Структура и география внешней торговли. Инструменты регулирования международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов внешней торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть тенденции товарной и географической структуры мировой торговли;
выделить особенности динамики товарной структуры международной торговли;
Теоретическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных учёных и специалистов в области мировой экономики и международной торговли.

Содержание

Введение 3
1. Современные особенности развития внешней торговли. 5
1.1. Международная торговля в системе международных экономических отношений. Особенности динамики и географической структуры международной торговли. 5
1.2. Изменения в товарной структуре международной торговли 13
1.3. Место и роль России в международной торговле 15
2. Инструменты регулирования международной торговли. 22
2.1. Таможенные пошлины 22
2.2. Таможенные тарифы 27
2.3. Нетарифные барьеры. Государственная монополия внешней торговли. 32
Заключение 40
Список используемой литературы 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая, макро.docx

— 120.94 Кб (Скачать)

 Уменьшение доминирующей  роли США в международной торговле  в известной степени было связано  со снижением конкурентоспособности  американского производства. К концу  80-х годов Япония стала выбиваться  в лидеры по фактам конкурентоспособности.  В этот же период к ней  присоединились "новые индустриальные  страны" Азии - Сингапур, Гонконг , Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, Швейцария и др. Япония, которая ранее на протяжении многих лет занимала ведущие места в результате затяжного кризиса 90-х годов откатилась на 14 место. Германия занимает 22 место. На 23 месте Франция. Существенный рывок в 90-е годы сделал Китай, поднявшись на 29 место

 Россия в соответствии  с анализом на 2000 г. Всемирного экономического форума, проведенного по 53 странам, занимает последнее место. Согласно анализу Всемирного экономического форума на 2010-2011 гг. данные несколько изменились. Таким образом: 1 место по конкурентоспособности занимает Швейцария, Сингапур-3 место, обгоняя США(4 место), за которым в свою очередь следуют Германия(5 место) и Япония(6 место). Китай несколько отстает от стран, входящих в первую десятку(11 место). Российская Федерация же не смогла войти даже в список первых 50 стран-63 место.  По прогнозам специалистов в 2030 г. в числе наиболее конкурентоспособных государств предполагается увидеть три государства - США, Японию и Китай. Далее в этом долгосрочном прогнозе идут Германия, Сингапур, Южная Корея, Индия, Тайвань, Малайзия и Швейцария.

Индекс конкурентоспособности  для каждой из стран рассчитывается как средневзвешенное из восьми субиндексов, представляющих восемь основных факторов. Эти факторы:

  • открытость
  • правительство
  • финансы
  • технология
  • инфраструктура
  • менеджмент
  • труд
  • институциональная среда

Каждый из названных факторов в свою очередь обобщает большое  число некоторых показателей, характеризующих  положение в соответствующей  области.

 Конкурентоспособность  определяется, как способность конкретного  государства создавать пропорционально  больше богатств, чем его соперники  на мировых рынках. А также  как способность поддерживать  устойчивые высокие темпы роста  реального душевого дохода, измеряемого  темпами роста валового внутреннего  продукта в расчете на, душу  населения в постоянных ценах.

(см. таб.1 приложение 1.1)

 По прогнозам специалистов  в первые годы XXI столетия наиболее конкурентоспособными будут США и азиатские государства. В 2030 г. в числе наиболее конкурентоспособных государств предполагается увидеть три государства - США, Японию и Китай. Далее в этом долгосрочном прогнозе идут Германия, Сингапур, Южная Корея, Индия, Тайвань, Малайзия и Швейцария2.

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья  и продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции  на мировой рынок. Относительное снижение спроса на сырье и продовольствие на мировом рынке к началу 90-х годов означало уменьшение возможностей развивающихся стран для расширения экспорта. К тому же промышленно развитые страны увеличили свою долю в мировом экспорте продовольствия и сырья (за исключением нефти). Доля развивающихся стран в мировом экспорте этих товаров (без нефти) сократилась с 40% (1960 г.) до 28% (начало 90-х годов).

По мере прогресса в развитии производительных сил снижается роль сырьевых товаров  в материальном производстве (например, стоимость автомобиля 20-х гг. состояла на 60% из стоимости сырья и энергии, стоимость современного полупроводникового микрочипа – менее чем на 2%).

