Статистика внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

• В данной контрольной работе проводится статистический анализ внешнеторгового оборота Российской Федерации в 2006 году.
• Основным источником информации о внешнеторговых связях служит таможенная статистика, обобщающая материалы таможенных деклараций непосредственных участников внешнеторговых операций.

Содержание

• Введение
• 1. Теория статистики внешней торговли
1.1 Предмет и метод статистики внешней торговли
• 1.2 Место таможенной статистики в статистики внешней торговли, ее предмет и метод
2. Статистический анализ внешнеторгового оборота РФ в 2006 г.
2.1 Статистические показатели внешней торговли
• 2.2 Аналитический обзор внешнеторгового оборота РФ в 2006 г.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 35.28 Кб (Скачать)

Помимо весовых единиц измерения, количественный учет товаров  ведется и в специфических  единицах измерения, свойственных определенным товарам. Например, учет обуви ведется в парах, пиломатериалов -- в кубометрах, живых животных -- по количеству голов, автомобилей, стан ков -- в штуках и т.д. В этих случаях статистический учет то варов ведется по количеству, выраженному в дополнительных единицах измерения.

Кроме данных о количестве экспортных и импортных товаров, таможенная статистика внешней торговли включает их стоимостную оценку. Стоимостная  оценка внешнеторгового оборота  является важнейшим показателем  экономического со стояния страны, ее международных связей. При этом следует учитывать, что в зависимости  от обязанностей продавца и покупателя по доставке товара из одной страны в другую внешне торговый контракт заключается на основе 13 видов коммерческих условий поставок.

В зависимости от коммерческого  условия поставки цена в счете-фактуре (инвойсе), выставленном продавцом покупателю, будет различной. В счет-фактуру  продавец включает только те затраты, которые он несет в соответствии со своими обязанностями по данному  виду коммерческого условия по ставки.

Учитывая различные коммерческие условия при заключении внешнеторговых контрактов и в зависимости от этого раз личную методологию  расчета фактурной стоимости  товара, для получения сводных  данных по всему товарообороту недостаточно простое суммирование данных по стоимости  от дельных товаров, поскольку эти  стоимостные оценки разно родны  и состоят из разных элементов.

В целях получения сопоставимых данных необходимо приведение всех цен  к единому базису, принятому для  всех экспортных и импортных товаров.

Таким базисом при расчете  экспортных цен, а следовательно, и при расчете статистической стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, является цена ФОБ -- российский порт и цена ДАФ -- граница Российской Федерации, пересчитанные в доллары США по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату принятия ГТД к таможенному оформлению. ФОБ (свободно на борту) - условие продажи товара, согласно которому и цену товара включаются его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна. СИФ (стоимость товаров, страхование, фрахт) - условие продажи то вара, согласно которому в цену товара включаются его стоимость и рас ходы по страхованию и транспортировке товара до порта России.

При расчете статистической стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, фактурную стоимость  товара в зависимости от коммерческого  условия по ставки следует привести к базе цен СИФ -- российский порт или цен СИП -- пункт назначения на границе Российской Федерации, пересчитанных  в доллары США по курсу, установлен ному Центральным банком Российской Федерации на дату принятия ГТД к таможенному оформлению.

Учет географического  распределения экспорта и импорта  товаров производится по странам  в соответствии с признаками происхождения  и потребления товаров:

-- экспорт отражается  по стране назначения (потребления)  товара;

-- импорт отражается по  стране происхождения (производства) товара.

Если в момент поставки страна назначения или происхождения  товара неизвестна, то экспорт отражается по стране продажи, а импорт -- по стране покупки товара.

Страна назначения (потребления) -- страна, известная на момент отгрузки для потребления, использования или дальнейшей обработки товара.

Страна происхождения (производства) -- страна, в ко торой товары были произведены или обработаны, где продукты сельского хозяйства были выращены, полезные ископаемые были добыты, а готовые изделия выработаны частично, т. е. под страной происхождения понимается та страна, в которой товар про шел последний этап обработки.

Страна продажи (покупки) -- страна, на территории которой находится фирма или организация, продавшая или купившая товар, независимо от ее национальной принадлежности. [3, с. 433-437]

2. Статистический  анализ внешнеторгового оборота  РФ в 2006 г.

2.1 Статистические  показатели внешней торговли

Для статистического анализа  динамики внешней торговли используются различные показатели.

Показатели, содержащие сравнение  с предыдущим уровнем динамического  ряда называется цепными.

Показатели, содержащие сравнение  с одним и тем же уровнем  динамического ряда называются базисными.

Для статистического анализа  внешнеторгового оборота РФ в 2006 году необходимо использовать базисные показатели, так как сравнение  производится только с 2005 годом. При  этом используются такие показатели, как абсолютный прирост, темп роста  и тем прироста.

