Сравнительный анализ монополистической конкуренции и олигополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целю – охарактеризовать рынки монополистической конкуренции и олигополии, провести их сравнительный анализ.
Для целей изучения поставлены следующие задачи: дать определение рынкам олигополии и монополистической конкуренции, дать краткую характеристику данных рынков, определить основные черты, выявить характерные особенности.

Работа содержит 1 файл

сравнительный анализ монополистической конкуренции и олигополии.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

Введение

Конкуренция, которая  в той или иной степени связана  с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно  влиять на конъюнктуру рынка. Под  несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется  хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

Чистая монополия  и совершенная конкуренция это  два крайних случая рыночной структуры, которые встречаются в экономической  практике чрезвычайно редко. Промежуточной  и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая  конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с  конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже  существующих продавцов, но обладают некоторой  властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы  предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары. Кроме того данные структуры имеют  место на сырьевых рынках и в случае конкуренции абсолютно различных  товаров (борьба за «карман» покупателя, между секторами рынка).

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая  конкуренция, олигополия и монополия. Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Олигополия – это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры  препятствуют проникновению в отрасль  новых фирм. Олигополистические фирмы  используют в основном методы неценовой  конкуренции.

Понимание теории монополистической конкуренции  и олигополии особенно актуально  в отечественной экономике, так  как получив «в наследство» от СССР крайне монополизированный рынок  все экономические процессы априори  протекают в условиях несовершенной  конкуренции и демонополизировать рынок можно только зная её закономерности.

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к  рыночной, неотъемлемой частью которой  является конкуренция как необходимое  условие развития предпринимательской  деятельности. Для того чтобы рынок  был совершенно конкурентным, для  него должны выполняться следующие  условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и  выход из него и независимые решения  со стороны как производителей, так  и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют  этим требованиям, но модель конкуренции  является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются  только приблизительно. Совершенный  конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров  и услуг. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции  сильных соперников.

Любая попытка  исследовать каждую отдельную отрасль  экономики была бы бесконечной и  невыполнимой задачей. Их просто слишком  много. Следовательно, можно поставить  более реалистичную цель – определить и обсудить несколько основных рыночных структур.

Предметом данной работы является изучение монополистической  конкуренции и олигополии.

Целю – охарактеризовать рынки монополистической конкуренции  и олигополии, провести их сравнительный  анализ.

Для целей изучения поставлены следующие задачи: дать определение рынкам олигополии и  монополистической конкуренции, дать краткую характеристику данных рынков, определить основные черты, выявить  характерные особенности.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, раскрывающих понятие, особенности  отличия монополистической конкуренции  и олигополии, заключения с основными  выводами по данной теме и списка использованных источников.

При написании  работы использовались материалы учебников  по экономической теории, макроэкономике и микроэкономике, а также материалы  различных сайтов по данной теме. 

1.  Краткая характеристика монополистической конкуренции и олигополии

1.1  Монополистическая конкуренция

монополистический рынок олигополия конкуренция

Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры  несовершенной конкуренции. Это  распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может  быть построено точной абстрактной  модели, как это можно сделать  в случаях чистой монополии и  чистой конкуренции. Многое здесь зависит  от конкретных деталей, характеризующих  продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые  практически невозможно, а также  от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Примерами монополистических  конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой  связи и тому подобные отрасли.

На монополистически конкурентном рынке фирмы производят продукты, сходные с продуктами других фирм, но не являющиеся полными (совершенными) заменителями. Производители стремятся  сделать свои продукты отличными  от других, чтобы привлечь покупателей. Последние готовы платить более  высокую цену за продукт, отличающийся от других. Классический пример дифференциации продукта – аспирин. Все его виды не отличаются друг от друга по химическому  составу, но цена аспирина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер АГ» продается  в несколько раз дороже, чем  менее известных производителей. В значительной мере дифференциация продукта в этом случае обязана рекламе, «Байер» сумел убедить потребителей, что его аспирин самый эффективный. Но дело не только в рекламе. В какой-то мере виды аспирина отличаются друг от друга по чистоте, противопоказаниям для детей, упаковкой и пр.

