Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 00:01, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов внешней торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть тенденции товарной и географической структуры мировой торговли;
выделить особенности динамики товарной структуры международной торговли;
Теоретическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных учёных и специалистов в области мировой экономики и международной торговли.
Введение 3
1. Современные особенности развития внешней торговли. 5
1.1. Международная торговля в системе международных экономических отношений. Особенности динамики и географической структуры международной торговли. 5
1.2. Изменения в товарной структуре международной торговли 13
1.3. Место и роль России в международной торговле 15
2. Инструменты регулирования международной торговли. 22
2.1. Таможенные пошлины 22
2.2. Таможенные тарифы 27
2.3. Нетарифные барьеры. Государственная монополия внешней торговли. 32
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Уменьшение доминирующей
роли США в международной
Россия в соответствии с анализом на 2000 г. Всемирного экономического форума, проведенного по 53 странам, занимает последнее место. Согласно анализу Всемирного экономического форума на 2010-2011 гг. данные несколько изменились. Таким образом: 1 место по конкурентоспособности занимает Швейцария, Сингапур-3 место, обгоняя США(4 место), за которым в свою очередь следуют Германия(5 место) и Япония(6 место). Китай несколько отстает от стран, входящих в первую десятку(11 место). Российская Федерация же не смогла войти даже в список первых 50 стран-63 место. По прогнозам специалистов в 2030 г. в числе наиболее конкурентоспособных государств предполагается увидеть три государства - США, Японию и Китай. Далее в этом долгосрочном прогнозе идут Германия, Сингапур, Южная Корея, Индия, Тайвань, Малайзия и Швейцария.
Индекс конкурентоспособности для каждой из стран рассчитывается как средневзвешенное из восьми субиндексов, представляющих восемь основных факторов. Эти факторы:
Каждый из названных факторов в свою очередь обобщает большое число некоторых показателей, характеризующих положение в соответствующей области.
Конкурентоспособность
определяется, как способность конкретного
государства создавать
(см. таб.1 приложение 1.1)
По прогнозам специалистов в первые годы XXI столетия наиболее конкурентоспособными будут США и азиатские государства. В 2030 г. в числе наиболее конкурентоспособных государств предполагается увидеть три государства - США, Японию и Китай. Далее в этом долгосрочном прогнозе идут Германия, Сингапур, Южная Корея, Индия, Тайвань, Малайзия и Швейцария2.
Пока развивающиеся страны
в основном остаются поставщиками сырья
и продовольствия и сравнительно
простых изделий готовой
По мере прогресса в развитии производительных сил снижается роль сырьевых товаров в материальном производстве (например, стоимость автомобиля 20-х гг. состояла на 60% из стоимости сырья и энергии, стоимость современного полупроводникового микрочипа – менее чем на 2%).
В результате происходит сокращение удельного веса этих позиций в международной торговле. На долю промышленно развитых стран приходится 60,5% стоимости мирового экспорта сырья, на развивающиеся страны – 33,4%, на страны с переходной экономикой - 6,1%. В импорте сырья на промышленно развитые страны приходится 60,5%, на развивающиеся страны – 32,1%, на страны с переходной экономикой – 5,1%3. Удельный вес промышленно развитых стран в экспорте минерального топлива составляет 32,1%, развивающихся стран – 5,3%, стран с переходной экономикой – 11,6%. Характерно, что с начала 90-х гг. доля промышленно развитых стран как экспортеров топлива увеличилась за счет превращения Великобритании, Нидерландов, Норвегии и Канады в крупнейших экспортеров нефти. В импорте промышленно развитых стран потребляют 61,7% топлива, развивающихся стран - 25,5 %, стран с переходной экономикой – 12,8 %. В основном, производимое в промышленно развитых странах топливо поставляется в другие промышленно развитые страны. Но не менее высока их зависимость и от поставок из развивающихся стран (53%)4.
Характеризуя основные
тенденций в региональном
Три четверти экспорта промышленно развитых стран идет в другие развитые страны. При этом 4/5 экспорта - непродовольственные товары.
