США в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:14, сочинение

Описание работы

Экономические события начала XXI века доказали большую необходимость в международной интеграции и совместном решении глобальных экономических проблем. Экономический кризис, поразивший крупнейших участников мировой экономики, стал толчком к внедрению новых реформ и механизмов взаимодействия стран. Всемирная торговая организация также стала в центре внимания в вопросе изменения ее структуры и механизмов. Регулируя международную торговлю, выяснилось, что ВТО должна быть достаточно гибкой и оперативной в решении вопросов мировой торговли стран-членов в быстро изменяющейся кризисной и посткризисной обстановке.

Работа содержит 1 файл

Эссе.docx

— 44.50 Кб (Скачать)
 
 

ЭССЕ

На тему: «США в ВТО»

(дисциплина  «Международные экономические отношения») 
 
 

      Экономические события начала XXI века доказали большую необходимость в международной интеграции и совместном решении глобальных экономических проблем. Экономический кризис, поразивший крупнейших участников мировой экономики, стал толчком к внедрению новых реформ и механизмов взаимодействия стран. Всемирная торговая организация также стала в центре внимания в вопросе изменения ее структуры и механизмов. Регулируя международную торговлю, выяснилось, что ВТО должна быть достаточно гибкой и оперативной в решении вопросов мировой торговли стран-членов в быстро изменяющейся кризисной и посткризисной обстановке. На общую картину международной торговли влияет и положение одного из наиболее значимых членов ВТО Соединенных Штатов Америки.  

      Основная  цель данной работы направлена на рассмотрение основных проблем и тенденций развития внешнеторговых отношений США со странами-членами ВТО. Исходя из такой цели при написании данного эссе были сформулированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю и принципы создания ВТО.
  2. Провести обзор развития внешнеторговых отношений США со странами членами ВТО.
  3. Анализ динамики внешнеторгового баланса США и торговли в рамках ВТО.

     Структура данного эссе аналогична порядку  поставленных задач. В написании  данного эссе был использован  материал учебных изданий таких  авторов как Булатов А.С. и Суэтин А.А. Статистические данные по теме были взяты с официального сайта ВТО www.wto.org.

     Следуя  поставленным задачам, для анализа  позиций США в ВТО необходимо для начала рассмотреть общие  принципы и механизмы работы Всемирной  торговой организации.  

     Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится  в Женеве (Швейцария). ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения  участников организации в сфере  международной торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

     Соглашение  об учреждении Всемирной торговой организации  предусматривает создание постоянно  действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих  влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления  контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким  спектром торговых соглашений и имеет  гораздо большие полномочия в  связи с усовершенствованием  ряда процедур принятия решений.

     Главной задачей ВТО является либерализация  мировой торговли путем ее регулирования  преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

     Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются:

  • предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;
  • взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д. 1

     Все страны-члены ВТО принимают обязательство  по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким  образом, ВТО представляет собой  своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и  правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и  услугами.

     Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными  из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые  к нему МТС:

  1. Многосторонние соглашения по торговле товарами:
    • Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);
    • Соглашение по сельскому хозяйству;
    • Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
    • Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
    • Соглашение по техническим барьерам в торговле;
    • Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);
    • Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);
    • Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости товаров);
    • Соглашение по предотгрузочной инспекции;
    • Соглашение по правилам происхождения;
    • Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
    • Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
    • Соглашение по защитным мерам.
  1. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
  1. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПс).
  2. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;
  3. Механизм обзора торговой политики.
  4. Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение по правительственным закупкам. Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "информационные технологии"), в которых на добровольный основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО2.

   Участие в этой организации дает странам  следующие преимущества:

     1) защищает от дискриминации между  тортовыми партнерами;

     2) предполагает взаимное предоставление  режима наибольшего благоприятствования  в отношении экспортных, импортных,  транзитных операций и связанных  с ними таможенных пошлин и  сборов. Этот принцип обеспечивает  идентичное отношение ко всем  партнерам. Если две страны  договариваются взаимно сократить  таможенную пошлину или любую  другую форму защиты, то эта  уступка должна быть немедленно  перенесена на другие страны, входящие в ВТО. Аналогично, если  в целях защиты национальной  экономики страна принимает ограничительные  меры, то они распространяются  на всех ее партнеров без  всякой дискриминации (на практике  из этого принципа делается  исключение в пользу развивающихся  стран);

     3) предусматривает взаимное предоставление  национального режима, т.е. равного  подхода к товарам импортного  и отечественного производства  в отношении внутренних налогов  и сборов, а также правил, регулирующих  внутреннюю торговлю. Национальный  режим применительно к товарам  и услугам иностранного происхождения  означает, что, после того как  к ним применены меры внешнеторгового  регулирования, они обращаются  во внутреннем торговом обороте  страны на тех же основаниях, что и национальные товары  и услуги. При их налогообложении,  инспекции качества, транспортировке,  реализации и потреблении не  должно вводиться никаких специальных  правил, которые ставили бы их  в невыгодное положение по  сравнению с отечественной продукцией. Запрещается, в частности, установление  более строгих стандартов для  импортных товаров или введение  принудительных норм потребления  национальной продукции (либо  введение для них льгот в  связи с потреблением этой  продукции);

     4) обеспечивает информацией о деятельности  данной организации;

     5) дает договаривающимся сторонам  правовую базу для осуществления  торговых операций национальными  участниками внешнеэкономической  деятельности.

