Страны-лидеры и их экономическая роль в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:12, реферат

Описание работы

Развитые страны характеризуются довольно высоким уровнем дохода на душу населения. В таких странах большая часть населения имеет высокий уровень жизни. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Общие сведения о странах-лидерах.............................................................5
2. Роль стран-лидеров в экономике:................................................................9
3. Экономика стран Евросоюза.......................................................................17
4. Место Китая в мировой экономике............................................................22
5.Место России в мировой экономике...........................................................24
Заключение.......................................................................................................28
Список используемых источников.................................................................29

Работа содержит 1 файл

страны-лидеры.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда.

Международное разделение труда — это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения, тем самым, потребностей других стран, в которых существует спрос на этот продукт.

Предпосылки и условия международного разделения труда в значительных масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли этими товарами. Торговля и получаемые от нес выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредоточивался на производстве определенных видов экономического продукта.

В основе международной торговли лежит принцип сравнительных преимуществ. Основы теории сравнительных преимуществ были заложены Д. Рикардо. Наличие особых условий, таких как выгодное географическое положение, наличие редких природных ресурсов, квалифицированных специалистов, высокий уровень технического оснащения хозяйства и производительности труда, дает стране определенные преимущества при производстве некоторых товаров и услуг. Различия в относительной эффективности при производстве разных товаров в отдельных странах позволяют извлекать выгоды из специализации на производстве определенных видов товаров.

Страны, специализируясь на производстве товаров, в которых они имеют относительные преимущества, могут производить их в значительно большем объеме и лучшего качества, чтобы экспортировать в другие страны. Торгуя между собой, страны имеют возможность получить посредством импорта те товары, которые не производятся в стране, приобретать их при более низких денежных расходах, чем если бы страна самостоятельно пыталась производить данный вид продукции. Специализация, основанная на принципе сравнительных преимуществ, и торговля между странами увеличивают общий объем мирового производства и потребления.

Есть ряд стран, которые торгуют сырьем и несложными видами продукции (к таким странам в основном относятся развивающиеся страны), что тормозит их экономическое развитие. Однако и такие страны не лишены возможности в условиях международного разделения труда и развитой мировой торговли выйти на передовые рубежи, о чем свидетельствует опыт Тайваня, Гонконга, Южной Кореи.

Промышленно развитые страны находятся в лучшем положении в области производства капиталоемких и высокотехнологических товаров. Известно, что экономическая эффективность производства различных товаров в отдельных странах может изменяться в зависимости от структуры производства и его технологии. Изменение отраслевой структуры, технологии, технический прогресс приводят к росту эффективности производства товаров в различных странах. По мере развития экономики изменяются количество и квалификация рабочей силы, объем и состав капитала, что также влияет на эффективность производства товаров и услуг

В последние десятилетия произошли существенные изменения в географической и отраслевой структуре экспорта. В экспорте все больше увеличивается доля услуг и продукции обрабатывающей промышленности. В географической структуре экспорта увеличивается доля взаимного экспорта продукции промышленно развитых стран при одновременном снижении доли развивающихся стран.

Естественно, что наличие границ, значительные расстояния, различие денежных систем, цен обусловливают трудности внешней торговли в сравнении с внутренней.' Но экономическая целесообразность, выгодность международной торговли, ее способность гораздо полнее удовлетворить потребности и интересы стран, их народов способствует преодолению препятствий.

Поскольку экономические условия производства в каждой стране (природные ресурсы, квалификация рабочей силы, уровень технического оснащения хозяйства) различны, то затраты факторов производства при изготовлении единицы одной и той же продукции в разных странах также будут неодинаковы, соответственно не будут совпадать издержки производства и цены. Вследствие этого внутренние цены далеко не всегда способны служить мерилом эквивалентности обмена при купле-продаже на мировом рынке, тем более, что эти цены выражены во внутренней валюте. Мировой рынок, балансируя спрос и предложение, формирует свои цены, обычно в наиболее признанной, твердо конвертируемой валюте.

Следовательно, в основе формирования мировых цен лежит интернациональная стоимость. Мировые цены, как правило, регулируются, с одной стороны, условиями производства в странах, в которые выпускают основную массу товаров,[3] поставляемых на мировой рынок, а с другой стороны, — спросом и предложением товаров на этом рынке.

