Сравнительная характеристика участия стран в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Цель: подробное описание каждой из стран и сравнительная характеристика их участия в мировой экономике по предложенным критериям.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по мировой экономике.docx

— 241.07 Кб (Скачать)

     Канада 

     Высокие темпы роста, обеспечивавшиеся значительными инвестициями в первичные отрасли хозяйства, были прерваны энергосырьевым кризисом 70-х гг. В дальнейшем кризисы приобрели регулярный характер. Безработица, достигшая в 1983 г. 11,9%, до 1998 г. не опускалась ниже 8%. Но в 1990-х гг. она стала следствием вынужденных мер по либерализации экономической политики, явившейся в значительной мере результатом ослабления торговых барьеров и вступления страны в НАФТА. Хозяйственному росту, начавшемуся после 1993 г. и длившемуся до конца 90-х гг., существенно способствовала активизация правительственной экономической политики: меры по дерегулированию, по частичной приватизации госимущества, избавление от излишков прямого участия государства в хозяйственной жизни. Доля совокупных расходов центра и провинций с 50% ВВП в 1992 г. снизилась к 1999 г. до 38,7%; в то же время в ряде областей сохраняется полноценное участие государства (развитие Севера, атомная энергетика, строительство объектов инфраструктуры и др.). Подписание соглашений о свободной торговле с США (1988 г.) и вступление в НАФТА (1994 г.) ускорили реструктуризацию экономики. Процесс разгосударствления экономики был приостановлен к концу 90-х гг. ввиду противоречивых итогов неолиберальных мер. Стабилизировать социально-экономическое положение помог малый бизнес, на предприятиях которого работает около 2/3 канадцев.

     Денежно-кредитная  сфера в конце XX в. была сравнительно неустойчива из-за значительных перемен во внутри- и внешнеэкономической политике. Неравномерно менялся и курс доллара США к канадскому доллару: 1984 г. — 0,77, 1991 г. — 0,87, 1993 г. — 0,78, 1999 г. — 0,67. Главной целью денежной политики с начала 90-х гг. стало подавление инфляции, в том числе путем установления ориентиров роста цен в 1—3% в год. В результате темпы инфляции с 5,6% в 1991 г. снизились к 2002 г. до 2,2% и к 2006 г. — до 2,0%.

     Налогово-бюджетная  сфера. Бюджетная система Канады трехуровневая. Расходы федерального бюджета в 90-е гг. относительно ВВП заметно сократились — с 24,1% в 1992 г. до 17,3% в 2001 г. В результате регулярный дефицит федерального бюджета сменился в 2003 г. профицитом в 6,3 млрд. долл. (в 2005 г. — 1,8 млрд. долл.). Существенно снизились размеры государственной (федеральной) задолженности по отношению к ВВП: с 71% в 1996 г. до 53% в 2001 г. (в 2006 г. — 65,4%). В то же время растут расходы бюджетов провинций и территорий, составляющие в совокупности около половины консолидированного бюджета; бюджеты регионов сводятся с дефицитом. Дотации от бюджетов других уровней составляют около 15% в доходах региональных и около 25% — в доходах местных бюджетов.

     Основными источниками доходов федерального бюджета служат подоходные налоги (60% в 2003 г.), а в региональных бюджетах — подоходные, налоги на потребление и поимущественные налоги. Снизилась доля бюджетных расходов на обслуживание госдолга — до 20% федерального и 15% региональных бюджетов к началу XXI в.

     Движение  капитала. В середине 90-х гг. значительно изменилась динамика движения капитала: страна превратилась из традиционного импортера в нетто-экспортера прямых инвестиций, чему, в частности, содействовала правительственная политика стимулирования экономики. В Канаде 194 млрд. долл. накопленных иностранных инвестиций (2000 г.). Дальнейшему расширению потока капиталов препятствуют недостаточный рост эффективности производства, чрезмерный протекционизм, бюрократия в учреждениях. Накопленные канадские прямые инвестиции за рубежом составляют 201 млрд. долл. (2000 г.). Хотя торговый баланс сводится с положительным сальдо, платежный баланс сводится с дефицитом, размеры которого в 90-е гг. уменьшались — до 2,5 млрд. долл. в 1999 г. 