Поскольку в экспорте
промышленно развитых стран
В этой связи весьма
заметной тенденцией стало
Все большим аргументом
в пользу развития
Последняя четверть XX
века свидетельствует о
Свои позиции на
мировом рынке экспортеры из
Азии усиливают в основном
за счет стран Западной Европы.
Это происходит как на
Весьма неравномерно
развивается международная
На темпы расширения международной торговли оказывает существенное воздействие изменение товарной структуры экспорта и импорта.
Товарная структура рассчитывается по доле групп товаров в стоимости экспорта или импорта в текущих ценах за данный год.
Общее направление структурных сдвигов в мировой торговле состоит в следующем:
За 1955-1999 гг. доля продовольствия в мировом экспорте снизилась с 21,9 до 8,0%, сельскохозяйственного сырья - с 13,0 до 2,0%. Доля энергоносителей и топлива с 1955 до 1985 г. поднялась с 11,0 до 18,5%, а затем снизилась к 1999 г. до 7,3%, что объясняется резкими колебаниями мировых цен на нефть.
За рассматриваемый период (1955-1999 гг.) доля промышленных изделий в мировом экспорте устойчиво возрастала и составила в 1999 г. 76,5%; при этом доля машин, оборудования и транспортных средств поднялась в 2 раза, автотранспортных средств - почти в 3 раза.
Увеличение готовой продукции в мировом товарообороте осуществляется за счет машин, оборудования, транспортных средств. Расширяется торговля полуфабрикатами, промежуточными товарами, отдельными частями конечного продукта, доля которых составляет около 1/3 мирового импорта, а в торговле машинами, оборудованием и транспортными средствами - около 40%. За рассматриваемый период (1980-1997 гг.) доля продовольствия в экспорте из развитых стран, которые являются основными поставщиками этой продукции на мировой рынок, снизилась на 1/3 и составила 7,6%; развивающихся стран - на 30% и составила 8,4%; стран Центральной и Восточной Европы - на 14% и составила 9,1% в экспорте этих стран. Существенно снизилась в экспорте всех групп стран к 1997 г. доля сельскохозяйственного сырья, металлов и руд, топлива. Даже в российском экспорте доля топлива снизилась до 34%, в 1990 г. она составляла больше половины.
Основной статьей мирового товарооборота являются готовые изделия, доля которых даже в экспорте из развивающихся стран (за счет в основном азиатских экспортеров) увеличилась с 19% в 1980 г. до 70% в 1997 г., из развитых - с 71 до 80%.; стран Центральной и Восточной Европы - с 75 до 80%, России - с 25 до 42% (см. табл. 1, приложение 1.2).
По основным доходам от экспорта 18 развивающихся стран являются экспортерами топлива (по данным 1999 г.), среди них 6 африканских государств, 9 средневосточных, а также Бруней, Венесуэла, Тринидад и Тобаго. 42 государства получают доходы от экспорта первичного сырья (без топлива), в их числе 28 африканских государств, 5 азиатских, 8 латиноамериканских, включая Чили; 24 развивающихся государства имеют диверсифицированный экспорт, т.е. экспортируют готовые изделия и сырье; 34 государства получают валютные доходы в основном от услуг, частных переводов и пр.
Экспортерами промышленной продукции являются 15 государств, среди которых 11 азиатских - четыре новых индустриальных страны Юго-Восточной Азии, НИС ЮВА (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея), Бангладеш, Индия, Китай, Малайзия, Пакистан, Таиланд, Филиппины, а также Бразилия, Израиль, Мексика и Турция.
Таким образом, в большинстве развивающихся стран не произошло существенных изменений в структуре их экспорта; многие остаются поставщиками сырья и топлива.
Кардинальные
изменения за исторически короткий
срок произошли в товарной структуре
внешней торговли ряда азиатских
государств, принявших
Благоприятная
ценовая конъюнктура на внешних
рынках в 2005 году способствовала существенному
росту экспорта товаров. Значительное
повышение контрактных цен