Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:26, контрольная работа
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена, по крайней мере, двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую
Введение…………………………………………………………………….
1 Понятие переходной экономики и ее основные черты………………..
1.1 Основные черты переходной экономики………………………….
1.2 Главные цели и задачи переходного периода и пути их решения.
2 Страны переходной экономики…………………………………………
2.1 Градуализм…………………………………………………………
2.2 «Шоковая терапия» на примере стран: Польша и Россия………
Выводы…………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………
Приложение…
БАШКИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Дисциплина: Мировая экономика
Специальность:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Курс, группа: 2курс, 2с группа
Шифр
9818
Страны
переходной экономики:
системная трансформация
и реинтеграция в
мировое хозяйство
Контрольная
работа
Ломова
Диана Анатольевна
Оценка
при защите:
____________________
(подпись)
«__» _________
2011 г.
____________________________
«__» ________ 2011 г.
Уфа 2011
Оглавление
Введение…………………………………………
1 Понятие переходной экономики и ее основные черты………………..
1.1 Основные черты переходной экономики………………………….
2
Страны переходной экономики………
2.1 Градуализм……………………………………………………
2.2 «Шоковая терапия» на примере стран: Польша и Россия………
Выводы………………………………………………
Библиографический список………………………………………………
Приложение……………………………………
Введение
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
Неэффективность
функционирования административно-командной
системы обусловлена, по крайней
мере, двумя существенными
Во-вторых,
для командной экономики
Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.
Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.
Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
Цель
контрольной работы - проанализировать
особенности и специфику
Задачи курсовой работы:
-
определить сущность, основные черты
и особенности
-
рассмотреть модели переходной
экономики на примере
- определить проблемы и пути решения переходной экономики.
Выбранная тема достаточно
актуальна, т.к. процесс
Контрольная работа представляет собой один из главных элементов учебного процесса, который позволит закрепить теоретические знания по дисциплине «Мировая экономика», научит самостоятельно применять выбранные умения и навыки в решении конкретных практических задач.
Проанализировав литературу по
данной теме, можно с уверенностью
сказать, что материалов
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для России, как и для других, пост социалистических стран, имеет одно избранное направление — социально ориентированная рыночная экономика.
1.1 Основные черты переходной экономики
Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.
Во-первых,
она представляет собой межсистемное
образование. Поэтому сущность переходной
экономики представляет собой смесь,
сочетание административно-
Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики — трансформация в другую систему.
В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.
В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный' неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.
Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.
Основная трудность переходного периода — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.
Характерный признак переходной экономики — институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом.
Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др).
Существенной
чертой переходной экономики является
социально-экономический
Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:
1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.
5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:
-
либерализацию экономики,
-
реформирование отношений
-
стабилизацию экономики, под
-
реструктуризацию (структурную перестройку)
экономики и отдельных
-
интеграцию национальной
Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле. Значимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.
Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования.
После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики.
Важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка народного хозяйства, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.
Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения; низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке.
Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:
1.
Ограничение прямого
2. Демонополизация экономики — ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо небольшого числа производителей;
3. Введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;
4. Обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен;
5. Развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание регулируемого рынка труда;
6. Формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;
7.
Преодоление в экономическом мышлении
у значительной части населения проявлений
патернализма (государство должно все
обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности
в распределении).
2 Страны переходной экономики
Страны с переходной экономикой (СПЭ) или страны с формирующимися рынками (СФР) — это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.
Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;
Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.
При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав Европейского Союза (ЕС) и теоретически эти страны стали относить к развитым странам, хотя фактически они являются странами с формирующимися рынками.
Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики (КНР), поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.
Для
стран Центральной и Восточной
Европы, стран Балтии и некоторых
Балканских стран, характерен изначально
более высокий уровень
Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г. объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики. С развитием стран СНГ в настоящее время можно ознакомиться в статье С.В. Чернышова «Интеграционная перспектива СНГ: осознанная необходимость», (приложение 1). Где подробно рассматриваются тенденции развития стран СНГ, настройка взаимовыгодных отношений с внешним миром, не ограничиваясь пространством Содружества и т.д.
В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия».
2.1 Градуализм
Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.
Яркий образец градуализма - реформы в Китае. С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира.
Китайское руководство придерживается прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Политическая стабильность, способность создать благоприятные условия для предпринимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китай иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Очень удачным решением оказалось создание свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы.
В
то же время тяжелая промышленность,
которую гораздо труднее
Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.