     Ирландия 

     Темпы экономического роста. В 2000-е гг. темпы роста снизились — 5,3% по сравнению с 90-ми гг., когда был достигнут самый высокий экономический прирост — в среднем 7,3% в год.

     Экономическая политика осуществлялась в русле неоконсервативных концепций при сохранении значительной роли государства. С конца 60-х гг. экономическое развитие страны стало опираться на привлечение иностранного капитала. Открытость хозяйства усилилась в 80—90-е гг. В области денежно-кредитной сферы проводятся сдерживание и снижение инфляции (1981—1990 гг. — 7,1%, 1991—2000 гг. — 3,3%, 2001—2006 гг. — 3,0%).

     Налогово-бюджетная  сфера. К середине 90-х гг. был уменьшен дефицит государственных расходов до 0,2% ВВП, в 1997—2000 гг. достигнут профицит (0,7—4,5% ВВП), который опять сменился дефицитом. Правительство провело снижение налогообложения. Верхняя ставка подоходного налога была понижена до 41%, а налога на корпорации — до 25%.

     Движение  капитала, свободные  экономические зоны. Страна является заметным объектом приложения иностранных прямых капиталовложений, которых было накоплено 211,2 млрд. долл. (2005 г.). Для привлечения капитала в высокотехнологичные производства в районе Шэнон действует свободная экономическая зона. Компании с иностранным капиталом обеспечивают около 70% производства в обрабатывающей промышленности и почти весь экспорт, исключая продовольственные товары. Крупнейшими инвесторами в ирландское хозяйство являются британские и американские компании. 

     Выводы: Глобализация проявляется в принятии  участия в таких организациях, как ООН, НАТО, МВФ и др., сотрудничество с другими странами в области производства (совместная работа Bombardier и Alstom (Франция) в области производства оборудования для общественного транспорта). Она предпринимает усилия для решения международных конфликтов в сотрудничестве с другими странами. Можно также указать, что Канада играет значительную роль при Международной организации гражданской авиации, штаб-квартира которой находится в Монреале. К тому же с 1 июля 2004 Верховным комиссаром ООН по правам человека является уроженка Квебека г-жа Луиза Арбур. Ирландия является страной- участницей ЕС, ВТО, ОЭСР, МВФ, имеет дипломатические отношения со многими странами ,в том числе и с Российской Федерацией. Для  Великобритании характерно участие в международных организациях ООН, НАТО, ЕС, ВТО, ОЭСР, МВФ и ВБ и др., а также принятие активного участия в процессах транснационализации мировой экономики. 

9. Анализ участия  стран в международных  интеграционных процессах 

     Интеграция  –“ integro” восполнение.

     Экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый государственными органами.

     Исторически интеграция эволюционирует через несколько  основных ступеней, каждая из которых  свидетельствует о степени ее зрелости:

  • преференциальные торговые соглашения (preferential trade agreement), в соответствии с которыми, страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам.
  • зона свободной торговли (free trade area), предусматривающая полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.
  • таможенный союз (custom union), предполагающий согласованную отмену странами национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.
  • общий рынок (common market), при котором  интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы.
  • экономический союз (economic union), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной.

Интеграция способствует достижению следующих целей:

  • Использование преимуществ экономии от масштаба за счет расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек и пр.
  • Создание более стабильной и предсказуемой среды для взаимной торговли, а также благоприятной внешнеполитической среды, т.е. укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях.
  • Создание блока стран для участия в многосторонних торговых и иных переговорах
  • Содействие структурной перестройке экономики стран, осуществляющих глубокие экономические реформы, при подключении их к региональным торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком уровне рыночного развития
  • Поддержание молодых отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае возникает более широкий региональный рынок.
 
 
 

Этапы интеграции

  Страна Этап интеграции Характеристика Выгоды страны от участия в объединениях
1.

2.

