Статистика международного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:55, доклад

Описание работы

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Работа содержит 1 файл

статистика межд. долгов.docx

— 1,002.81 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский

Томский Государственный  Университет»

Высшая школа бизнеса

Факультет статистики и экономического моделирования 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Сообщение 

 

по  теме: «Статистика международного долга»  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

                                                     Выполнила:

                                                                            Студентка гр.1085

                                                                              Бортникова А.В.

 

                            Проверила:  

Преподаватель

Захарова Т.В.

 

 

  

 

 

  

 

Томск 2012

 

 

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга


Внешнее финансирование государства  — следствие объективной необходимости  привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов  и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации  денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

 

 

Рис. 50. Структура  внешнего финансирования по источникам

 

Внешнее финансирование различается  также по формам. Оно осуществляется как в форме безвозмездногофинансирования, так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура  внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

 

Государственный долг и методы управления государственным  долгом


Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности  прошлых лет и вновь возникающей  задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства  РФ.

Долговые обязательства  РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта  деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и  осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним или  в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением  государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

 

 

 

 

 

 

Рейтинг стран  по объему международного долга.

В опубликованном в  середине мая экономическом докладе  Еврокомиссии в 2013г. прогнозируется рост госдолга у подавляющего большинства  государств еврозоны, в частности  у Испании, Франции, Греции, Португалии и Ирландии. Служба аналитической  информации Международной организации  кредиторов (WOC) провела исследование объемов госдолга разных стран мира и прогнозов их увеличения.  
 
В 2010г. совокупный государственный долг стран мира превысил 41 трлн долл., но на тот момент увеличение объема обязательств можно было оправдать желанием правительств как можно быстрее преодолеть последствия кризиса и вернуться к докризисным уровням. По итогам 2011г. статистические отчеты продемонстрировали положительную динамику различных экономических показателей, в том числе прирост ВВП многих стран. Однако правительственные долги 50 крупнейших экономик мира тоже выросли и достигли суммы 55 трлн долл. Совокупная внешняя задолженность указанных государств перешагнула за 65 трлн долл. Таким образом, экономический рост в минувшем году был обусловлен государственными вливаниями, в том числе за счет заимствований у нерезидентов. 

 
Рейтинг стран по объему внешнего долга  
  
Источник: Данные CIA, расчеты WOC  
 
Как видно из таблицы, лидеры рейтинга стран по объему внешнего долга в большинстве случаев занимают те же позиции, что и годом ранее. Внешний долг Соединенных Штатов по итогам 2011г. стал равен объему ВВП, но в рейтинге по этому показателю США далеко не лидеры. Внешняя задолженность Ирландии почти в 11 раз больше, чем объем ВВП, Великобритании - в 5 раз, Нидерландов и Гонконга - в 4 раза. Только у Японии показатель внешнего долга ниже 50%, но это, наверное, единственный положительный момент в долговой ситуации этой страны. Уровень японского государственного долга зашкаливает, как показано в таблице ниже. 

Рейтинг стран по объему государственного долга  
 
Источник: Данные МВФ, расчеты WOC 

 
        По сравнению с результатами 2010г. в первой десятке все остались на своих местах, за исключением Великобритании и Китая. Последнему удалось сократить суверенный долг на 5%, что позволило ему поменяться местами с Великобританией, которая долги продолжает наращивать (+17%). Кроме того, в первой десятке у КНР лучшее соотношение государственного долга и ВВП (25,8%).  
        Госдолг США продолжает расти, и его отношение к ВВП уже превысило 100%. Но необходимо понимать, что американская экономика является крупнейшей в мире, кроме того, у Соединенных Штатов есть возможности для получения эмиссионного дохода. А значит, даже при сохраняющейся тенденции к увеличению долговой нагрузки у американской экономики остаются возможности для роста.  
        Самый высокий уровень долговой нагрузки зафиксирован в Японии, где объем государственного долга к ВВП составляет 226%. Страна продолжает бороться с последствиями цунами преимущественно путем внутренних финансовых вливаний в национальной валюте, чем и объясняется такой высокий показатель долговой нагрузки.             Следом за Японией по этому показателю идет Греция, на третьем месте находится Италия, которая использует все возможности, чтобы избежать участи Греции. По итогам 2011г. ВВП Италии вырос на 7%, а Франции и Германии - на 8% и 9% соответственно. В целом для еврозоны 2011г. сложился довольно удачно - экономический рост наблюдался во всех странах блока за исключением Греции (-1%).  
 

 

 

 

 

Рейтинг стран по величине государственного долга на душу населения 

 
 
Источник: Данные МВФ, расчеты WOC  
 
     Самый высокий уровень долговой нагрузки на одного жителя зафиксирован также в Японии - 105 тыс. долл. государственного долга. У Ирландии, занимающей второе место, этот показатель ниже более чем вдвое (49,9 тыс. долл.). Как видно из рейтинга, за прошедший год долговая нагрузка в первой двадцатке в среднем выросла более чем на 10%, за исключением Швеции и Португалии, где наблюдается небольшое снижение этого показателя (на 4% и 2% соответственно). 
     Россия по всем трем показателям находится на хороших позициях. Уровень внешнего долга к ВВП у страны не превышает 30%, его рост за год составил всего 6%. Уровень государственного долга еще ниже и не превышает 10% ВВП, а на каждого россиянина приходится 1247 долл. долга. Как видно из таблицы ниже, практически вся задолженность покрывается международными резервами.  

 

 

 

 

 

 

 
Рейтинг стран по объему международных резервов в 2011г. 

 

 
Источник: Данные CIA, расчеты WOC  
      В течение нескольких лет первая тройка в рейтинге по объему международных резервов не менялась, а между третьим и четвертым местом оставался довольно существенный разрыв. Но по итогам 2011г. Саудовская Аравия обогнала Россию и заняла третье место. По всей видимости, правительство этой арабской страны наращивает резерв на черный день, когда нефть закончится. Чтобы попасть на второе место, Саудовской Аравии необходимо удвоить резервный фонд. Это возможно, если цены на нефть будут оставаться высокими, а Япония для решения внутренних проблем начнет использовать золотовалютные запасы.  
 
Прогноз прироста государственного долга в 2012-2015гг.  
 
Источник: Данные МВФ  
 
Согласно ожиданиям МВФ, до 2015г. объем государственной задолженности будет продолжать увеличиваться. Лидерство по этому показателю сохранят за собой США - планку 20 трлн долл. страна преодолеет через три года. Япония сохранит за собой второе место, и к 2015г. ее правительственный долг превысит 15 трлн долл. Судя по тенденциям, уже к 2015г. суммарный долг первой десятки стран достигнет практически 55 трлн долл., то есть того объема, который на сегодняшний день составляют долги 50 государств.  

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.

     Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня ВВП на душу населения и степени обремененности внешним долгом.

     Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков.

     В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация, т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов.

      В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.

      Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений.

 


Информация о работе Статистика международного долга