Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:45, контрольная работа
• В данной контрольной работе проводится статистический анализ внешнеторгового оборота Российской Федерации в 2006 году.
• Основным источником информации о внешнеторговых связях служит таможенная статистика, обобщающая материалы таможенных деклараций непосредственных участников внешнеторговых операций.
• Введение
• 1. Теория статистики внешней торговли
1.1 Предмет и метод статистики внешней торговли
• 1.2 Место таможенной статистики в статистики внешней торговли, ее предмет и метод
2. Статистический анализ внешнеторгового оборота РФ в 2006 г.
2.1 Статистические показатели внешней торговли
• 2.2 Аналитический обзор внешнеторгового оборота РФ в 2006 г.
Заключение
Список использованной литературы
Помимо весовых единиц измерения, количественный учет товаров ведется и в специфических единицах измерения, свойственных определенным товарам. Например, учет обуви ведется в парах, пиломатериалов -- в кубометрах, живых животных -- по количеству голов, автомобилей, стан ков -- в штуках и т.д. В этих случаях статистический учет то варов ведется по количеству, выраженному в дополнительных единицах измерения.
Кроме данных о количестве экспортных и импортных товаров, таможенная статистика внешней торговли включает их стоимостную оценку. Стоимостная оценка внешнеторгового оборота является важнейшим показателем экономического со стояния страны, ее международных связей. При этом следует учитывать, что в зависимости от обязанностей продавца и покупателя по доставке товара из одной страны в другую внешне торговый контракт заключается на основе 13 видов коммерческих условий поставок.
В зависимости от коммерческого условия поставки цена в счете-фактуре (инвойсе), выставленном продавцом покупателю, будет различной. В счет-фактуру продавец включает только те затраты, которые он несет в соответствии со своими обязанностями по данному виду коммерческого условия по ставки.
Учитывая различные
В целях получения сопоставимых данных необходимо приведение всех цен к единому базису, принятому для всех экспортных и импортных товаров.
Таким базисом при расчете экспортных цен, а следовательно, и при расчете статистической стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, является цена ФОБ -- российский порт и цена ДАФ -- граница Российской Федерации, пересчитанные в доллары США по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату принятия ГТД к таможенному оформлению. ФОБ (свободно на борту) - условие продажи товара, согласно которому и цену товара включаются его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна. СИФ (стоимость товаров, страхование, фрахт) - условие продажи то вара, согласно которому в цену товара включаются его стоимость и рас ходы по страхованию и транспортировке товара до порта России.
При расчете статистической стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, фактурную стоимость товара в зависимости от коммерческого условия по ставки следует привести к базе цен СИФ -- российский порт или цен СИП -- пункт назначения на границе Российской Федерации, пересчитанных в доллары США по курсу, установлен ному Центральным банком Российской Федерации на дату принятия ГТД к таможенному оформлению.
Учет географического распределения экспорта и импорта товаров производится по странам в соответствии с признаками происхождения и потребления товаров:
-- экспорт отражается по стране назначения (потребления) товара;
-- импорт отражается по
стране происхождения (
Если в момент поставки страна назначения или происхождения товара неизвестна, то экспорт отражается по стране продажи, а импорт -- по стране покупки товара.
Страна назначения (потребления) -- страна, известная на момент отгрузки для потребления, использования или дальнейшей обработки товара.
Страна происхождения (производства) -- страна, в ко торой товары были произведены или обработаны, где продукты сельского хозяйства были выращены, полезные ископаемые были добыты, а готовые изделия выработаны частично, т. е. под страной происхождения понимается та страна, в которой товар про шел последний этап обработки.
Страна продажи (покупки) -- страна, на территории которой находится фирма или организация, продавшая или купившая товар, независимо от ее национальной принадлежности. [3, с. 433-437]
2. Статистический
анализ внешнеторгового
2.1 Статистические показатели внешней торговли
Для статистического анализа динамики внешней торговли используются различные показатели.
Показатели, содержащие сравнение с предыдущим уровнем динамического ряда называется цепными.
Показатели, содержащие сравнение с одним и тем же уровнем динамического ряда называются базисными.
