Становление русской экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:38, доклад

Описание работы

Сочинения о развитии экономической мысли в России того периода
отсутствуют, поэтому для воссоздания экономических воззрений приходиться
обращаться к общеисторическим памятникам - летописям, договорам, грамотам
князей, церковной литературе.

Работа содержит 1 файл

Доклад по И.Э.У..docx

— 25.21 Кб (Скачать)

1. Становление русской  экономической мысли.

       В связи с формированием феодального  общества у восточных славян, в 9

в.  образовывается  Киевское  государство,  в  этот   же   период   начинает

развиваться русская  экономическая мысль.

       Сочинения о  развитии  экономической   мысли  в  России  того  периода

отсутствуют, поэтому  для  воссоздания  экономических  воззрений  приходиться

обращаться к  общеисторическим памятникам -  летописям,  договорам,  грамотам

князей, церковной  литературе.

       Огромное значение в изучении  экономической мысли Руси имеет   «Русская

Правда», свод законов  Киевского  государства,  направленный  на  укрепление

зарождающегося  феодального строя.

       «Русская Правда» дошла до  нас в двух редакциях,  созданных   в  разное

время. Первая редакция состоит из двух частей: первой части  записанной  при

Ярославе Мудром (первая  половина  XI  в.)  и  второй  части  при  правлении

сыновей Ярослава (вторая половина XI в.) Вторая редакция более пространная,

при правлении  Владимира  Мономаха  (первая  четверть  XII  в.)  В  «Русскую

Правду» вошли княжеские  постановления, отдельные судебные  решения  и  нормы

обычного права, складывавшегося веками.

       Две редакции  «Русской  Правды»   отражают  различные  этапы   процесса

феодализации общества - ранний, когда феодальные отношения только  начинали

складываться  и  последующий,  когда   появились   уже   основные   признаки

феодализма. Для  истории русской экономической  мысли важно то,  что  «Русская

Правда» позволяет  осветить отношения  господствующего  класса  к  социально-

экономическим вопросам.

                             2. Защита феодалов.

       Князья Киевской Руси стремились  ввести законодательство, направленное

на  защиту  экономических  и  политических  прав  феодалов.  На   протяжении

нескольких  столетий  происходило  установление  феодальных  законов,   свод

которых получил  название «Русская Правда» (XI- XII вв.)

       Основным занятием населения  Киевской Руси было земледелие,  наряду  с

которым были развиты  охота и торговля. В «Русской Правде» говорится о хлебе

как основной пище,  упомянуты  рогатый  скот,  лошади  и  мелкий  скот.  Это

период, когда образовывался  основной класс  феодального  общества  феодалов-

земледельцев и  укреплялась феодальная зависимость  крестьян.

       В «Русской Правде» отражена  так же городская жизнь.  Законодательство

ставит своей  задачей регулировать торговые  отношения:  говорится  о  купце,

дающим  деньги  другому купцу в долг  или для совместных   коммерческих

операций.  Купец  может  заключать  договор   о   хранении   товара,   купцы

отправляются с  товаром в дальние путешествия, где их могут застигнуть  пожар

или кораблекрушение. Интересы торговли  занимают  видное  место  в  «Русской

Правде».

                        3. Классовая дифференциация.

       Цель  феодалов   -   охранять   свою   собственность   от   чьих-либо

посягательств, поэтому  в «Русской Правде» особое внимание  уделялось  охране

собственности князя  и его приближенных, а также  устанавливались  законы  об

обеспечении прав на собственность, имущество, рабов и полурабов.  Отдельные

статьи этого  свода законов посвящены торговым и  кредитным  отношениям,  что

свидетельствует  о  распространении  торгового  капитала  и  ростовщичества.

Ссуды давались как  в натуральной, так и в денежной форме.

       Законодательство  не  вмешивалось   во  внутренние  дела  феодала,   в

организацию его  хозяйства. Законом  закреплялась  феодальная  собственность,

охранялись права  феодала на его  работников,  а  управление  являлось  делом

феодала.

       Основная  трудовая  сила  -  крестьяне,  или  смерды,   -   в   своей

значительной части  не  являются  свободными  людьми,  они  уже  находятся  в

зависимости от крупных  землевладельцев. Права крестьян в  тот период  времени

были практически  на уровне прав рабов.

       «Русская Правда» закрепила   сложившуюся  классовую  дифференциацию  и

юридически оформила эксплуатацию  господствующим  классом  трудящихся  масс.

Она санкционировала  применение труда рабов, перечисляя  обстоятельства,  при

наличии которых допускалось превращение независимых и свободных людей в

рабов. К их числу  относились  несостоятельность  должника,  растрата  чужого

имущества, «добровольная» продажа себя в холопы и ряд  других.

       Различие в сословиях проявлялось  в том, как наказывали за  одно и тоже

преступление  людей  различных  по  положению.  Например  за  убийство:   за

убийство приближенных князя и его слуг взималось 80 гривен,  а  за  убийство

смерда 5 гривен, т.е. в 16 раз меньше.

                               4. Преступления

       Вопросы имущественных отношений   и  ответственность  за  преступления

занимали центральное  место в «Русской Правде».