Успех
преобразований в Китае в решающей
степени связан с наличием огромного
слоя мелких предпринимателей в городе
и в деревне. Снятие ограничений
на индивидуальную трудовую деятельность
в начале 80-х гг. позволило в очень короткие
сроки оживить торговлю, сельское хозяйство
и мелкое производство. В свою очередь
это дало толчок для более крупных предпринимательских
структур, обладающих капиталом для дальнейшего
расширения дела. Большую роль сыграло
привлечение иностранного капитала и
коммерциализация государственных предприятий.
2.2 «Шоковая терапия» на примере стран: Польша и Россия
«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями.В подавляющем большинстве случаев применение «шоковой терапии» приводило к катастрофическим последствиям, вплоть до государственных переворотов.
Опираясь на прошлый успешный опыт, на заре 1990-х годов Д. Сакс порекомендовал новым макроэкономикам в переходной стадии (странам Восточной Европы, бывшего СССР и Латинской Америки) также полностью отпустить все цены, упразднить субсидии, продать государственную собственность и ввести свободный, плавающий курс валют, чтобы дать встряску экономической летаргии времён коммунистической эры. Шок принял форму внезапных и радикальных изменений в структуре и стимулах этих макроэкономик. В результате Польша и другие государства Восточной Европы достигли уровня экономического развития, соответствующего требованиям для вступления в Европейский союз. Макроэкономики же бывшего СССР и Латинской Америки имели попеременный успех.
Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы. В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича.
Польша
Польша рассматривалась как образец применения «шоковой терапии». С приходом в эту центральноевропейскую страну демократии, правительство, под руководством Лешека Бальцеровича, воспользовалось советами Д. Сакса и бывшего экономиста МВФ Давида Липтона, незамедлительно упразднив регуляторные меры, ценовой контроль и субсидии промышленности, находящейся в государственной собственности. Тем не менее, с учётом приватизации государственного сектора, постепенные изменения давались очень тяжело. В то время как многие стимулы оздоровления экономики были использованы сразу, приватизация государственных компаний затянулась до тех пор, пока процедура разгосударствления не стала безболезненной для общества, чтобы избежать российское положение «дикого капитализма».
Объёмы
производства возросли, но одновременно
подскочила и безработица. Несмотря ни
на что, на сегодняшний день Польша сталкивается
с экономическими проблемами разного
характера, такими как безработица в двузначном
процентуальном выражении, хотя по прежнему
имеет более высокий ВВП, чем во времена
коммунизма, и постепенно развивающуюся
экономику. Социальное неравенство снизилось
после проведённых экономических реформ,
однако вновь возросло в последние годы.
Польша вступила в Европейский союз с
учётом уровня доходов в 1993—2004 гг.
Россия
Есть сомнения в том, что командой Е.Т Гайдара проводилась «шоковая терапия» в её классическом понимании. Провалено одно из главных условий шоковой терапии — резкое снижение инфляции, по итогам 1991 года среднегодовая инфляция в России составила 301,5 % в год, а двухзначных цифр (21,5 %) достигла лишь в 1996 году. 1992-й год правительство РФ свело бюджет с дефицитом в 40 % ВВП, что так же противоречит требованиям проведения «шоковой терапии». Принято считать, что первые экономические успехи в России проявились только после дефолта 1998 года. Многие считают их следствием последующего консерватизма экономической политики. Однако рыночные реформы начали приносить плоды раньше. Так, дефицит товаров был в какой-то степени преодолён в начале 1992 года при помощи импортирования, инфляция снизилась до 83 % по итогам 1998 года, а ВВП продемонстрировал первый рост в 1997 году. События же 1998 года многие экономисты рассматривают как часть мирового экономического кризиса, который начался с финансового кризиса в Азии осенью 1997 года. Известный либеральный экономист А.Н Илларионов склонен видеть причину кризиса 1998 года в действиях правительства РФ, называя в числе причин фиксированный валютный курс и пирамиду государственных краткосрочных облигаций (ГКО).
По приложению 2 можно проанализировать показатели стран по общему объему ВВП, начиная с 1980 года по 2020 года, млрд долл. В ценах и по ППС 2005г. Можно посмотреть как изменялось положение России о Польши в этот период. Самым низким показателем по Польше является 534 млрд.долл. в 2005 году; для России – 1867 млрд.долл. в 1980г.