Для статистического анализа внешнеторгового оборота РФ в 2006 году необходимо использовать базисные показатели, так как сравнение производится только с 2005 годом. При этом используются такие показатели, как абсолютный прирост, темп роста и тем прироста.
Абсолютный прирост (базисный) рассчитывается по следующей формуле:
где Yi - текущий уровень ряда динамики (уровень, сравниваемый с базисным)
Y0 - базисный уровень ряда динамики (уровень, с которым сравнивают)
Тем роста (базисный) дается в процентах и рассчитывается по следующей формуле:
Темп прироста (базисный) также дается в процентах и рассчитывается по следующей формуле:
Абсолютный прирост
Абсолютный прирост экспорта составил 60,5 млрд. долл. США, то есть экспорт увеличился в 2006 году по сравнению с 2005 в процентном выражении на 25,1%.
Абсолютный прирост импорта составил 38,8 млрд. долл. США, то есть импорт увеличился в 2006 году по сравнению с 2005 годом в процентном выражении на 39,3%.
Абсолютный прирост
Абсолютный прирост
Во внешнеторговой статистике применяется также индексный метод. Индексы используются для изучения динамики товарооборота, физического объема экспорта и импорта, движения цен на товары, при определении «условий торговли», товарной структуры внешней торговли. Индексные показатели позволяют установить и измерить связь между отдельными факторами и выявить их роль в общей динамике экспорта и импорта.
Исходными величинами для
таких подсчетов служат данные о
ценах, количестве товаров, их реальной
стоимости и оценках в
индекс средних цен (формула Пааше):
индекс физического объема (формула Ласпейреса):
где p1, p0 - цена товара в изучаемый и базисный период;
q1, q0 - количество товара в изучаемый и базисный период.
Одним из важнейших показателей, используемых при анализе тенден ций развития внешней торговли, является индекс «условий торговли», ко торый определяется как отношение индексов средних цен экспорта к ин дексу средних цен импорта:
где Ipe - индекс средних цен экспорта;
Ipi - индекс средних цен импорта.
Если этот показатель меньше 1, то условия торговли в изучаемом пе риоде считаются неблагоприятными по сравнению с базисным периодом, если больше 1 -- благоприятными.
Рассчитаем по вышеуказанным формулам индексы и определим, являлись ли условия торговли в 2006 году благоприятными.
Индекс условий торговли РФ в 2006 году составил 1,10, то есть условия торговли для РФ в 2006 году были благоприятными.
Все вышеуказанные показатели позволяют проанализировать внешнюю торговлю страны, ее товарную и географическую структуру, определить рост внешнеторгового оборота, определить, являлась ли внешняя торговля в конкретном году благоприятной для страны или нет.
2.2 Аналитический обзор внешнеторгового оборота РФ в 2006 г.
По данным таможенной статистики в 2006 году внешнеторговый оборот России составил 439,5 млрд. долл. США и по сравнению с 2005 годом увеличился на 29,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 374,9 млрд. долл. США (рост на 29,9%), со странами СНГ - 64,6 млрд. долл. США (рост на 25,2%).
Сальдо торгового баланса
Абсолютный прирост
Темпы роста стоимостных объемов экспорта и импорта в 2006 году по сравнению с 2005 годом составили 25,1% и 39,3% соответственно.
Экспорт России в 2006 году составил 302,0 млрд. долл. США и по сравнению с 2005 годом увеличился на 25,1%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 259,7 млрд. долл. США (рост на 24,3%), из них в страны ЕС (25 стран) - 171,0 млрд. долл. США (рост на 28,3%). В страны СНГ - 42,3 млрд. долл. США (рост на 29,6%), из них в страны ЕврАзЭС (к странам Евразийского экономического сообщества относятся: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) - 22,9 млрд. долл. США (рост на 33,0%). Рост экспорта был обеспечен в первую очередь значительным повышением мировых цен на важнейшие сырьевые товары, особенно на углеводороды.
В экспорте в страны дальнего зарубежья состав основных экспортных позиций по сравнению с прошлым годом практически не изменился и включает важнейшие энергоносители (нефть, газ, нефтепродукты, каменный уголь), металлы черные и цветные, круглый лес и пиломатериалы.
