Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:22, контрольная работа
Целью работы является изучение совокупного спроса и совокупного предложение, а также факторов их определяющих.
Изучение процессов спроса и предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.
1.Спрос
2.Предложение
3.Эластичность спроса и предложения.
Pi (руб.) | (штук) |
... | ... |
100 | 300 |
150 | 500 |
... | ... |
500 | 1000 |
... | ... |
2) аналитическим,
например:
3) графическим.
На рис. 2.3 линия SS представляет графическое
отображение функции предложения от цены.
Она называется линией предложения. Абсциссы
точек линии предложения характеризуют
объем спроса, а ординаты - цены предложения.
Как видим, линия предложения в отличие
от линии спроса имеет здесь положительный
наклон, с ростом цены увеличивается и
объем предложения. Однако так бывает
далеко не всегда. В дальнейшем мы познакомимся
с линиями предложения другой конфигурации.
Пока же заметим, что в отличие от общего
закона спроса, практически не знающего
исключений, подобного общего закона предложения
не существует. Мы принимаем положительный
наклон линии предложения пока лишь в
качестве первого приближения.
Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены (2.5) - движение вдоль линии предложения. Например, как видно на рис. 2.4, при повышении цены с P1 до P2 объем предложения увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения какого-либо другого фактора (например, в связи с неблагоприятными погодными условиями в случае сельскохозяйственного производства) устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменяется сама функция предложения, происходит сдвиг линии предложения с S1S1 до S2S2, так что при прежней цене P1 объем предложения составит лишь Q3, а при цене P2 - Q4. В этом случае говорят, что уменьшилось само предложение. Очевидно, что при увеличении предложения линия предложения сместится вправо от S1S1.
Увеличение
предложения (сдвиг линии предложения
вправо) может произойти по следующим
причинам:
а) понижение
цен на применяемые в производстве данного
товара ресурсы;
б) понижение
цен на товары, которые являются
"конкурентами" данного товара
в производстве (например, понижение
цены на свеклу может увеличить предложение
моркови);
в) повышение
цен на товары, производимые "совместно"
с данным товаром. Так, повышение цен на
шкуры крупного рогатого скота может увеличить
предложение говядины;
г) улучшение
технологии производства данного товара;
д) уменьшение
налога на данный товар или введение
дотации;
е) благоприятные
погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном
продукте, или открытие месторождений
с благоприятными условиями добычи, если
речь идет об ископаемом сырье.
Читателю
нетрудно будет догадаться, по каким
причинам может произойти сокращение
предложения (сдвиг линии предложения
влево).
2.3 Взаимодействие
спроса и предложения.
Чтобы
рассмотреть взаимодействие спроса
и предложения, необходимо совместить
линии спроса и предложения на
одном графике.
На рис. 2.5,a DD - линия спроса, SS - линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты - цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE- Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (РS = РD - РS).[5]
В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.
Пусть,
например, реальная рыночная цена будет
несколько выше равновесной, скажем,
P1. При такой цене объем спроса составит,
очевидно, QD1, тогда как объем
предложения - QS1.
В этом
случае избыток предложения (QS1
- QD1 ) будет оказывать понижающее
давление на цену P1. Если же реальная
рыночная цена окажется ниже равновесной,
скажем на уровне P2, объем спроса
QD2 окажется выше объема предложения
QS2. Здесь избыток спроса (QD2
- QS2) будет оказывать повышающее
давление на цену P2 В первом случае
это давление будет оказываться через
конкуренцию продавцов, во втором - через
конкуренцию покупателей. Заметим, что
одно и то же лицо может выступить как
покупатель при цене P2 и как продавец
того же товара при цене P1.[6] Такой
подход к описанию равновесия часто называют
равновесием по Вальрасу.[7] Существует,
однако, и альтернативный подход, известный
как равновесие по Маршаллу. Суть его в
том, что равновесие на рынке складывается
не под влиянием давления избытков спроса
и предложения, а под влиянием превышения
цены спроса над ценой предложения или,
наоборот, цены предложения над ценой
спроса, на что продавцы реагируют соответственно
увеличением или сокращением объема предложения.
Равновесие
по Маршаллу иллюстрирует рис. 2.5,6. Если
объем предложения ниже равновесного
уровня QE, цена спроса выше цены
предложения, например при Q1 PD1
> PS1, что побуждает продавцов
увеличить объем предложения. Если объем
превышает равновесный уровень, цена предложения
выше цены спроса, например при Q2
PS2 > PD2, что заставляет
продавцов снизить объем предложения.
При равновесном объеме цена спроса совпадает
с ценой предложения -PS = PD
= PE-. Различию в этих подходах мы
и обязаны "обратным" расположением
осей координат на графиках спроса и предложения.