Разработанная
до деталей программа вряд ли может
быть с одинаковым успехом применена
в разных странах. Специфические
особенности каждого отдельного
хозяйства, безусловно, повлияют и на
ход преобразований, и на достигаемые
эффекты. В то же время, по мнению разработчиков
этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны,
и очень важно с самого начала сформулировать
долгосрочную стратегию, одновременно
приступая к действиям на многих направлениях.
Некоторые реформы возможно предпринимать
лишь на поздних этапах, когда уже достаточно
развиты рыночные механизмы.
Выводы
Переходная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Переходная
экономика имеет ряд
Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:
Трансформационные процессы в СНГ имеют ряд принципиальных особенностей. Смысл их состоит в следующем:
1. Характер
и направленность
2. Цели
и задачи экономических реформ
затронули глубинные основы
С таким сложным комплексом проблем не сталкивалась ни одна из трансформируемых стран мира. В каждом из государств СНГ эти проблемы разрешались по-разному, вследствие разнонаправленности геополитических и экономических национально-государственных интересов.
Как итог можно сказать, что в большинстве стран СНГ:
1. Заложены основы рыночного хозяйства,
2. Все более заметной экономической силой становится частное предпринимательство (в том числе малое),
3. Эволюция
отраслевой структуры
4. Сохраняется инфляция, как одно из негативных последствий преобразований.
5. Появился целый ряд проблем социального характера.
Тема переходной экономики горячо обсуждалась и обсуждается в средствах массовой информации и научных работах. Переходный период еще не завершен, его последствия не однозначны. О состоянии экономики в настоящее время можно ознакомиться в статье В. Бессонова «Анализ краткосрочных тенденций в Российской экономике: Как рассеять «туман Настоящего»?» (приложение 3), о глобальном кризисе 2008 года в статье В.Красноярова «Глобальный кризис и изменение расстановки сил на мирохозяйственной арене» (приложение 4), в работе В.Оболенского «Переговоры о присоединении России к ВТО: новый формат, новые проблемы» (приложение 5).
Переход
к рынку - очень сложный и длительный
процесс. Чтобы создать национальную структуру
своей экономики, адекватную рыночным
требованиям, Россия и страны с переходной
экономикой должны пройти мучительный
путь определения своих приоритетов по
всем направлениям и на всех уровнях общества
и хозяйства. Ведь не достаточно просто
включиться в современную мировую экономику,
необходимо спрогнозировать свою роль
и место в мировом разделении труда.
Библиографический список
а) основной литературы
1 Гордеев В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации.-М.: Высшая школа, 2008.-407с.
2 Спиридонов
И.А. Мировая экономика:
3 Ломакин
В.К. Мировая экономика:
б) дополнительной литературы
1 Экономическая теория/под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича:Учебник для вузов. 4-е изд.-СПб.: Питер,2010.-560с.
2 Международные
экономические отношения:учеб.
в) периодических изданий
1 Журналы
«Российский
г) электронных ресурсов
1 http://www/ gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
2 http://www. ecsocman.edu.ru – федеральный образовательный портал с большим числом материалов экономического содержания
3 www.сis.minsk.by (СНГ)
4 www.encyclopedia.ru
5 ru.wikipedia.org › Мировая_экономика
6 fictionbook.ru
› mirovaya_yekonomika
Библиографический список
а) основной литературы
1 Гордеев
В.В. Мировая экономика и
2 Спиридонов
И.А. Мировая экономика:
3 Ломакин
В.К. Мировая экономика:
б) дополнительной литературы
1 Экономическая
теория/под ред. А.И.
2 Международные
экономические отношения:учеб.
в) периодических изданий
1 Чернышев
С.В, Интеграционная перспектива СНГ:
осознанная необходимость/ Чернышев С.В.//Российский
внешнеэкономический вестник.-2010.-№6(июнь).-41-
2 Дынкин
А.А. Мировая экономика:
3 Бессонов
В. Анализ краткосрочных
4 Краснояров
В. Глобальный кризис и
5 Оболенский В. Переговоры о присоединении России к ВТО: новый формат, новые проблемы/Оболенский В.// Мировая экономика и международные отношения.-2010.-№6.-46-51с.
г) электронных ресурсов
1 http://www/ gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
2 http://www. ecsocman.edu.ru – федеральный образовательный портал с большим числом материалов экономического содержания
3 www.сis.minsk.by (СНГ)
4 www.encyclopedia.ru
5 ru.wikipedia.org › Мировая_экономика
6 fictionbook.ru › mirovaya_yekonomika