В результате происходит сокращение удельного веса этих позиций в международной  торговле. На долю промышленно развитых стран приходится 60,5% стоимости мирового экспорта сырья, на развивающиеся страны – 33,4%, на страны с переходной экономикой - 6,1%. В импорте сырья на промышленно развитые страны приходится 60,5%, на развивающиеся страны – 32,1%, на страны с переходной экономикой – 5,1%3. Удельный вес промышленно развитых стран в экспорте минерального топлива составляет 32,1%, развивающихся стран – 5,3%, стран с переходной экономикой – 11,6%. Характерно, что с начала 90-х гг. доля промышленно развитых стран как экспортеров топлива увеличилась за счет превращения Великобритании, Нидерландов, Норвегии и Канады в крупнейших экспортеров нефти. В импорте промышленно развитых стран потребляют 61,7% топлива, развивающихся стран - 25,5 %, стран с переходной экономикой – 12,8 %. В основном, производимое в промышленно развитых странах топливо поставляется в другие промышленно развитые страны. Но не менее высока их зависимость и от поставок из развивающихся стран (53%)4.

 Характеризуя основные  тенденций в региональном аспекте,  следует отметить, что устойчиво  высокие темпы международной  торговли поддерживаются за счет  расширения торговли внутри стран  ОЭСР (Организации экономического  сотрудничества и развития). С  середины 90-х годов доля стран  организации экономического сотрудничества  и развития (ОЭСР) в мировой торговле  держится на уровне 72-73% (см. табл. 2, 3, приложение 1.1).

Три четверти экспорта промышленно  развитых стран идет в другие развитые страны. При этом 4/5 экспорта - непродовольственные  товары.

 Поскольку в экспорте  промышленно развитых стран преобладает  сложная техника, большинство  развивающихся стран представляют  для них сравнительно меньший  интерес как рынки сбыта такой  продукции. Сложная техника часто  бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она им просто не по карману.

 В этой связи весьма  заметной тенденцией стало увеличение  объемов внутриотраслевой торговли  между развитыми странами (между  автомобильными, авиационными, электронными, сталелитейными и другими компаниями). Это новое явление в международной  торговле на первый взгляд  не укладывается в классическую  теорию сравнительных преимуществ.  Однако эта теория, основанная  на учете природных факторов  и основных факторов производства, не опровергается новыми явлениями,  а лишь требует ее модификации  развития с учетом реалий современного  мирового хозяйства, особенностей  международного товарного обмена. Международная торговля, развиваясь в соответствии с принципами теории сравнительных преимуществ, испытывает все возрастающее влияние таких факторов как существенная дифференциация издержек производства (на определенный период времени) в одних и тех же отраслях под влиянием НТП, рост квалификации труда, все возрастающие затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), углубление процессов международной специализации и кооперирования.

 Все большим аргументом  в пользу развития трансатлантического  рынка становится дальнейшая  либерализация взаимной торговли, взаимных уступок между США  и ЕС. Так, в 1997 г. достигнута  договоренность об отмене пошлин  на ряд продуктов информационных  технологий, подписаны соглашения  о взаимном признании некоторых  видов лекарств, медицинского оборудования, средств связи и телекоммуникаций5.

 Последняя четверть XX века свидетельствует о возрастании  роли Азиатско-Тихоокеанского региона  в системе международных экономических  отношений, в том числе в  области международного товарообмена. По оценке Всемирного банка  к 2000 году более 40% всего объема  мировой торговли будет сосредоточено  в бассейне Тихого океана.

 Свои позиции на  мировом рынке экспортеры из  Азии усиливают в основном  за счет стран Западной Европы. Это происходит как на традиционных  для развивающихся стран рынках (текстиль, товары массового спроса), так и на рынках сложных  изделий, включая средства производства6.

Весьма неравномерно развивается международная торговля текстилем и одеждой. На этом рынке  развивается тенденция сближения  позиций промышленно развитых стран  и развивающихся стран (удельный вес промышленно развитых стран  – 49,3%, развивающихся стран – 48,3%). Особенностью рынка текстиля является его регионализация: 69,2% его экспорта из промышленно развитых стран было направлено в другие промышленно  развитые страны и также 68,8% экспорта развивающихся стран приходилось  на другие развивающиеся страны. На мировом рынке одежды ведущие позиции занимают развивающиеся страны, осуществляющие 60 % мирового экспорта, на промышленно развитые страны приходится 35,4%, на страны с переходной экономикой – 4,6%. В мировом импорте одежды преобладают промышленно развитые страны – 79%, на развивающиеся страны приходится 16,8%, на страны с переходной экономикой – 4,2%. Причем товаропотоки на мировом рынке одежды формируются т.о., что в промышленно развитые страны поступает 80,2% одежды, экспортируемой из промышленно развитых стран, и 78% - вывозимой из развивающихся стран7.

1.2. Изменения в товарной  структуре международной торговли

 

 

На темпы  расширения международной торговли оказывает существенное воздействие  изменение товарной структуры экспорта и импорта.

Товарная  структура рассчитывается по доле групп  товаров в стоимости экспорта или импорта в текущих ценах  за данный год.