       Для  «Русской  Правды»  характерна  охрана  земельной  собственности,

карается  нарушение  межи,  т.е.  наказывается   нарушение   права   частной

собственности на землю (ст.32,  ст.72).  В  разделе  о  княжеском  домене  в

«Русской Правде»  устанавливаются  высокие  штрафы  за  убийство  княжеского

управляющего  или  приказчика (80 гривен). Также предусматривается наказание за  кражу или уничтожение коня(3 гривны за княжеского и 2 за коня смерда)  и другой  скотины,  карается  кража пчелиного улья (3 гривны), лодки, сена, дров и т.д. (ст. 69-82).

                                 5. Закупы.

       Во  второй  редакции  «Русской   Правды»   говорится   о   крестьянах,

находившихся  в  феодальной  зависимости,  их  называли  закупами.  Закуп  -

обедневший смерд, которому землевладелец предоставлял участок, давал  ссуду,

скот  и  орудия  для  обработки,  он  был  должен  работать  на   господина,

отрабатывать полученное у господина в долг.  Феодал  имел  право суда  над

закупами, закуп  мог уйти от господина отработав все повинности  и возвратив

ссуду, но это очень  редко получалось.

       В «Русской Правде»  определены  взаимоотношения  между  давшим  ссуду

(господином) и получившим  ссуду  (закупом),  а  также   права  господина  на

превращение закупа в своего раба. В случае бегства  закупа  от  господина  до

уплаты ссуды  или невозможности уплаты ссуды  закуп превращался в раба.

      Также существует важный раздел «Русской Правды», о взимании процентов, а также  статьи о крестьянах-закупах.

       В статьях о крестьянах-закупах  также  оберегаются  интересы  феодала.

Предусматриваются случаи, когда у закупа пропадут  конь,  плуг  или  борона,

данные ему феодалом, или будет украдена скотина по  вине  нерадивого  закупа

из хлева или  с поля, - за все это закуп должен заплатить  господину  (ст.57,

58).  Господин  может  бить  закупа  «про  дело»   (ст.62).   Беглый   закуп

превращается в  холопа так же, как закуп виновный в краже.

                                 6. Холопы.

       В  Киевской  Руси   так   же   существовало   рабовладение,   имеются

подтверждения о  работорговле и рабах - домашних слугах. В  «Русской  Правде»

упоминаются  рабы-ключники,  ремесленники,  старосты,   кормилицы,   дядька,

торговый агент, приказчик, но нет упоминаний  о  рабах  занятых  в  сельском

хозяйстве. Основной рабочей силой в сельском  хозяйстве были  не  рабы,  а

зависимые крестьяне.

После восстания  эксплуатируемых в Киеве в 1113 г. в «Русской  Правде»

появились статьи, направленные на защиту интересов  закупов.  Закуп  получил

право обращаться в  суд с жалобой на своего  господина  и  даже  в  некоторых

случаях уходить от него, ограничились поводы наказания закупа господином.

       Много статей «Русской Правды»  посвящено рабам.

       Законодательство также ставит  своей целью защиту права   собственности

на рабов.  Особенно  много  говориться  о  поимке  беглого  холопа.  Человек

помогающий словом и делом беглому холопу, должен в  наказание  уплатить  его

господину стоимость  холопа. Запрещается давать холопу деньги в долг.  Холоп,

нанесший оскорбление  свободному, ударивший его, может быть убит.

       Рабы не имели права свидетельствовать  в суде, за их  убийство  хозяин

подвергался лишь церковному покаянию.

                      8. Доработки Владимира Мономаха.

       После восстания, Владимиру Мономаху  пришлось пойти на уступки.  Прежде

всего  Владимир   Мономах   установил   норму   процента,   т.е.   ограничил

ростовщичество, одно из характерных явлений того времени. Неясно,  насколько

выполнялись постановления, вероятно,  действующий  процент  оставался  много

выше. Но важно отметить осуждение в «Русской  Правде»  высокого  процента  и

стремление ограничить его размер.

       Наряду  с  этими  статьями  в  Устав  Владимира   Мономаха   включено

разрешение продавать  неоплатного должника в рабство  и устанавливающее  право

уплаты долга  в  рассрочку,  если  банкротство  случилось  не  по  его  вине.

Установлен определенный порядок «конкурса», т.е.  уплаты  банкротом  долгов,

вначале оплачиваются долги князю, потом иностранным  купцам  и  затем  своим

купцам.

       В  Устав  Владимира  Мономаха  вошли  статьи  о   закупах-крестьянах.

Запрещалось  превращать закупа без вины в раба, он может работать у кого угодно, для оплаты  долга, - это не считалось преступлением, господину запрещалось сдавать  закупа  в наем или его продавать, нельзя повысить его долг  или сократить земельный

участок, в этом случае все взятое должен быть возвращено закупу. Нельзя  его

бить, без вины, под  пьяную руку. Нельзя продавать его  в холопы.  Эти  статьи

были составлены  под  давлением  народного  восстания.  Но  законодательство

возражает лишь против полного превращения зависимого крестьянина  в  холопа,

крестьянин остается в феодальной зависимости.

 

 

 

Список  литературы: 

 

1.Русская Правда. Пространная редакция [Текст] // Титов, Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М., 2007. - С. 9-25.

2. Тихомиров М.Н. Пособие по  изучению Русской Правды М., 1953


Информация о работе Становление русской экономической мысли