Стратегическое планирование как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:47, реферат

Описание работы

Предметом науки стратегического планирования является изучение возможностей использования в практической деятельности по составлению стратегических прогнозов, проектов программ и планов объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка и совершенствование методологии и методики решения многообразных проблем стратегического планирования, а также организации его осуществления.

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.docx

— 25.54 Кб (Скачать)

Стратегическое  планирование как наука

 

Предметом науки стратегического  планирования является изучение возможностей использования в практической деятельности по составлению стратегических прогнозов, проектов программ и планов объективных  законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка и совершенствование  методологии и методики решения  многообразных проблем стратегического  планирования, а также организации  его осуществления.

Объект стратегического планирования — деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, вся национальная экономика  страны с позиций их будущего  состояния в ближней и долгосрочной перспективах.

В теории стратегического планирования выделяют три чрезвычайно важных аспекта. Первый из них — социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Познание закономерностей и присущих им количественных зависимостей является основой, базой для научного обоснования  стратегических прогнозов, проектов программ и планов уровней и временных  горизонтов.

Второй — методология стратегического  тонирования. Она представляет собой  инструмент познания социально-экономических  процессов и использования полученных в процессе их государственного регулирования, а также планирования деятельности хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы все это стало возможным  и осуществлялось эффективно, необходимо иметь четкое представление о  сущности и закономерностях развития    самого объекта стратегического  планирования — национальной экономики  в целом, ее отдельных подсистем  и коммерческих организаций, — так  и непосредственно всех процедур плановой работы, совершенствовать логику, методологические подходы, систему  методов решения проблем стратегического  планирования, уметь практически  использовать всю систему знаний этой науки.

Третий аспект науки стратегического  планирования — организационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных  с постановкой ряда задач, решаемых системой органов, принимающих участие  в процессе стратегического планирования, с определением функций, выполняемых  ими, организацией их работы, а также  приданием определенной организационной  формы конечным результатам стратегического  планирования.

Содержанием стратегического планирования является планомерная организация  регулирования развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование деятельности коммерческих структур. Речь идет прежде всего о  регулировании с помощью макроэкономического  стратегического планирования динамики национальной экономики и структурных  сдвигов в ней, занятости населения, решении других социальных проблем (уровня и качества жизни, развитии отраслей социальной инфраструктуры), осуществлении мероприятий в  сфере экологии, поддержке науки, направлении финансовых потоков  в стране и т.д. На микроуровне, т.е. на уровне первичного звена экономики (фирм, других рыночных организаций) —  разработка стратегических программ и  планов их деятельности в среднесрочной  и дальнесрочной перспективах, создающих  необходимые предпосылки для  выживания в условиях острой конкурентной борьбы.

Наука стратегического планирования тесно связана с наукой управления и прежде всего с менеджментом, экономической теорией, философией, социологией, финансовыми науками, политологией. В процессе стратегического  планирования экономического и социального  развития используются выводы, фактические  данные и методы исследования, применяемые  функциональными науками и отраслевыми экономиками, прежде всего такими, как статистика, анализ хозяйственной деятельности и аудит, бухгалтерский учет и т.д. Наука стратегического планирования опирается на математику, технические и естественные науки.

Методология любой науки представляет собой органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, общенаучных  методов познания и специфической, частной методологии.

Это позволяет видеть в теоретико-методологической подсистеме науки стратегического  планирования следующие три структурных  элемента: первый из них — теория и методология философии, социологии и экономики. Он является общим и  главным теоретико-методологическим элементом науки стратегического  планирования; второй элемент —  это общенаучная методология; третий — локальная система методологии  стратегического планирования.

В основе первого структурного элемента науки стратегического планирования лежат: теория познания, диалектика, а  также теория функционирования рыночной экономики.

Второй структурный элемент  науки стратегического планирования включает в себя: развитую систему  общенаучных методов, таких, например, как наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция; традиции, аналогии, сочетание исторического и логического, моделирование социально-экономических  процессов, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

Третий — представляет собой  систему принципов и способов организации и построения теоретической  и практической деятельности, связанной  с разработкой проектов управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов развития различных социально-экономических  подсистем общества и общества в  целом.

