Спрос, предложение, равновесие на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:19, доклад

Описание работы

Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг.
Спрос – это вид зависимости величины покупок, которые покупатели готовы совершить на рынке определенного вида благ в определенный период времени, от уровня цены на эти блага (при прочих неизменных условиях).

Работа содержит 1 файл

Механизм индивидуальных рынков.docx

— 47.74 Кб (Скачать)

В нашем  примере такие решения совместимы друг с другом лишь при цене 3 долл. При любой более высокой цене поставщики хотят продавать большее  количество продукта, чем потребители  готовы купить, — в результате возникает  излишек; при любой более низкой цене потребители хотят купить большее  количество, чем согласны продать  производители, о чем свидетельствует  возникающая нехватка. Расхождения между предложением продавцов и спросом покупателей порождают изменения цены, которые в конечном счете завершаются согласованием между собой этих двух противоположных желаний.

Способность предложения и спроса устанавливать  цену на уровне, на котором решения  о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.

В приведенном  случае равновесная цена 3 долл. разгружает рынок, не оставляя обременительный  излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток для потенциальных  покупателей. Если бы эти конкурентные цены автоматически не согласовывали  друг с другом решения о предложении  и спросе, понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы  устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном  случае могли бы возникать.

Изменение спроса и предложения

Спрос может изменяться вследствие колебаний  потребительских вкусов или доходов, изменений в потребительских  ожиданиях или колебаний цен  на сопряженные товары. А предложение  может изменяться под влиянием изменений  ресурсных цен, технологии или налогов.

 

Наш анализ был бы неполным, если бы мы не рассмотрели воздействие изменений  спроса и предложения на равновесную  цену.

Изменение спроса. Сначала проанализируем последствия  изменений спроса, приняв допущение  о том, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос  возрастает так, как показано на рисунке 4.6, а. Как это повлияет на цену? Ответ: увеличение спроса, при прочих равных условиях (предложение), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Как показано на рисунке 4.6, б уменьшение спроса обнаруживает как эффектснижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Итак, существует прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены, и количества продукта.

Изменение предложения. Теперь рассмотрим воздействие  изменения предложения на цену, приняв допущение о том, что спрос  постоянен. Когда предложение увеличивается, как это показано на рисунке 4.6, в, новая точка пересечения, предложения и спроса расположена ниже равновесной цены. Однако равновесное количество продукта возрастает. Когда же предложение сокращается, это ведет к повышению цены продукта. Рисунок 4.6, г иллюстрирует подобную ситуацию. В данном случае цена повышается, а количество продукта уменьшается. Увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Итак, существует обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены, но связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением количества продукта остается прямой.

Совершенно  очевидно, что может возникать  множество более сложных случаев  при изменении и предложения, и спроса. Возможны два случая, когда  предполагается, что предложение  и спрос изменяются в противоположных  направлениях. Первый случай. Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияние  окажет такой процесс на равновесную  цену? Ответ: увеличение предложения  ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного количества продукта. Направление изменения  количества продукта зависит от относительных  параметров изменений предложения  и спроса.

Второй  возможный случай — это когда  предложение сокращается, а спрос  возрастает. Здесь наблюдаются два  эффекта повышения цены. Воздействие  на равновесное количество продукта в данном случае равно-направлено и  зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное  количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Однако если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равновесное  количество продукта в результате этих изменений возрастет.

А что  происходит, когда предложение и  спрос изменяются в одном и  том же направлении? Здесь следует  сравнить два противоположных влияния  на цену — эффект понижения цены в результате увеличения предложения  и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, то в конечном счете равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, равновесная цена повысится. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения, и спроса ведет к увеличению количества продукта.

Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и уменьшение предложения, с  одной стороны, и увеличение спроса и увеличение предложения — с  другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется.

Теперь  перенесем наш анализ спроса и  предложения на рынок иностранных  валют, т.е. на рынок, где разные национальные валюты обмениваются друг на друга. Здесь важно подчеркнуть два обстоятельства: 1) реальные рынки иностранных валют — это конкурентные рынки, характеризующиеся большим числом покупателей и продавцов, торгующих такими стандартными «продуктами», как американский доллар, немецкая марка, британский фунт стерлингов или японская иена; 2) цена, или обменный курс, национальной валюты — это необычная цена — в том смысле, что она связывает все внутренние цены со всеми иностранными ценами. В результате изменения обменного курса могут произойти очень важные последствия для внутреннего производства и занятости какой-либо страны (подробнее см. разд. IV).


Информация о работе Спрос, предложение, равновесие на рынке