Монополистическая конкуренция имеет сходство с  совершенной (чистой) конкуренцией. Для  обеих структур рынка характерны большое количество фирм, свободный  вход и выход их из отрасли. Но в  отличие от совершенной монополистическая  конкуренция имеет дело с дифференцированными  продуктами. Отсюда возникает монополистический  элемент. Поскольку ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, они (фирмы) имеют определенную степень  контроля над ценой. Кривая спроса таких  фирм наклонена вниз. В то же время  присутствие на рынке близких  по характеру заменителей ограничивает способность фирмы повышать цены. При наличии на рынке сходных  продуктов потребители весьма чувствительны  к их цене.

1.2  Олигополия

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько  фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции  может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению  новых фирм в отрасль; они связаны  с эффектом масштаба, большими расходами  на рекламу, существующими патентами  и лицензиями. Высокие барьеры  для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами  отрасли действий, с тем чтобы  не допустить в нее новых конкурентов.

Олигополия –  это структура рынка, на котором  действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых  фирм. На рынке реализуются как  стандартизированные, так и дифференцированные продукты. Отношения между фирмами  характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают  решения только после того, как  выяснят характер реакции соперников.

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит  из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования  и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется  тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию  и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются  на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист  никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного  результата за счет снижения цен. С  другой стороны, если олигополист повысит  цены, конкуренты могут не последовать  его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры  в пользу конкурентов.

Главная трудность  в анализе олигополии состоит  в определении того, с какими ограничениями  сталкиваются фирмы на рынке, где  существуют несколько конкурирующих  компаний. Фирмы при олигополии, так же как и при совершенной  конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями  затратной кривой и условий спроса. Но, кроме того, они сталкиваются еще с одним ограничением: действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен, объемов выпуска  или качественных характеристик  продукта, зависит не только от реакции  потребителей (как при других рыночных структурах), но также от того, как на это отреагируют другие фирмы – участницы данного рынка. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Но олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Последнее имеет место тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является образование картеля.

Олигополистические  фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными  в течение длительного периода, времени. В отличие от других структур рынка универсальной теории олигополии не существует. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного  количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный  случай, который имеет место только при определенных условиях. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. В большинстве стран  почти все отрасли тяжелой  промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой  на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно  в буквальном смысле пересчитать  по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической  конкуренции, наряду с крупными часто  действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к  олигополистическим обычно относят  те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку  отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой  продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают  действующей в условиях монополистической  конкуренции. Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах  производства. Отрасль приобретает  олигополистическую структуру в  том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные  фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Таким образом, олигополия представляет собой тип  рыночной структуры, для которой  характерно стратегической взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем  продаж. В качестве определяющих особенностей олигополистического рынка признаков  следует указать такие, как: ограниченное количество фирм, значительная концентрация производства у отдельных фирм, ограниченный доступ в отрасль, стратегическое поведение  фирм.

Олигополистический  рынок может быть представлен  как стандартизированным (чистая монополия), так и дифференцированным (дифференцированная олигополия) продуктом. Вне зависимости  от этого олигополистические рынки  всегда характеризуются наличием у  них значительной рыночной власти и  убывающей кривой спроса на продукцию  каждой отдельной фирмы. Однако их особенность  состоит не только в том, сто в  условиях олигополистического взаимодействия (реагирования на действия друг друга) фирмы сталкиваются не столько с реакцией потребителя, но и с реакцией своих конкурентов. Поэтому при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.

В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает  все сферы конкуренции – цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деятельность, услуги. В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к  которой стремятся фирмы, нет.

Поскольку общей  модели олигополии не существует, фирмы  одной отрасли могут взаимодействовать  и как монополисты, и как конкурентные фирмы. Все зависит от характера  взаимодействия фирм. Когда фирмы  отрасли координируют свои действия путем имитации ценообразования  и стратегии конкуренции друг с другом (кооперативная стратегия), цена и предложение будут тяготеть к монопольным, а крайней формой такой стратегии будет картель. Если же фирмы следуют некооперативной  стратегии, т.е. проводят независимую, направленную на улучшение положения  фирмы стратегию, цены и стратегия  будут приближаться к конкурентным. Крайней формой такого проявления являются «ценовые войны». 

Информация о работе Сравнительный анализ монополистической конкуренции и олигополии