Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:26, реферат
Для сравнительного анализа банковских систем, выясним алгоритм функционирование этих банковских систем.
В современных условиях выделяют одну-, двух- либо трёхуровневую банковскую систему страны. Одна- и трёх уровневая банковская система встречается редко.
Важнейшим элементом любой рыночной экономики является её банковская система, четкое взаимодействие элементов которой способствует успешному развитию страны в целом. Россия как страна, стремящаяся интегрироваться в мировую экономку и проводящая структурные реформы, направленные на сокращение разрыва между ней и развитыми странами не последнее место в этом процессе отводит преобразованию своей банковской системы.
Для сравнительного анализа банковских систем, выясним алгоритм функционирование этих банковских систем.
В современных условиях выделяют одну-, двух- либо трёхуровневую банковскую систему страны. Одна- и трёх уровневая банковская система встречается редко.
Одноуровневый вариант построения банковской системы предполагается в тех случаях, когда:
Примерами стран с одноуровневой банковской системой могут служить такие страны как Люксембург и Гонконг, где в настоящее время банковской системы функционирует без помощи центрального банка.
Трёхуровневая банковская система представляет собой банковскую систему, где помимо двух базовых уровней – центрального банка и коммерческих банков в сочетании с прочими кредитными организациями выделяют специализированные государственные банки, которые находятся на третьем уровне. Примером распространения такой банковской системы являются мусульманские страны.
В большинстве развитых стран с рыночной экономикой созданы и активно развиваются двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную и прочие виды деятельности; на втором – действуют коммерческие банки и прочие кредитные организации (небанковские).
Современная организация банковских систем может быть разграничена на два типа: банк-ориентированный и марк-ориентированный типы. Критериями разграничениями являются: источник правового обеспечения, особенности организации, функциональный механизм взаимосвязи элементов банковской системы, инфраструктура как фактор конвергенции, проблемы функционирования.
Немаловажной классификацией банковских систем развитых стран является преобладание различных видов банков в экономике той или иной страны, классифицируемых по форме собственности, философии деятельности, характеру выполняемых операций.
По форме
собственности банки развитых стран
делятся на государственные, акционерные,
кооперативные, частные и смешанные
банки. Государственная форма
По законодательству большинства стран на национальных банковских рынках допускается функционирование иностранных банков. В ряде стран (во Франции и др.) деятельность иностранных банков не ограничивается. В Канаде и других странах для иностранных банков вводится определенный коридор, в количественных рамках которого они могут развертывать свои операции.
По философии деятельности в банковских системах развитых стран можно выделить:
1) исламские
банки, особенностью которых
2) конверсиональные банки, являющиеся традиционными для многих стран мира. Такие банки покупает денежные средства у одной группы рыночных игроков и продает их другой, по цене денег устанавливаемой в форме ссудного процента. В мире таких банков абсолютное большинство.
3) смешанные
типы банков, которые наряду с
традиционными операциями
Характерным критерием различия банковских систем является преобладание универсальных или специализированных банков в той или иной стране.
Под универсальными банками понимаются кредитные учреждения, выполняющие основные виды банковских операций: кредитные, депозитные, фондовые, расчетные, доверительные (за исключением эмиссии банкнот, монопольно осуществляемой центральными банками) – и обслуживающие всех клиентов, независимо от отраслевой принадлежности. В силу диверсификации риска универсальные банки являются наиболее устойчивыми, по сравнению со специализированными. Они сочетают в себе функции коммерческих и инвестиционных банков.
Идея универсальной
банковской деятельности развивалась
параллельно с развитием
Характерным
признаком европейского рынка банковских
услуг является его сегментирование
по группам клиентов в зависимости
от размеров и ориентации деятельности
банка. Европейская система выделяет
шесть сегментов рынка
1. Транснациональный.
В странах ЕС существует два-
ТНБ предоставляют полный спектр банковских услуг транснациональным корпорациям (ТНК), крупнейшим национальным клиентам, обслуживают внешнеторговые сделки, государственный долг и усиливают свой экономический потенциал путем привлечения новых клиентов, поглощения мелких и средних банков в стране пребывания и покупки банковских и финансовых институтов за рубежом.