     В случае нарушения правил международной  торговли страны-члены берут на себя обязательство не применять самостоятельно каких-либо действий, а искать разрешение возникающих проблем в ВТО, уважая и выполняя принятые ею решения. Для  осуществления этих арбитражных  функций в структуре ВТО существует Орган разрешения споров (ОРС). Он обладает монопольным правом учреждать арбитражные  группы, утверждать решения этих групп  и апелляций по их решениям, использовать жесткие временные рамки каждой процедуры, обеспечивать выполнение принятых решений и рекомендаций, применять  принудительные меры при их невыполнении.

     Соединенные Штаты Америки стали одним  из первых государств, вступивших в  ВТО, и приняли участие в создании основ существования ВТО, заключая многосторонние договора о торговле со многими странами мира. В результате чего США стали крупнейшими экспортерами и импортерами в мире. Ориентированность  на внешнеэкономические связи США  обрели после Великой депрессии  тридцатых годов XX века, причиной чему стали как экономические, так и политические интересы. Решая вопросы экономических интересов страны, государство налаживало политические связи с другими демократическими государствами. Кроме того, незначительное участие США в мировой войне, позволило добиться большей мощи и стабильности развитии технологии и технических методов производства по сравнению с другими странами.

     С общим ростом развития участников мировой  экономики в послевоенный период позиции США стали уступать старнам  Европы, Японии, НИС и др. Нарушения  стабильности цен на нефть, мировой  спад и повышение курса доллара  по отношению к другим валютам  в период семидесятых годов XX века в своей совокупности отрицательно сказались на состоянии торгового  баланса США. В восьмидесятые  и девяностые годы прошлого столетия дефицит торгового баланса США  непрерывно увеличивался, что было связано с ростом конкурентоспособности  иностранных товаров, которые постоянно обгоняли спрос на американские товары в других странах. Дефицит торгвоого баланса США с этого период стал характерной чертой экономического развития страны. Для выхода из такий ситуации правительство США применяло ряд мер по изменению общей экономической модели, особенностью которых стали минимальное государственное вмешательство, всемерное поощрение предпринимательства и выработка национальных моральных принципов трудолюбия.

     Так, в последние десятилетия тенденции  развития экономики США приобрели  ряд следующих особенностей:

  • «ориентация на гибкое и мелкосерийное производство, которое способно адаптироваться к быстро меняющимся потребностям экономики и населения», что «достигается за счет распространения (как в материальном производстве, так и в сфере услуг) новых поколений техники, основанных на использовании микропроцессоров, микроэлектроники, программируемой автоматизации и биоинженерии»;
  • «в структуре американской экономики постоянно повышается уровень ее наукоемкости. Это определяется общим увеличением затрат НИОКР. Общий объем затрат на научно-исследовательскую деятельность в 2004 г. превысил 280 млрд. долларов (2,6% ВВП) – рекордный уровень за всю историю страны».
  • формирование всеобъемлющей информационной инфраструктуры. Без нее эффективное функционирование экономики и общества в настоящее время невозможно.
  • роль и масштабы сферы услуг США не имеют аналогов в других развитых странах. Достаточно отметить, что в начале 2000-х годов услуги создавали около 80% ВВП.
  • серьезные перемены происходят в отношениях собственности. Корпоративная частная собственность стала преобладающей по сравнению со всеми другими формами частной собственности (партнерства, индивидуальная частная собственность).
  • характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. А поскольку влияние профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость и уровень заработной платы уменьшается, рынок становится более мобильным3.

     Следуя  хронологии дальнейшего развития вненетроговых  отношений США, в девяностые годы XX века Соединенные Штаты продолжали добиваться либерализации торговли на международных переговорах. США  ратифицировали Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), подписанное 7 октября 1992 г. президентами США и Мексики и премьер-министром Канады и дополненное соглашениями от 13 сентября 1993 г. и вступило в силу с 1 января 1994 г.

     НАФТА открыло путь к созданию единого  континентального рынка и свободы  передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Это соглашение подразумевало слияние трех национальных рынков и образование зоны свободной  торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом  в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%.

Информация о работе США в ВТО