Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.
Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

Содержание

Введение стр. 3

Глава 1. Совокупный спрос и его структура стр. 4
Глава 2. Совокупное предложение стр.12
Глава 3. Равновесие: реальный объем производства
и уровня цен стр.19
Заключение стр.22
Библиографический список стр.23

Работа содержит 1 файл

совокупные спрос и предложение.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

       Эта гипотеза имеет свои недостатки. Во-первых, в краткосрочном периоде данная функция потребления описывается  только при падении производства и уменьшении располагаемого дохода, не рассматривая возможный рост экономики. Во-вторых, эта теория не рассматривает случаи длительного спада в располагаемом доходе.

       Ещё одно объяснение факту относительной  стабильности средней нормы потребления  в длительном периоде даётся в теории перманентного дохода Фридмена (1957г.) посредством введения понятия перманентного дохода ( уP ), под которым понимается средневзвешенная величина из всех доходов, ожидаемых субъектом в будущих периодах. В целях упрощения возьмём только два периода с доходами у1 и у2. Тогда уP = у1 + q ( у2 - у1 ) = qу2 + ( 1 - q ) у1; 0 < q < 1, где q - доля приращения дохода в будущем, присоединяемая к текущему доходу.

       Если  текущий доход растёт, то перманентный тоже растёт, но с меньшей скоростью. Параметр весов (q ) принимает большее значение тогда, когда доход устойчиво растёт, чем тогда, когда уровень дохода колеблется. При стабильном доходе, т.е. при у1 = у2 = у* , уP = у*.

       В соответствии с гипотезой перманентного  дохода

       Сt = Сt P) = Cyq уt + Сy ( 1 - q ) уt-1    (3)

       Отсюда  легко объяснить, почему предельная склонность к потреблению в коротком периоде меньше, чем в длительном: при повышении дохода в текущем  году на единицу потребление увеличится на Сyq единиц в текущем году и ещё на Сy(1 - q) единиц в следующем году.

       Нужно заметить, что в концепции перманентного  дохода имущество и доход не существуют сами по себе. Перманентный доход рассматривается  как усреднённый доход от всех видов имущества, в том числе  и от «человеческого капитала». С  другой стороны, имущество есть не что иное, как источник дохода, и ценностную оценку этот источник получает через капитализацию дохода. Так, величина человеческого капитала есть приведённая к данному моменту посредством дисконтирования сумма всех ожидаемых доходов от труда.

       Итак, посредством гипотез относительного и перманентного доходов делается попытка логически обосновать наблюдаемый факт постоянства средней нормы потребления в длительном периоде при её изменчивости в коротком периоде.

       Тем не менее функция потребления, построенная в соответствии с гипотезой абсолютного дохода, сегодня считается чрезвычайно упрощенной. Один из современных вариантов подходов к построению функции потребления заключается в том, что различают три вида этой функции: краткосрочную, долгосрочную и функцию потребления с учётом разных доходов населения (подоходная функция).

       Краткосрочное потребление  вполне описывается  кейнсианской функцией потребления: С = С0 + Су у. Долгосрочная функция потребления имеет вид С = Су у , т.е. средняя и предельные нормы потребления равны.

       При построении всех рассмотренных до сих  пор разновидностей функции потребления  использовались две общие предпосылки:

       1) доход домашних хозяйств является экзогенной величиной;

       2) доля потребления в доходе  определяется  на  основе  привычек, традиций, психологических склонностей экономических субъектов.

       Экономисты  классической школы и современные  неоклассики используют принципиально  иной методологический подход при построении функции потребления. В концепции  классической школы доход является для домашних хозяйств эндогенным параметром. Экономический субъект сам определяет, какова будет величина его дохода, путем распределения календарного времени на рабочее и свободное, исходя из критерия максимизации полезности.

       Распределение дохода между текущим потреблением и сбережением осуществляется субъектом на основе учета, с одной стороны, степени предпочтения им текущего потребления будущему, с другой - сложившейся ставки процента. Рассмотрим бюджетные уравнения домашнего хозяйства в двух смежных периодах:

              y1+b 0 (1+i)=C 1 +b1,

              y2+b1 (1+i)=C 2 +b 2,              

где b t - реальная ценность облигаций, представляющих в данном случае все имущество субъекта на начало t-го периода; i-ставка процента. Определив из первого уравнения значение b1 и подставив его во второе, получим двухпериодное бюджетное уравнение субъекта:

               С12/(i+1)=y1+y2/(1+i)+ b0 (1+i)-b2/(1+i).              (3)

       В левой его части представлена дисконтированная сумма потребления  за оба периода, а в правой - дисконтированная сумма имеющихся для потребления средств. В последнюю, кроме доходов, получаемых за оба периода, включается также изменения объема имущества (фонда облигаций).