Главной статьей экспорта РФ в 2006 году оставалась продукция топливно-энергетического комплекса. Экспорт этой продукции составил 196,8 млрд. долл. США (в 2005 г. - 154,7 млрд. долл. США). Из них стоимостной объем экспорта сырой нефти составил 102,3 млрд. долл. США (на 22% больше по сравнению с 2005 годом), природного газа - 43,8 млрд. долл. США (на 39,7% больше по сравнению с 2005 годом).
Металлы и изделия из них являлись второй по значению товарной группой в российском экспорте, стоимостной объем экспорта которых увеличился на 23,8% и составил 41, 8 млрд. долл. США. Экспорт черных металлов и изделий из них вырос незначительно - всего на 2,2% и составил 21,4 млрд. долл. США, тогда как цветных - на 60,4% и составил 19,1 млрд. долл. США.
Продукция химической промышленности в 2006 году составила 16,9 млрд. долл. США против 14,4 млрд. долл. США в 2005 году и выросла на 17,7%.
Стоимостной объем машин оборудования и транспортных средств в 2006 году составил 17,5 млрд. долл. США, рост составил 29,7%.
Стоимостной объем лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий составил 9,5 млрд. долл. США и вырос на 14,7%.
Главной статьей экспорта
в страны СНГ в 2006 году оставалась топливно-
Главной статьей экспорта
в страны дальнего зарубежья в 2006
году также являлись топливно-
Импорт России в 2006 году составил 137,5 млрд. долларов США и по сравнению с 2005 годом вырос на 39,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 115,2 млрд. долларов США (рост на 44,5%), из стран СНГ - 22,3 млрд. долларов США (рост на 17,6%).
Основным фактором роста
импорта являлся рост ввоза машин
и оборудования, который во многом
объясняется потребностями
Стоимостной объем продовольственных товаров и сырья для их производства вырос на 23,9% и составил 21,6 млрд. долл. США.
Стоимостной объем продукции химической промышленности в 2006 году составила 21,8 млрд. долл. США и вырос на 33,7% по сравнению с 2005 годом.
В географической структуре внешней торговли России крупнейшим экономическим партнером остается Европейский Союз. На его долю в 2006 году приходилось 52,7% российского товарооборота (в 2005 году - 52,0%). Товарооборот с ЕС составил 231,6 млрд. долл. США, что на 30,9% больше, чем в 2005 году. На страны СНГ в 2006 году приходилось 14,7% российского товарооборота (в 2005 году - 15,2%), на страны ЕврАзЭС - 7,7% (7,8%). В стоимостном выражении это составляет 64,6 и 33,9 млрд. долл. США соответственно.
Основными торговыми партнерами России в 2006 году среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил 42,9 млрд. долларов США (130,1% к 2005 году), Нидерланды - 38,5 млрд. долл. США (145,1%), Италия - 30,8 млрд. долл. США (131,4%), Китай - 28,6 млрд. долл. США (141,0%), Турция - 17,0 млрд.долл. США (135,6%), США - 15,3 млрд. долл. США (140,7%), Польша - 14,9 млрд. долл. США (130,9%), Соединенное Королевство - 14,0 млрд. долл. США (126,9%), Франция - 13,5 млрд. долл. США (137,5%), Швейцария - 13,4 млрд. долл. США (114,7%).
Основными торговыми партнерами России в 2006 году среди стран СНГ были Украина, товарооборот с которой составил 24,2 млрд. долл. США (119,7% к 2005 году), Белоруссия - 19,9 млрд. долл. США (125,9%) и Казахстан - 12,8 млрд. долл. США (131,2%).
Заключение
В процессе исследования был проведен анализ внешнеторгового борота РФ в 2006 году.
Внешняя торговля РФ в 2006 году развивалась весьма динамично, и условия торговли для РФ были благоприятными.
Внешнеторговый оборот РФ в 2006 году составил 439,5 млрд. долл. США и увеличился по сравнению с 2005 годом на 29,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 374,9 млрд. долл. США (рост на 29,9%), со странами СНГ - 64,6 млрд. долл. США (рост на 25,2%).