Маршалл оперировал прежде всего понятиями
"цена спроса" и щена предложения",
поэтому функции спроса и предложения
у него имеют вид:
PD = PD(Q),
PS = PS(Q),
а условием
равновесия являлось равенство:
PD(Q)
= PS(Q) (2.7)
Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались по оси абсцисс. Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения при данных ценах. Поэтому функции спроса и предложения у него имеют вид:
QD = QD(P),
QS = QS(P),
а условием
равновесия являлось равенство:
QD(P) = QS(P) (2.7*)
Современная
экономическая теория оперирует
функциями спроса и предложения
по Вальрасу, а их графическими отображениями
по Маршаллу. Это не влияет на результаты
анализа взаимодействия спроса и предложения,
за исключением некоторых моментов, которых
мы коснемся в дальнейшем.
Экономические
процессы протекают во времени. Описывающие
их модели делятся на два класса: динамические
и статические. Динамическими обычно называют
модели, непосредственно учитывающие
фактор времени. В этих моделях все переменные
являются функциями времени, которое в
силу этого само становится важной переменной.
Обозначив
время через t, мы можем представить процесс
нащупывания (tatonnement - фр.) равновесия по
Вальрасу уравнением:
где DQD(P)
- избыток спроса при цене Р. Очевидно,
что при DQD(P) > 0 рыночная цена повышается,
при DQD(P) < 0 падает, при DQD(P) = 0 условие
(2.7*) выполняется.
По Маршаллу
процесс взаимодействия спроса и
предложения описывается
где DP(Q)
- превышение ценой спроса цены предложения
при объеме продаж Q.
Очевидно,
что при DP(Q) > 0 объем предложения возрастает,
при DP(Q) < 0 снижается, при DP(Q) = 0 условие
(2.7) выполняется.
3
Эластичность спроса
и предложения.
Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса.
Эластичность – мера реакции одной переменой на изменение другой. В экономической теории наиболее часто анализируется эластичность спроса, которая в свою очередь может быть прямой либо перекрестной.
Прямая эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) - демонстрирует степень воздействия изменения цены на изменение величины спроса. Эластичность выражается обычно в виде процентного изменения спроса в результате процентного изменения цены. Коэффициент ценовой эластичности спроса рассчитывается по общей формуле: Еd = процентное изменение спроса / процентное изменение цены.
Эластичность спроса по цене является отрицательным числом, т.к. зависимость между спросом и ценой обратная. Исключение составляют ситуации, при которых закон спроса не действует (они рассматривались в предыдущей теме). Однако для простоты анализа знак минуса обычно опускается.
В зависимости от способа расчета выделяют два вида коэффициента эластичности:
1. коэффициент точечной эластичности – характеризует процентные изменения в цене и спросе по отношению к начальным значениям и рассчитывается по одной из двух формул:
Еd = [ΔQ / ΔP] • [P0 / Q0] или Еd = [ΔQ / ΔP] • [P1/ Q1], где
Р0 и Р1 – цена продукции в базисной и отчетной точках;
Q0 и Q1 – количество спрашиваемой продукции в базисной и отчетной точках.
2. коэффициент дуговой эластичности – характеризует процентные изменения в цене и спросе по отношению к средним значениям и рассчитывается по формуле:
Еd = [ΔQ / ΔP] • [ [(Р0 + Р1) / 2] / [(Q0 + Q1) / 2] ] = [ΔQ / ΔP] • [P / Q]
Различают следующие виды эластичности спроса:
1. Спрос называется эластичным по цене, когда меньшее процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса. Коэффициент эластичности при этом больше единицы. Кривая такого спроса представлена на рис. 16.
2. Спрос считается неэластичным по цене, если большее процентное изменение цены приводит к меньшему процентному изменению спроса, а коэффициент эластичности меньше единицы (рис. 17). Он имеет место в тех случаях, когда величина спроса жестко ограничена величиной предложения.
3. Абсолютно неэластичный спрос – спрос, при котором коэффициент эластичности равен нулю, т.е. никакое изменение цены не вызывает изменения спроса (спрос не зависит от цены). Такой спрос наблюдается на жизненно необходимые товары, которые отдельные потребители будут покупать даже при значительном росте цены, например, лекарства. Кривая спроса при этом принимает вид кривой цены (рис. 18).
P
Рис.16
– Эластичный спрос
Рис.17 – Неэластичный
спрос
4. Абсолютно эластичный спрос – спрос, при котором даже незначительное изменение цены вызывает значительное изменение спроса (до предела покупательских возможностей). Такой спрос возможен либо на рынке совершенной конкуренции либо в условиях инфляции (что связано с покупательскими ожиданиями). Коэффициент эластичности стремится к бесконечности, а кривая спроса имеет вид прямой, параллельной оси абсцисс (рис. 19).
5. Спрос с единичной эластичностью – когда процентное изменении цены сопровождается равнозначным процентным изменением спроса, а коэффициент эластичности равен единице (рис. 20).
P