Абсолютный прирост (базисный) рассчитывается по следующей формуле:

где Y- текущий уровень ряда динамики (уровень, сравниваемый с базисным)

Y- базисный уровень ряда динамики (уровень, с которым сравнивают)

Тем роста (базисный) дается в процентах и рассчитывается по следующей формуле:

Темп прироста (базисный) также дается в процентах и рассчитывается по следующей формуле:

Абсолютный прирост внешнеторгового  оборота составил 439,5 млрд. долл. США, то есть внешнеторговый оборот увеличился в 2006 году по сравнению с 2005 годом  на 99,3 млрд. долл. США, а в процентном выражении - на 29,2%.

Абсолютный прирост экспорта составил 60,5 млрд. долл. США, то есть экспорт  увеличился в 2006 году по сравнению с 2005 в процентном выражении на 25,1%.

Абсолютный прирост импорта  составил 38,8 млрд. долл. США, то есть импорт увеличился в 2006 году по сравнению с 2005 годом в процентном выражении  на 39,3%.

Абсолютный прирост внешнеторгового  оборота РФ со странами вне СНГ  составил 86,3 млрд. долл. США, то есть внешнеторговый оборот увеличился в 2006 году по сравнению  с 2005 годом в процентном выражении  на 29,9%.

Абсолютный прирост внешнеторгового  оборота РФ со странами СНГ составил 13,0 млрд. долл. США, то есть внешнеторговый оборот увеличился в 2006 году по сравнению  с 2005 годом в процентном выражении - на 25,2%.

Во внешнеторговой статистике применяется также индексный  метод. Индексы используются для  изучения динамики товарооборота, физического  объема экспорта и импорта, движения цен на товары, при определении  «условий торговли», товарной структуры  внешней торговли. Индексные показатели позволяют установить и измерить связь между отдельными факторами  и выявить их роль в общей динамике экспорта и импорта.

Исходными величинами для  таких подсчетов служат данные о  ценах, количестве товаров, их реальной стоимости и оценках в сопоставимых ценах. В таможенной статистике внешней  торговли России, как и в международной  практике, индексы рассчитываются по следующим формулам:

индекс средних  цен (формула Пааше):

индекс физического  объема (формула Ласпейреса):

где p1, p- цена товара в изучаемый и базисный период;

q1, q- количество товара в изучаемый и базисный период.

Одним из важнейших показателей, используемых при анализе тенден ций развития внешней торговли, является индекс «условий торговли», ко торый определяется как отношение индексов средних цен экспорта к ин дексу средних цен импорта:

где Ipe - индекс средних цен экспорта;

Ipi - индекс средних цен импорта.

Если этот показатель меньше 1, то условия торговли в изучаемом  пе риоде считаются неблагоприятными по сравнению с базисным периодом, если больше 1 -- благоприятными.

Рассчитаем по вышеуказанным  формулам индексы и определим, являлись ли условия торговли в 2006 году благоприятными.

Индекс условий торговли РФ в 2006 году составил 1,10, то есть условия  торговли для РФ в 2006 году были благоприятными.

Все вышеуказанные показатели позволяют проанализировать внешнюю  торговлю страны, ее товарную и географическую структуру, определить рост внешнеторгового  оборота, определить, являлась ли внешняя  торговля в конкретном году благоприятной  для страны или нет.

2.2 Аналитический  обзор внешнеторгового оборота  РФ в 2006 г.

По данным таможенной статистики в 2006 году внешнеторговый оборот России составил 439,5 млрд. долл. США и по сравнению с 2005 годом увеличился на 29,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 374,9 млрд. долл. США (рост на 29,9%), со странами СНГ - 64,6 млрд. долл. США (рост на 25,2%).

Сальдо торгового баланса значительно выросло и составило 164,4 млрд. долл. США (в 2005 году - 142,8 млрд.долл. США), в том числе со странами дальнего зарубежья - 144,5 млрд.долл. США (в 2005 году - 129,1 млрд.долл. США), со странами СНГ - 19,9 млрд.долл.США ( в 2005 году - 13,6 млрд.долл.США).

Абсолютный прирост внешнеторгового  оборота РФ в 2006 году составил 99,3 млрд. долл. США. А абсолютные приросты экспорта и импорта - 60,5 и 38,8 млрд. долл. США  соответственно.

Темпы роста стоимостных  объемов экспорта и импорта в 2006 году по сравнению с 2005 годом составили 25,1% и 39,3% соответственно.

Экспорт России в 2006 году составил 302,0 млрд. долл. США и по сравнению  с 2005 годом увеличился на 25,1%, в том  числе в страны дальнего зарубежья - 259,7 млрд. долл. США (рост на 24,3%), из них  в страны ЕС (25 стран) - 171,0 млрд. долл. США (рост на 28,3%). В страны СНГ - 42,3 млрд. долл. США (рост на 29,6%), из них в страны ЕврАзЭС (к странам Евразийского экономического сообщества относятся: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) - 22,9 млрд. долл. США (рост на 33,0%). Рост экспорта был обеспечен в первую очередь значительным повышением мировых цен на важнейшие сырьевые товары, особенно на углеводороды.

