Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:26, реферат
Правительство России осуществляет государственную поддержку ВЭД, используя торгово-экономические, организационные, финансовые и информационно-консультационные инструменты. Разработанная система методов государственной поддержки преследует следующие цели:
обеспечение конкурентных преимуществ,
поддержка и защита интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке,
рост экономического потенциала и повышение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта.
Стимулирование ВЭД в РФ.
Правительство России осуществляет государственную поддержку ВЭД, используя торгово-экономические, организационные, финансовые и информационно-консультационные инструменты. Разработанная система методов государственной поддержки преследует следующие цели:
Она включает следующие методы:
Особое значение правительство РФ придает финансовой поддержке. Она осуществляется на основе Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, сформулированной в 2003 году. Документ предполагает кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.
Финансовое стимулирование
В Российской Федерации, до последнего времени методам финансовой поддержки не уделялось достаточного внимания, и, в основном, государственная финансовая поддержка осуществлялась в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространялась на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества, что затрагивало лишь небольшую долю общего объема промышленного экспорта.
В этой связи в 2003 году была разработана и одобрена распоряжением Правительства (14 октября 2003 г. № 1493-р.) Российской Федерации «Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации». Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию. Концепцией предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки экспорта:
Возмещение части процентных ставок.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено выделение средств в размере 3,0 млрд. рублей для реализации механизма возмещения части процентных ставок по кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями российским экспортерам промышленной продукции. Преимущественным правом на получение возмещения обладают организации, являющиеся победителями международных тендеров на поставку промышленной продукции.
При привлечении кредита в российских рублях возмещение осуществляется из расчета двух третьих произведенных затрат на уплату процентов по кредиту при условии, что процентная ставка по кредиту будет менее или равна ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату последней уплаты процентов. При привлечении кредита в иностранной валюте возмещение осуществляется в рублях из расчета двух третьих произведенных затрат на уплату процентов по кредиту и исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленному ЦБ РФ на дату осуществления указанных затрат.
При расчете максимального
размера возмещения процентная ставка
по привлеченному кредиту в
Долгосрочное экспортное кредитование.
Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки ВЭД в Российской Федерации предусмотрено экспортное кредитование за счет (с участием) средств федерального бюджета. Согласно Концепции экспортные кредиты за счет (с участием) средств федерального бюджета предполагается предоставлять как правительствам иностранных государств, так и импортерам российской промышленной продукции или их банкам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако в настоящее время данный механизм финансовой поддержки экспорта не используется и выделение средств на экспортное кредитование Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год» не предусмотрено.
Банк развития
В мае 2007 г. Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О Банке развития".Банк развития действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики РФ путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, консультационной и иной предусмотренной законом деятельности по реализации проектов в России и за рубежом. Банк развития создавался за счет имущества РФ, полностью контролировался государством на всех этапах его формирования и функционирования.
Банк осуществляет следующие банковские операции: привлекает во вклады денежные средства юридических лиц, участвующих в реализации проектов банка, открывает и ведет банковские счета юридических лиц, включая корреспондентские, осуществляет куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах, выдает банковские гарантии и гарантии юридическим лицам, также осуществляет инкассацию денежных средств, платежных и расчетных документов юридических лиц, участвующих в проектах банка.
Согласно закону, Банк развития осуществляет страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков в порядке, определяемом правительством РФ.
На него не распространяются
положение законодательства о банках
и банковской деятельности, регулирующее
порядок государственной
Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности в РФ
Осуществляя функции секретариатов
межправительственных комиссий по торгово-экономическому
и научно-техническому сотрудничеству
с зарубежными странами и, в том
числе, со странами СНГ, Минэкономразвития
России, с учетом приоритетных направлений
государственной политики в сфере
внешнеэкономической
Государственная поддержка
оказывается в первую очередь
мероприятиям федерального и межрегионального
значения, целью которых является
обеспечение условий для
За последние четыре года
таких мероприятий было организовано
62, из них 32 - непосредственно
Информационно-консультационная поддержка
Информационно-консультационное содействие экспорту предполагает: формирование банка данных внешнеторговой информации, доступного через Интернет; оказание информационно-консультационных услуг; содействие в поиске деловых партнеров.
Для комплексного решения задач информационной поддержки продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки необходимы меры по сбору и анализу экспортных предложений, заявок и тендеров, поступающих от российских предприятий и иностранных потребителей, а также по снижению предконтрактных расходов российских экспортеров. В Минэкономразвития обеспечен открытый доступ в Интернет и создана информационно-поисковая система общего пользования "Экспортные возможности России". Данная система предоставляет широкому кругу российских пользователей информацию о конъюнктуре зарубежных рынков, предложениях и запросах иностранных компаний, проходящих за рубежом международных тендерах, выставках и ярмарках, а также о законодательстве других стран, требованиях ВТО, условиях доступа на рынки, деятельности российских представительств за рубежом; иностранным пользователям обеспечен доступ к предложениям российских экспортеров. Создание сети открытого доступа является формой информационно-консультационной поддержки российского экспорта.
В настоящее время на основе системы "Экспортные возможности России" разрабатывается новая система, касающаяся торговых представительств РФ, информационное наполнение которой обеспечивают непосредственно торгпредства. Основными ее задачами являются предоставление зарубежной торгово-экономической информации и мониторинг деятельности торгпредств.
Важным инструментом, способствующим
продвижению интересов
Опыт зарубежных государств в области стимулирования ВЭД
Страны используют различные стратегии в отношении государственного поощрения ВЭД. Во многом это зависит от состояния экономики страны, этапа развития, на котором она находится, общей экономической и политической ситуации в мире. Тем не менее, можно выделить ряд важных черт в их политике, которые привели к положительным результатам в росте их экспорта и совершенствовании его структуры.
Ряд стран стимулировали ВЭД путем стимулирования (как и в РФ) своего экспорта на основе проводимой государством промышленной политики, предварительно определив наиболее перспективные с их точки зрения производства и товары. Это, как правило, было характерно для стран с непоследовательными рыночными преобразованиями.
В ряде случаев такая политика давала положительные результаты, особенно когда речь шла о развитии нетрадиционного экспорта или экспорта современных технически сложных изделий, требующих значительных капиталовложений для организации производства и продвижения на мировые рынки. В этом случае финансовая поддержка государства, его усилия по мобилизации частного капитала, создании инфраструктуры и т.д. имели большое значение и обеспечивали совершенствование экспортной структуры в относительно короткие сроки. Наиболее показательным примером такого рода политики может служить Южная Корея.
Однако, политика стимулирования отдельных производств содержит в себе высокую степень риска. От того, насколько правильно определены отрасли и производства, перспективные для экспорта, напрямую зависит эффективность экспортного стимулирования. Административные ошибки в этой области обернулись для ряда стран значительными потерями (неудачи с крупными экспортными проектами в Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Бразилии).