Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 19:46, доклад
Особенности среднего машиностроение в России.
Среднее машиностроение.
Оно объединяет
предприятия малой
Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка
деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое
количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего
машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированы, имеют широкие кооперированные связи. Их
продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов,
комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин,
насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой,
полиграфической промышленности.
Автомобильная промышленность - сильно развитая, типичная для среднего машиностроения отрасль.
Автомобильная
промышленность включает в свой состав
помимо выпуска машин также
электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.
Автомобильные моторы делают не только сами заводы, но и ряд специализированных заводов.
Большинство этих заводов разместилось вне центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в
порядке кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность выпускает подшипники
для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе более десятка заводов, расположенных в большинстве
экономических районах страны. Каждый из заводов специализируется на выпуске определенных типоразмеров
подшипников и поставляет их разным предприятиям страны.
Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире. По особенностям размещения она
напоминает автомобильную. Выпускаются различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и
для промышленности.
Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от небольших садовых в несколько
лошадиных сил до мощных машин в несколько сотен лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для
обработки посевов резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно для вспашки,
уборки в сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это определяет специализацию предприятий и
районов на выпуске отдельных марок тракторов (по назначению, мощности, конструкции) . Происшедшие
изменения в
типах выпускаемых тракторов, совершенствование
их конструкции усилили
тракторных заводов от предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, электрооборудования и т.д.) .
Наиболее сложной
продукцией предприятий
комбайнов.
В комбайностроении большое значение приобрели кооперированные связи с предприятиями-
смежниками. В производстве комбайна "Нива" участвует 225 заводов.
Станкостроительная промышленность - техническая база всего машиностроения. Расходы металла в ней,
как правило, невелики, большая часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с
другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их
размещение большое влияние оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих,
инженерно-технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием.
Увеличение выпуска
более современных станков
агрегатных, прецизионных,
станков с программным
автоматизированных цехов и заводов - усилило в размещении станкостроения роль крупных научных и
конструкторских центров. Возросла роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в разных
типах станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.) . Узкая специализация станкостроительных
предприятий предопределило широкое развитие межрайонных связей: каждое из них обеспечивает своей
продукцией большинство районов страны.
Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности размещения весьма четко
прослеживаются в размещении авиационной промышленности. В этой самой сложной отрасли современного
машиностроения
кооперируются предприятия
самого машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные материалы из черных и цветных
металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование.
Предприятия авиационной промышленности отличаются исключительно высоким уровнем классификации
инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной
промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются
научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как
правило, имеются
и предприятия-смежники. Авиационные
заводы в отдельных городах
выпуске определенных типов самолетов.
Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной
отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает
массово-поточная организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры, используется
в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество
материалов, но широкого ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы, разнообразные виды
стекла, пластмасс и т.д.) . Сложность и точность выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования
к культуре производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно слаботочные -
электротехнические, электронной и другой аппаратуры) заняты преимущественно монтажом и сборкой
поступающих в порядке кооперации деталей и узлов.
Среднее машиностроение размещается в разных районах, в том числе: а) автомобилестроение: -
производство
грузовых автомобилей большой
производство грузовых автомобилей в средней и малой грузоподъемности в городах Нижний Новгород, Брянск,
Миасс, Ульяновск; - производство легковых автомобилей в городах Нижний Новгород, Москва, Тольятти,
Ижевск, Серпухов; б) станкостроение размещается в районах с развитым машиностроением, где есть научно-
исследовательские
и опытно-конструкторские
ориентируется на районы потребления и отчасти - на сырьевые базы (Волгоград, Челябинск, Владимир, Санкт-
Петербург и д. р.) .
Интенсификация машиностроительного комплекса.
Что же означает интенсивный путь развития в машиностроении и металлообработке? Прежде всего он
подразумевает
качественно новое натурально-
выпуска машиностроительной продукции может быть обеспечен как за счет изменения стоимости техники и
"вымывания"
из номенклатуры выпускаемого
оборудования дешевых его
производства, увеличения массы выпускаемой техники, улучшения ее потребительских свойств. Последний
вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики. Кроме того,
само машиностроительное производство должно быть переоринтировано на использование материало-, трудо-
и фондосберегающих технологий производства машин и оборудования.
Интенсификация машиностроительного комплекса должна рассматриваться в двух аспектах. Во-первых,
интенсификация
машиностроительного
минимальными затратами живого труда, и, во-вторых, интенсификация в отраслях народного хозяйства,
происходящая на базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых
машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться в
отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство машин и оборудования в
машиностроительном комплексе, и от того, как машиностроение справляется с поставленными задачами,
зависит эффективность работы других отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.
Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в значительной мере зависят от положения
дел внутри машиностроительного комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск
техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.
Каковы же главные направления интенсификации внутри машиностроительного комплекса? Это прежде
всего обновление производственного аппарата машиностроительных предприятий. В процессах его обновления
чрезвычайно важно определить задачи текущего дня и перспективы, привести в действие все рычаги и стимулы
и заставить их работать на конечный результат. Задачей текущего дня является активизация человеческого
фактора и на этой основе максимально возможное использование созданного потенциала. Действительно,
используемые в машиностроительном комплексе людские и основные промышленно-производственные ресурсы
при их рациональном использовании по нашим оценкам, позволяют получать в 1,5-1,7 раза больше продукции.
Другими словами, наведя порядок в собственном доме, называемом машиностроительным комплексом, уже
сейчас практически без дополнительных затрат, за счет организационных факторов можно получить
значительные объемы дополнительной продукции, необходимой народному хозяйству.
Не менее важным является перевод машиностроения на следующую, более высокую ступень
автоматизации производства на базе использования роботизированных производств. Расширение потребностей
различных отраслей
народного хозяйства и
качеству, производительности и надежности техники и постоянная замена существующих технологических
процессов более совершенными заставляют машиностроителей отказываться от радиационных методов
конструирования и организации производства машин и оборудования. Мировая практика показывает, что