Стратегическое прогнозирование  региональной экономики представляет собой более конкретный, специализированный уровень осуществления экономического действия предприятия, т.е. региональный вопрос прогнозирования предъявляет  более специфические, конкретные, строго детерминированные в перспективе  требования к системе стратегического  выстраивания программы действий предприятия.

В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направления и  динамики, в обеспечении нормального  функционирования коммерческих организаций  особое место занимает планирование. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики  прогнозы, программы и планы являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов  управления. Именно они позволяют  организовать четкую, продуманную, всесторонне  обоснованную работу по достижению поставленных перед обществом и хозяйствующими субъектами задач.

Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и  элементов определяется положением, которое планирование занимает в  системе управления.

Как известно, сущность любого явления  или процесса проявляется в его  функциях. Анализ содержания основных функций управления позволяет сделать  вывод о том, что двойственная функция управления — подготовка и принятие управленческого решения  — означает прежде всего практическую работу по постановке целей, задач, которые  преследует субъект управления, и  разработку мер, обеспечивающих их достижение. По своему содержанию такая деятельность и есть не что иное, как планирование.

Двойственная функция управления подготовки и принятия решений занимает центральное место в системе  всех его функций. Аргументами в  пользу такого утверждения являются: во-первых, тот факт, что с нее начинается процесс управления и появляется управленческое решение, по поводу реализации которого в последующем и становится возможной сама управленческая деятельность; во-вторых, от качества работы по подготовке управленческих решений, т.е. планирования, зависит и качество самих этих решений, а следовательно, предопределяется успех или неуспех всей управленческой деятельности; в-третьих, управленческое решение, являясь конечным результатом процесса планирования, связывает прошлое с будущим через настоящее и обеспечивает непрерывное протекание всех управляемых, регулируемых процессов. Поскольку планирование есть органически неразрывный структурный элемент управления, часть его важнейшей функции, то вполне обоснованно говорить о том, что планирование — центральное звено в системе управления.

Содержанием процесса подготовки управленческих решений, касающихся различных аспектов жизнедеятельности общества, его  отдельных подсистем и структурных  элементов, является формирование соответствующих  целей и отчисление оптимальных  путей их достижения, обеспечивающих эффективное использование всех требующихся для этого ресурсов.

Планирование можно определить как специфическую форму общественной практики людей, являющуюся одной из функций управления — приоритетной, состоящей в подготовке различных  вариантов управленческих решений  в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения.

Для того, чтобы успешно управлять  развитием национальной экономики, регионов, местных органов власти, деятельностью коммерческих организаций, регулировать разнообразные процессы, происходящие в обществе, необходимо всем субъектам управления точно и правильно намечать цели, которые они преследуют, подготавливать научно обоснованные меры, обеспечивающие достижение этих целей. Все эти проблемы и решаются в процессе планирования.

В бывшем СССР существовала общегосударственная  система планирования, пронизывающая  сверху донизу деятельность всех субъектов  управления и хозяйственных органов, жестко регламентирующая все аспекты  их жизнедеятельности. Планы всех уровней  и временных горизонтов приобретали  силу закона, а виновные в невыполнении их заданий наказывались административно  и экономически.

С переходом к рыночным отношениям ситуация изменилась коренным образом. Рыночным отношениям чужда система  административного навязывания  хозяйствующим субъектам планов их действий, так как они полностью  самостоятельны в правовом и экономическом  отношениях от органов государственной  власти и управления. Хозяйственная  деятельность коммерческих организаций  регламентируется лишь существующим в  стране законодательством и договорными  отношениями со своими контрагентами. Поэтому вполне закономерно возникают  такие вопросы: совместимо ли планирование с рыночной экономикой? В какой  мере оно необходимо для организации  деятельности хозяйствующих субъектов  и выполнении государством его функций?