Общее направление структурных сдвигов в мировой торговле состоит в следующем:

    • происходит снижение удельного веса сельскохозяйственного и минерального сырья, а также продовольствия;
    • увеличивается доля готовой продукции, особенно машин и оборудования и высокотехнологичных товаров за счет высоких темпов расширения их экспорта и импорта.

За 1955-1999 гг. доля продовольствия в мировом экспорте снизилась с 21,9 до 8,0%, сельскохозяйственного  сырья - с 13,0 до 2,0%. Доля энергоносителей  и топлива с 1955 до 1985 г. поднялась  с 11,0 до 18,5%, а затем снизилась  к 1999 г. до 7,3%, что объясняется резкими  колебаниями мировых цен на нефть.

За рассматриваемый  период (1955-1999 гг.) доля промышленных изделий  в мировом экспорте устойчиво  возрастала и составила в 1999 г. 76,5%; при этом доля машин, оборудования и  транспортных средств поднялась  в 2 раза, автотранспортных средств - почти  в 3 раза.

Увеличение  готовой продукции в мировом  товарообороте осуществляется за счет машин, оборудования, транспортных средств. Расширяется торговля полуфабрикатами, промежуточными товарами, отдельными частями конечного продукта, доля которых составляет около 1/3 мирового импорта, а в торговле машинами, оборудованием и транспортными средствами - около 40%. За рассматриваемый период (1980-1997 гг.) доля продовольствия в экспорте из развитых стран, которые являются основными поставщиками этой продукции на мировой рынок, снизилась на 1/3 и составила 7,6%; развивающихся стран - на 30% и составила 8,4%; стран Центральной и Восточной Европы - на 14% и составила 9,1% в экспорте этих стран. Существенно снизилась в экспорте всех групп стран к 1997 г. доля сельскохозяйственного сырья, металлов и руд, топлива. Даже в российском экспорте доля топлива снизилась до 34%, в 1990 г. она составляла больше половины.

Основной  статьей мирового товарооборота  являются готовые изделия, доля которых  даже в экспорте из развивающихся  стран (за счет в основном азиатских  экспортеров) увеличилась с 19% в 1980 г. до 70% в 1997 г., из развитых - с 71 до 80%.; стран  Центральной и Восточной Европы - с 75 до 80%, России - с 25 до 42% (см. табл. 1, приложение 1.2).

По основным доходам от экспорта 18 развивающихся  стран являются экспортерами топлива (по данным 1999 г.), среди них 6 африканских  государств, 9 средневосточных, а также Бруней, Венесуэла, Тринидад и Тобаго. 42 государства получают доходы от экспорта первичного сырья (без топлива), в их числе 28 африканских государств, 5 азиатских, 8 латиноамериканских, включая Чили; 24 развивающихся государства имеют диверсифицированный экспорт, т.е. экспортируют готовые изделия и сырье; 34 государства получают валютные доходы в основном от услуг, частных переводов и пр.

Экспортерами  промышленной продукции являются 15 государств, среди которых 11 азиатских - четыре новых индустриальных страны Юго-Восточной Азии, НИС ЮВА (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея), Бангладеш, Индия, Китай, Малайзия, Пакистан, Таиланд, Филиппины, а также Бразилия, Израиль, Мексика и Турция.

Таким образом, в большинстве развивающихся  стран не произошло существенных изменений в структуре их экспорта; многие остаются поставщиками сырья  и топлива.

Кардинальные  изменения за исторически короткий срок произошли в товарной структуре  внешней торговли ряда азиатских  государств, принявших экспортоориентированную модель развития с активным привлечением иностранного капитала и технологий, особенно на начальных этапах; наиболее эффективно использовавших международное разделение труда (см. табл. 2, приложение 1.2).

1.3. Место и роль России  в международной торговле

 

Благоприятная ценовая конъюнктура на внешних  рынках в 2005 году способствовала существенному  росту экспорта товаров. Значительное повышение контрактных цен практически  на все основные товары российского  экспорта сопровождалось увеличением  физических объемов вывоза большинства  товаров на внешние рынки. Дальнейшее повышение внутреннего спроса на товары зарубежного производства, связанное  с ростом экономики и увеличением  доходов населения, способствовало значительному росту импорта  товаров. Рост импорта был обусловлен главным образом увеличением  физических объемов ввозимой продукции. Вместе с тем отмечалось повышение  контрактных цен на отдельные  импортируемые товары (преимущественно  на потребительские и отдельные  сырьевые товары). Условия торговли России с зарубежными странами в 2005 году по сравнению с 2004 годом улучшились за счет опережающего роста цен на экспортируемые товары.

Информация о работе Структура и география внешней торговли. Инструменты регулирования международной торговли