Ирландия 

Великобритания

Экономический союз    Европейский союз, ЕС (с 1957 г., - Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) – наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы европейских экономических сообществ являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В конце 70-х и в 80-е годы членами Европейского сообщества, как тогда начали именовать все объединение в целом, стали также Греция, Испания и Португалия, а в 90-е годы — Австрия, Финляндия и Швеция. Таким образом  в Европейском союзе, преобразованном из Европейского сообщества на основании Маастрихтского договора 1992 г., состоло 15 государств. На данный момент насчитывается 27 государств-участниц. - снижение темпов  инфляции

- укрепление  финансовой дисциплины

- обеспечение  привлекательности страны   для  иностранных инвесторов

- формирование  конкурентоспособной промышленности

- возможность  расширения экспорта продукции  на рынки стран-участниц ЕС

   
3. Канада Зона свободной  торговли Североамериканская  зона свободной торговли — НАФТА (North American Free Trade Agreement — NAFTA). – соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли слугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами. - увеличила  доступа, и следовательно, рост экспорта на американский и мексиканский рынки;

- повышение привлекательности  канадской экономики для иностранных  инвесторов;

- устойчивый  рост прямых заграничных инвестиции  изо всех источников.

- повышению  масштаба экономики, качества  продуктов, конкурентноспособности цены;

- повышение общей  конурентноспособности канадского экспорта как товаров, так и услуг.

 

     Участие в международных  организациях

  Страна  Участие в основных международных организациях
1 Ирландия ЕС, ВТО, ОЭСР, МВФ
2 Великобритания ООН, НАТО, ЕС, ВТО, ОЭСР, МВФ и ВБ,

Член РБРР (региональных банков реконструкции и развития (Африканского, Европейского, стран  Карибского бассейна, Латиноамериканского, Азиатского)), Европейского инвестиционного  банка, Парижского и Лондонского  клубов-кредиторов.

3 Канада ООН, ЮНЕСКО, Содружество Франкофония, МВФ (Международный валютный фонд), ВТО (Всемирная торговая организация), ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), ОАГ (Организация американских государств), АТЭС (Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества) и др.
 

     Выводы: Ирландия и Великобритания находятся на четвёртом этапе интеграции (экономическое объединение), что даёт им больше преимуществ в интеграционной деятельности по сравнению с Канадой, находящейся на первом этапе интеграции (зона свободной торговли)

10. Внешнеэкономическая  деятельность стран  и анализ внешнеторговой  политики стран.

  Ирландия Великобритания Канада
Экспорт

  - объём

 
121 млрд. долл. США
 
439 млрд. долл. США
 
420 млрд. долл. США
  - структура Основные  товары:

вычислительная  техника, конторское оборудование (16%), фармацевтика (16,3%), продовольствие и  сельскохозяйственные продукты (7,1%)

Основные  товары:

Машиностроение

(45,3%): двигатели и моторы, самолеты, вычислительная техника телекоммуникационное оборудование.

Химическая  промышленность (15,2): медицинские препараты.

Экспорт нефти (4,0% мирового экспорта).

Готовая продукция: высокотехнологичные товары — 24%.

Основные  товары:

автомобили  и запчасти (23,2%), машины и оборудование (22,4%),

промтовары (18,4%)

Импорт

  - объём

 
83 млрд. долл. США
 
623 млрд. долл. США
 
389 млрд. долл.США
- структура Основные  товары:

Наукоемкая  продукция компьютерное оборудование, продукции электронной промышленности Сырье:

поставки нефти (около 11,8 млн. тонн.), химических реагентов, продукции металлургии.

Основные  товары:

авиационные двигатели, самолёты, автомобили, телевизионные  камеры, устройства для обработки  информации.

Импорт вин (21% от общего импорта), органических гетероциклических  соединений (32%), алмазов (12%), ювелирных  изделий (11%), предметов искусства.

Основные  товары:

автомобили и  комплектующие, сырая нефть, химикаты, электроэнергия

Торговые  партнёры США и Великобритания Бельгия, страны ЕС. КНР, Гонконг, Индия, Малайзия, Бразилия, ЮАР. США, ЕС, Япония, Соединённое королевство

Информация о работе Сравнительная характеристика участия стран в мировой экономике