2. Внутристрановой включает средние и мелкие региональные банки, которые в большинстве случаев контролируются ТНБ посредством приобретения контрольного пакета в уставном капитале. Данная группа банков ориентируется на местную или региональную клиентуру и аккумулирует значительную часть частных депозитов.
3. Специализированные
банки специализируются на
4. Инвестиционные
банки контролируются ТНБ,
5. Небанковские
институты. К крупнейшим
6. Филиалы иностранных банков. Портфель услуг данных учреждений формируется в зависимости от стратегии центрального офиса. Создание филиала иностранного банка в западноевропейской стране обусловлено необходимостью обслуживания глобальных клиентов в стране пребывания, предложение им более дешевых банковских продуктов и услуг. Например, в Венгрии ведущим национальным банком стал АБН АМРО Банк (Голландия), один из крупнейших в мире, занимающий 8-е место по размеру собственного капитала.
Американский рынок банковских услуг пошёл по другому пути развития. Основной целью американских банков в сфере услуг является возможность их предоставления в любой точки мира. Вследствие чего американский рынок банковских услуг обладает рядом специфических признаков:
Для более подробного выявления сходств и различий между банковскими системами разных стран, обратим особое внимание на функционирование центральных банков разных стран.
В законодательстве лишь 5 стран – США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии – предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.
В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.
Немаловажные различия центральных банков развитых стран связаны с процедурой выбора или назначения руководства банка. По этому признаку можно выделить три группы стран:
1. Страны, в
которых руководящие органы
2. Страны, где
Президент центрального банка
назначается советом
3. Страны, где
решение о назначении
Ещё одним фактором различия центральных банков является законодательное ограничение кредитования правительства. В соответствии с этим признаком наиболее независимыми являются центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов. Меньшая степень независимости предоставляется во Франции и в Японии, где объем кредитования правительства утверждается парламентом страны и предусмотрен законодательством. Наиболее зависимыми являются центральные банки Дании, Италии, Швеции и Швейцарии. В этих странах формально не существует ограничения объема кредитования правительства.
Проведем анализ функций центральных банков.
Специфика банковской системы России связана и с особенностью построения и контроля деятельности Центрального банка, который находится на её первом уровне. В соответствии с законодательством Банк России подотчётен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая по представлению Президента назначает сроком на 4 года Председателя и членов высшего органа Банка России – Совета директоров. В этот коллегиальный орган входит Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Однако в отличие от центральных банков развитых стран в Банке России отсутствует какой-либо орган, защищающий интересы гражданского общества (в системе функционирования ФРС в США значительную роль играет Совещательный совет по вопросам интересов потребителей, Совещательный совет по сберегательным учреждениям). Наличие подобных органов в российской банковской системе способствовало бы организации надзора и инспектирования в отношении кредитных организаций и лучшему решению проблем, возникающих при выполнении задач, стоящих перед Банком России, которые имеют некоторые различия с задачами, стоящими перед центральными банками развитых стран.
Уникальность банковской системы России заключается в том, что ее стадии развития, структура и современное состояние имеют свои особенности, существенно отличающие её от банковских систем развитых стран. Существует ряд факторов, оказывающих существенное влияние на развитие банковской системы страны, среди которых ключевую роль занимает значительное присутствие государства в капитале крупнейшего банка страны. Наличие одного крупного банка, активы которого в несколько раз превышают активы других коммерческих банков, функционирующих в банковской системе, является ещё одной особенностью оказывающей отрицательное влияние на её развитие.
Ещё одна особенность - это задачи Банка России, находящегося на первом уровне в российской банковской системе, являются исключительно экономическими и направлены на укрепление национальной валюты. В свою очередь задачи, стоящие перед центральными банками развитых стран определены гораздо шире и направлены не только на поддержание курса национальной валюты, но и на стимулирование развития экономики в целом путём эффективного распределения ресурсов и обеспечения максимальной занятости.