообещающими. Подписание Торгового договора дало мощный толчок российско-японской торговле. Если в 1957 г., когда был заключен Торговый договор, объем взаимных поставок товаров составлял немногим более 20 млн. долл., то к середине 60-ых годов этот показатель составлял уже свыше 500 млн. долл., а к концу 80-ых годов достиг рекордного для этой эпохи уровня в 6 млрд. долл. США.
События 90-х годов, связанные с распадом СССР и переходом российской экономики на принципы рыночного хозяйствования, включая демонополизацию внешней торговли, не могли не наложить отпечаток и на ход развития российско-японской торговли, которая утеряла в этот период поступательную динамику и чередовалась взлетами и падениями товарооборота. Переломным событием в этом процессе стало принятие на высшем уровне в январе 2005 г. Российско-Японского плана действий, в котором сотрудничество в торгово-экономической и научно-технической областях было отнесено к числу стратегических приоритетов в развитии двусторонних отношений. Именно начиная с 2005 года, российско-японская торговля, восстановив рекордный уровень предшествующего периода в 6 млрд. долл. США, обрела устойчивую положительную динамику развития.
Однако на данном этапе в период кризиса внешнеэкономические связи Японии и России переживают некоторые сложности. Если взять данные по объему российско-японской торговли в январе 2009 года, то он составил чуть меньше 91 млрд. иен (порядка 950 млн. долларов США).
Поставки товаров из этой страны в Россию упали на 65%. В частности, более чем на 86% сократился японский экспорт электронных компонентов, более чем на 75% – автомобилей. Почти на 80% упали поставки пищевой продукции, в первую очередь компонентов и продуктов для переживающих кризис японских ресторанов.
Объективная заинтересованность России и Японии в продолжении взаимовыгодного сотрудничества в экономической области позволит эффективно решить задачу по переводу двусторонних отношений на новый уровень, соответствующий современным вызовам и реалиям.
3.4 Производство за рубежом.
Интересно отметить, что у японских компаний множество филиалов за рубежом, где производится продукция, продаваемая в основном на местных рынках.
Зарубежное производство Японии составляет в основном перерабатывающая промышленность, а ее рост был самым уверенным. Кроме этого ощутима доля производства основных материалов, но рост доли этого производства был куда менее стабилен (серьезный спад с 2003 по 2006 год). Доля других производящих предприятий не столь значителен, тем не менее, он тоже составляет определенный процент продукции.
В целом доля производства за рубежом значительно увеличилась (приблизительно на 18%), но этот рост был неравномерным. В период 2000-2001 года был резкий всплеск, увеличение доли зарубежного производства, что явилось следствием упомянутой выше новой политики властей, начатой в 1998-1999 годах по снижению налогов (иностранные филиалы это тоже затронуло). После этого пошел на спад (неодинаковый для разных отраслей: если перерабатывающая промышленность через год возобновила рост, но остальные находились в стагнации дольше), но в целом рост доли производства за рубежом сохранялся до 2006 года. В этот год наступает переломный момент, и в целом рост японского производства вне страны выходит на некое плато. Для разных отраслей этот период наступил не одновременно (обрабатывающие отрасли сохраняли свой рост до кризиса 2008 года), но общая тенденция закрепилась – рост прекратился, началось даже постепенное уменьшение доли зарубежного производства.
Основная часть Японских производств размещена в Китае, Индии и Вьетнаме, где внутренний рынок достаточно емок, и где японская продукция пользуется спросом1.
1 Statistics Bureau of Japan. Handbook 2010(English). Chapter 3. Economy http://www.stat.go.jp/english/
4.Заключение.
Внешнеэкономические связи играют центральную роль в экономике Японии. В ходе анализа динамики развития внешней торговли страны, мы выявили, что в целом показатели внешнеторговой деятельности увеличиваются, однако этот рост происходит нестабильно.
Общие тенденции таковы, что Япония, заняв нишу экспортера наукоемкой продукции – транспортных средств, оборудования, полупроводников, электронных приборов, сейчас старается удержать свои позиции, хотя это непросто, учитывая конкуренцию со стороны стран Юго-Восточной Азии и внутренние проблемы Японии. Тем не менее, до сих пор
стране удается сохранять лидирующие позиции по указанным отраслям. До сих пор рост экспорта превышал рост импорта, хотя темпы роста экспорта несколько уступали.
Рассмотрев географическое распределение внешней торговли страны, мы выяснили, что крупнейшими торговыми партнерами Японии являются США, Республика Корея, Китай и др. При этом, стоит отметить, что наиболее активно идет развитие торговых отношений с Китаем, о чем мы можем судить, сравнивая долю Китая в экспорте и импорте Японии. При этом доля России во внешней торговле Японии остается весьма незначительной, что обусловлено как объективными экономическими (в большей степени), так и политическими причинами.
Остается только отметить, что экспорт страны напрямую связан с экономической ситуацией в ней, и если Японии удастся преодолеть возникшие трудности (последствия цунами, а также проблемы социального характера), то ей удастся сохранить лидирующие позиции в мировой торговле.
Список литературы
1. данные на 2010 г. МИД РФ. Япония
2. данные на 2010 г. Доклад ООН. Human Development
3. Central Intelligence Agency of Japan Monthly Bulletin of Statistics Online INTERNATIONAL MERCHANDISE TRADE.
4. Statistics Bureau of Japan. Handbook 2010(English)
5. <интернет ресурс> сайт «Все о Японии» http://www.jap-land.ru/u17.php
2