Поскольку планирование есть элемент  управления, причем занимающий в системе  управления центральное место, необходимо обратиться к объективным основам  возникновения потребности в  управлении. Управление — это свойство, внутренне присущее обществу на любой  ступени его развития. Оно имеет  всеобщий характер и обусловлено  тем решающим обстоятельством, что  для производства товаров и оказания услуг, осуществления других видов  своей жизнедеятельности люди должны общаться, совместно трудиться, обмениваться продуктами своей деятельности. Труд был и навсегда останется трудом общественным. Для того, чтобы успешно  противостоять силам природы, люди с первых же шагов своего существования  должны были трудиться сообща, объединяться в коллективы.

Однако трудовой коллектив немыслим без организованности, порядка, разделения труда, определения места каждого  работника в коллективе, его функций. Это означает, что разделение труда, установление определенных пропорций  между различными элементами производства необходимы в любом обществе. Отсюда следует, что управление совместным трудом есть не что иное, как установление согласованности, координации усилий работников, совместно осуществляющих производство товаров или услуг. Оно обеспечивает необходимый в  производственном процессе порядок, регулярность его повторения, а следовательно, и расширенное воспроизводство.

Очевидным становится и ответ на вопрос об объективных основах возникновения  потребности в управлении экономикой. Это общественное разделение труда  и его кооперация. Однако управление необходимо не только для того, чтобы  стал возможным процесс производства. Без управления невозможно протекание социально-экономических и политических процессов, происходящих в обществе, поскольку с его помощью устанавливаются  общие правила экономического и  социального поведения людей, обеспечивается консенсус между ними. Посредством  реализации определенных функций управления решаются и все вопросы, связанные  с осуществлением взаимодействия друг с другом различных государств.

Стратегическое прогнозирование  является достаточно сложным процессом  в планировании действий предприятия  из-за необходимости соотнесения  на избранной основе факторов настоящего периода функционирования с вероятностными, прогнозными, которые в целом  представляют собой внешнеэкономическую  среду предприятия и подлежат измерению, оценке и анализу.

В условиях рыночной экономики возрастает роль такой процедуры стратегического  планирования, как прогнозирование. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с тем, что рыночное хозяйство  отличается постоянными колебаниями  конъюнктуры, которые непосредственно  отражаются на доходах и судьбе каждого  продавца и покупателя товаров или  услуг. Чтобы не допускать крупных, подчас непоправимых ошибок, нужно  оценивать возможные альтернативы рыночной динамики, поведения контрагентов и конкурентов на внутреннем и  внешнем рынках. Именно поэтому стратегическое прогнозирование становится необходимым  элементом формирования рыночной стратегии  и тактики на любом уровне хозяйствования — от индивидуального производителя, коммерческих организаций и их ассоциаций, до субъектов федерации и общества в целом. Во-вторых, в рыночном хозяйстве  стратегическое прогнозирование выступает  как исходный пункт при обосновании  проектов долгосрочных программ и планов. Это связано с тем, что многие процессы, охватываемые программами  и планами, выступающие в качестве важнейших факторов воспроизводства (природные процессы и зависящие  от них колебания продуктивности сельского хозяйства, изменения  численности и структуры населения  страны и, прежде всего, его экономически активной части, спрос на товары и  услуги на внутреннем и внешнем рынках и т.д.), имеют чрезвычайно высокую  степень неопределенности. Поэтому  можно лишь прогнозировать их динамику и воздействие на социально-экономическое  развитие.

В чем же состоит сущность, содержание и функции стратегического прогнозирования? Прогнозирование — это важнейшая  процедура стратегического планирования развития национальной экономики в  целом, ее отдельных звеньев и  структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении  состояния объекта прогнозирования  в определенный момент будущего, основанном либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий (обычно двух-трехкратный) по сравнению  с периодом прогноза период в прошлом  и экстраполировании этих тенденций (генетический подход), либо на использовании  нормативных расчетов (нормативный  или целеполагающий подход). Содержанием стратегического прогнозирования является разработка селективных, долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом, ее составных подсистем и элементов.

Информация о работе Стратегическое планирование как наука