       В концепции неоклассической школы  объем потребления домашних хозяйств является убывающей функцией от ставки процента. В целях упрощения примем, что она линейна:

            С(i) = -C0 + уv  - ai,       

где С0 - независимый от ставки процента объем потребления; уv - располагаемый доход; a - параметр, показывающий на сколько единиц сократится потребление (возрастет сбережение), если ставка процента увеличится на один пункт.

       Соответственно  неоклассическая функция сбережений есть возрастающая функция от ставки процента:

             S(i) = -C0 + ai

       Графическое отображение неоклассических функции  потребления и сбережения представлено на рис.3.            

a                                                б  

     i

      С(i)        S(i) 

                                           C                                                         S

Рис.3 Графики  неоклассических функций потребления (а) и сбережения (б) 
 

          Глава 2. Совокупное предложение

|

  Предложение на товарном рынке отражает зависимость  между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях  цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях  цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»                 

  Допустим, что рынок характеризуется неизменностью  всех факторов, кроме цены. Тогда, как свидетельствует опыт, рост цен будет вызывать увеличение предлагаемых к продаже (изготавливаемых) товаров, а снижение цен — их уменьшение. Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

  Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден — чтобы заработать себе на жизнь.

  Действительно, изготовление любого блага требует  затраты различных ресурсов. Все  эти ресурсы, как правило, могут  быть получены только путем их покупки  на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения — затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.

   Затраты по своей природе неодинаковы. Прежде всего, отдельные их виды по-разному  изменяются в зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию всех видов затрат на две группы: постоянные затраты; переменные затраты.

   Постоянные  затраты — это те затраты, которые практически не меняются при изменении масштабов производства товаров или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

   Переменные  затрать/ — это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства. И это естественно, поскольку в эту группу затрат входят затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.

   Зачем нам нужен такой детальный анализ изменения затрат фирмы? Затем, что только на его основе мы можем подойти к пониманию того, как фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.

   Средние затраты — это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.

   Предельные (маржинальные) затраты – это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличинии количества выпускаемых изделий на единицу.

   Теперь  перейдем непосредственно к понятию  совокупного предложения.

   Совокупное  предложение - это модель, которая  показывает уровень наличного реального  объема     производства при  каждом возможном уровне цен. Более  высокие уровни цен создают стимулы  для производства дополнительного  количества  товаров и предложения  их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров.  Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта,  который предприятия выбрасывают на рынок, является положительной.

   Три сегмента кривой  совокупного предложения определяются как                

  1. кейнсианский (горизонтальный)
  2. промежуточный  (отклоняющийся  вверх)
  3. классический  (вертикальный)  отрезки. 

     Форма  кривой совокупного предложения  отражает изменение издержек на единицу  продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. Издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления стоимости общих использованных  затрат  (ресурсов)  на объем продукции.  Другими словами, издержки на единицу продукции  при  данном  уровне  выпуска   продукции - это среднее издержки на данный объем продукции. 

     

           AS 

              

     

         

                О  Оf  

   Рис.4. Кривая совокупного предложения 

   Кейнсианский (горизонтальный) отрезок.  На рисунке 4 Qf обозначает  потенциальный  уровень  реального  объема национального производства при полной занятости. При этом объеме национального продукта  возникает  естественный уровень безработицы. Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости, Qf. Следовательно, горизонтальный  отрезок свидетельствует о том,  что экономика находится в состоянии глубокого спада,  или депрессии,  и что не используется большое количество  машин,  оборудования  и  рабочей  силы.  Эти  неиспользуемые  ресурсы,  как трудовые,  так и материальные,  можно привести  в действие  и  при этом не оказать или почти не оказать никакого давления  на уровень цен.  Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать повышению цен, не возникают. Так как производители    могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам,  производственные издержки при расширении  производства  не  возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот,  этот отрезок также предполагает,  что если  реальный объем   производства  сократится,  то  цены на товары и ресурсы останутся на  том же уровне.  Это значит,  что реальный объем производства  уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.

Информация о работе Спрос и предложение