В экспорте в страны дальнего зарубежья состав основных экспортных позиций по сравнению с прошлым годом практически не изменился и включает важнейшие энергоносители (нефть, газ, нефтепродукты, каменный уголь), металлы черные и цветные, круглый лес и пиломатериалы.

Главной статьей экспорта РФ в 2006 году оставалась продукция топливно-энергетического комплекса. Экспорт этой продукции составил 196,8 млрд. долл. США (в 2005 г. - 154,7 млрд. долл. США). Из них стоимостной объем экспорта сырой нефти составил 102,3 млрд. долл. США (на 22% больше по сравнению с 2005 годом), природного газа - 43,8 млрд. долл. США (на 39,7% больше по сравнению с 2005 годом).

Металлы и изделия  из них являлись второй по значению товарной группой в российском экспорте, стоимостной объем экспорта которых увеличился на 23,8% и составил 41, 8 млрд. долл. США. Экспорт черных металлов и изделий из них вырос незначительно - всего на 2,2% и составил 21,4 млрд. долл. США, тогда как цветных - на 60,4% и составил 19,1 млрд. долл. США.

Продукция химической промышленности в 2006 году составила 16,9 млрд. долл. США против 14,4 млрд. долл. США в 2005 году и выросла на 17,7%.

Стоимостной объем машин оборудования и транспортных средств в 2006 году составил 17,5 млрд. долл. США, рост составил 29,7%.

Стоимостной объем лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий составил 9,5 млрд. долл. США и вырос на 14,7%.

Главной статьей экспорта в страны СНГ в 2006 году оставалась топливно-энергетические товары и минеральные продукты - 12,3 и 12,6 млрд. долл. США соответственно. Наименьший стоимостной объем экспорта составили кожевенное сырье, пушнина и изделия из них - 0,02 млрд. долл. США.

Главной статьей экспорта в страны дальнего зарубежья в 2006 году также являлись топливно-энергетические товары и минеральные продукты-13,9 и 14,0 млрд. долл. США соответственно.

Импорт России в 2006 году составил 137,5 млрд. долларов США и по сравнению с 2005 годом вырос на 39,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 115,2 млрд. долларов США (рост на 44,5%), из стран СНГ - 22,3 млрд. долларов США (рост на 17,6%).

Основным фактором роста  импорта являлся рост ввоза машин  и оборудования, который во многом объясняется потребностями технологического перевооружения растущей экономики, а  также результатами проводимой в  отношении технологического оборудования таможенно-тарифной политики. В товарной структуре импорта основное место занимали машины и оборудование и транспортные средства, которые составили 65,5 млрд. долл. США (увеличение на 50,9%). В товарной структуре импорта из стран СНГ выделяется стоимостной объем металлов и изделий из них, составивший 3,8 млрд. долл. США.

Стоимостной объем продовольственных товаров и сырья для их производства вырос на 23,9% и составил 21,6 млрд. долл. США.

Стоимостной объем продукции химической промышленности в 2006 году составила 21,8 млрд. долл. США и вырос на 33,7% по сравнению с 2005 годом.

В географической структуре  внешней торговли России крупнейшим экономическим партнером остается Европейский Союз. На его долю в 2006 году приходилось 52,7% российского товарооборота (в 2005 году - 52,0%). Товарооборот с ЕС составил 231,6 млрд. долл. США, что на 30,9% больше, чем в 2005 году. На страны СНГ в 2006 году приходилось 14,7% российского товарооборота (в 2005 году - 15,2%), на страны ЕврАзЭС - 7,7% (7,8%). В стоимостном выражении это составляет 64,6 и 33,9 млрд. долл. США соответственно.

Основными торговыми партнерами России в 2006 году среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил 42,9 млрд. долларов США (130,1% к 2005 году), Нидерланды - 38,5 млрд. долл. США (145,1%), Италия - 30,8 млрд. долл. США (131,4%), Китай - 28,6 млрд. долл. США (141,0%), Турция - 17,0 млрд.долл. США (135,6%), США - 15,3 млрд. долл. США (140,7%), Польша - 14,9 млрд. долл. США (130,9%), Соединенное Королевство - 14,0 млрд. долл. США (126,9%), Франция - 13,5 млрд. долл. США (137,5%), Швейцария - 13,4 млрд. долл. США (114,7%).

Основными торговыми партнерами России в 2006 году среди стран СНГ  были Украина, товарооборот с которой  составил 24,2 млрд. долл. США (119,7% к 2005 году), Белоруссия - 19,9 млрд. долл. США (125,9%) и  Казахстан - 12,8 млрд. долл. США (131,2%).

Заключение

В процессе исследования был  проведен анализ внешнеторгового борота РФ в 2006 году.

Внешняя торговля РФ в 2006 году развивалась весьма динамично, и  условия торговли для РФ были благоприятными.

Внешнеторговый оборот РФ в 2006 году составил 439,5 млрд. долл. США  и увеличился по сравнению с 2005 годом  на 29,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 374,9 млрд. долл. США (рост на 29,9%), со странами СНГ - 64,6 млрд. долл. США (рост на 25,2%).

Информация о работе Статистика внешней торговли