В современных условиях отдельная страна практически не в состоянии производить всю необходимую ей продукцию на высоком техническом уровне, требуемого качества. Даже самым экономически высокоразвитым странам не удается, да и нецелесообразно, самостоятельно обеспечить потребности страны в качественных товарах.

По этой причине меняется вся картина мирового производства. Если рассмотреть производство на любом крупном современном предприятии, то неизбежно обнаружится, что оно является частью производственного процесса, протекающего не только на национальном, но и на международном уровне. В особенности это касается небольших стран, обладающих ограниченным производственным потенциалом и небольшим рынком.

О степени интернационализации хозяйственной жизни можно судить по объему международной торговли.

Во многих странах 20—30% производимой продукции ;идет на экспорт. В отдельных странах, имеющих недостаточные ресурсы, этот показатель может достигать еще 'большей величины. Например, в Голландии, Бельгии 60— 70% продукции экспортируется.

Страны, имеющие богатые ресурсы и емкие внутренние рынки, в несколько меньшей степени зависят от -внешней торговли. Так, США экспортируют 10—11 % продукции. СССР экспортировал в конце 80-х всего 4% продукции, несмотря на то, что на него приходилось 20% мирового производства. Экспорт СССР имел в основном .сырьевую направленность. Объем экспорта СССР был Б 2,7 раза меньше, чем ФРГ к в 2,3 раза меньше, чем США. Подобная ситуация не только сохранилась в России. Россия выступает на мировом рынке в основном как поставщик сырья и энергоносителей. Доля топливно-сырьевых товаров к металлов в российском экспорте в начале 90-х годов составляла свыше 70%, в том числе нефти — 20, природного газа — 20, нефтепродуктов — 5, алюминия — 5%.

Для современной экономики развитых стран характерно, что многие отрасли промышленности развиваются лишь благодаря своей ориентации на мировой рынок. К таким отраслям относятся аэрокосмическая, электронная, химическая промышленность, судостроение, автомобилестроение и ряд других.

Участие в международной торговле и международном разделении труда дает возможность каждой стране эффективнее и с меньшими издержками удовлетворять свои потребности. А это означает, что государства заинтересованы в развитии экономических отношений и сотрудничества на взаимовыгодной основе.

Экономические системы стран-лидеров:

Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления – аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств.

Общая структура финансовых систем зарубежных стран:

1) Государственные финансы;

2) Корпоративные финансы;

3)Финансы домохозяйств, которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов.

Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой государственного, политического и экономического[4] строя, исторических, географических и других факторов. Финансовые системы экономически развитых стран состоят из следующих подсистем:

1. Централизованные финансы. Ведущее звено – государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2–3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода. Бюджетная система – совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.

Государство может иметь:

двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств (Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты.

трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.

Базовые принципы построения бюджетной системы:

самостоятельность территориальных бюджетов;

равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;

разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов.

Степень автономности определяется типом бюджетной системы:

американский тип – практически полная независимость всех звеньев;

западноевропейский тип – относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.

2. Внебюджетные фонды – социальные, научно-исследовательские, экономические, военно-политические. Наиболее значимыми являются фонды социального страхования. Особенность: существование кредитных внебюджетных фондов, пользователями которых являются исполнители государственных заказов или государственных программ.Принципы построения:

1) обязательность страхования;

2) объединение рисков;

3) эквивалентность трудового вклада и выплат;

4) бюджетное дотирование;

5) государственные гарантии.

Децентрализованные финансы являются главным источником мобилизации финансовых ресурсов. Это предприятия различных форм собственности, уплачивающие налоги и сборы.[5]

 

 

 

3. Экономика стран Евросоюза.

 

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев над государственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и, прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой — является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем, чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финан­совых расчетов.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

Мировой рынок является производным от внутренних рынков стран. Вместе с тем он оказывает активное обратное влияние на макроэкономическое равновесие обособленных хозяйственных систем.

Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, сфор­мировавшиеся на наднациональном уровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса, мировых цен и мирового предложения, испытывают на себе слияние циклических колебаний, функционируют в условиях монополии и конкуренции.

Информация о работе Страны-лидеры и их экономическая роль в мире