Спрос и общественное благосостояние

Автор: d*******@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

В современных условиях, когда основной характеристикой развитого общества становится его социальная направленность, особое внимание необходимо уделить материальным источникам, обеспечивающим благосостояние. Такими источниками выступают, прежде всего, доходы населения (заработная плата, предпринимательский доход, трансферты и т.п.). Поэтому, для характеристики благосостояния необходимо их исследование

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. Спрос и факторы, его определяющие 4
2. Совокупное предложение 6
3. Экономический рост как важнейший фактор увеличения общественного благосостояния 9
4. Экономические концепции благосостояния 12
Заключение 23
Список использованных источников 25

Работа содержит 1 файл

спрос альбина реферат.docx

— 52.94 Кб (Скачать)

     – роста объемов ВНП (или ВВП) за определенный период времени (год);

     – темпов роста ВНП (или ВВП) в расчете на душу населения за такой же период времени.

     Экономический рост является противоречивым процессом, так как, разрешая одни проблемы, он может создавать другие. В силу этого есть как сторонники экономического роста, так и противники.

     Сторонники  экономического роста сходятся на точке зрения, что он:

     – помогает разрешить противоречие между возрастающими потребностями и ограниченными ресурсами;

     – открывает возможности примирить интересы «бедных» и «богатых» за счет увеличения производимых благ, а не за счет болезненного для части общества перераспределения имеющихся;

     – создает возможности получения образования для все большего числа 
людей и тем самым помогает обеспечить им достойный уровень жизни.

     Противники  экономического роста обращают внимание на то, что он:

     – ухудшает состояние окружающей среды;

     – обедняет содержание труда в силу расширения массового производства;

     – размывает некоторые наиболее важные человеческие ценности и тем самым воспитывает у преуспевающей части населения безразличие к судьбе менее удачливых и менее приспособленных к условиям рыночной экономики сограждан, способствует процветанию культа богатства, силы и т.д.;

     – вызывает кризисы перепроизводства, нерациональное использование природных ресурсов;

     – не решает проблему массовой бедности.

     Факторы и источники экономического роста. К факторам экономического роста относят (табл. 3):

     – природные и трудовые ресурсы;

     – предпринимательские способности населения;

     – основные производственные фонды;» научно-технический прогресс;

     – совокупный спрос.

     Природные ресурсы выступают необходимым, но не особенно очевидным фактором экономического роста. Во многих странах богатые полезные ископаемые не используются с достаточной эффективностью, зато есть ряд стран, которые при минимальных природных ресурсах добиваются необычайно высоких темпов экономического роста (Япония, Южная Корея и др.).

     Научно-технический  прогресс является важнейшим фактором экономического роста. Он характеризуется:

     – появлением принципиально новых достижений науки и техники, что способствует экономическому росту на интенсивной основе (возникают малоотходные и безотходные технологии, появляются новые источники энергии, повышается производительность труда);

     – формированием работника нового типа – культурного и образованного, дисциплинированного и инициативного, способного эксплуатировать сложные технико-информационные системы.

     Главными  источники экономического роста являются количественное наращивание факторов труда, капитала, природных ресурсов и рост совокупной производительности факторов производства на основе НТП.

     Выделяют  два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный экономический рост предполагает использование дополнительной массы факторов производства: труда, земли, оборудования на неизменной технической основе по сравнению с предыдущим периодом Интенсивный экономический рост предполагает использование более совершенных факторов производства (труда, земли, оборудования) на более совершенной технической и технологической основе по сравнению с предыдущим периодом.

  1. Экономические концепции благосостояния

     Теория благосостояния индивида и общества прошла ряд этапов. На первом этапе А. Смит сформулировал зависимость общественного благосостояния от: 1) количества годового продукта труда и числа потребителей; 2) достигнутого в обществе соответствия потребления годового продукта нуждам потребителей. В общем виде можно сказать, что А. Смит поставил благосостояние в зависимость от производительности общественного труда и его пропорциональности потребностям.

     Если  А. Смит и его последователи концентрировали  внимание на общественном благосостоянии, то неоклассическая теория (Л. Вальрас, К. Менгер, У. Джевонс и др.) поставила во главу угла индивидуальное благосостояние, которое определяется двумя рядами обстоятельств предпочтениями индивида и наличием условий для осуществления рационального выбора (при использовании ресурсов в сфере производства и потребительских благ в сфере потребления). В начале XX в. В. Парето сформулировал принцип, согласно которому максимум благосостояния достигается при оптимальном размещении ресурсов, когда любое их перераспределение не увеличивает полезности в обществе.

     Согласно  указанному подходу австрийской  и математической школ повышение  благосостояния достигается через  совершенствование механизма конкурентного  рынка. Однако другие представители  неоклассического направления показали недостаточность такого подхода  из-за "провалов рынка". Согласно последователю А. Маршалла Пигу, оптимум  благосостояния достижим лишь при государственном  воздействии на использование ресурсов и на распределение доходов (поскольку  выравнивание доходов максимизирует  сумму полезностей в обществе).

     Известный английский институционалист Дж.А. Гобсон во главу угла ставил индивидуальное благосостояние, определяя его критерии с точки зрения индивидуального  здоровья, предполагающего гармонию физической и умственной деятельности. Обеспечение общественного благосостояния он возлагал на государство.

     В еще большей мере воздействие  государства на индивидуальное и  общественное благосостояние подчеркивает теория Дж.М. Кейнса. Государство, влияя  своей макроэкономической политикой  на уровень занятости ресурсов и  национального дохода, определяет тем  самым и уровень благосостояния. Кейнсианство в определенном смысле вернулось к анализу благосостояния с общественных позиций, что было характерно для А. Смита. Это выдвинуло на авансцену проблему соотношения индивидуального и общественного благосостояния, которая разрабатывалась видными западными экономистами А. Бергсоном, лауреатами Нобелевской премии К. Эрроу, П. Самуэльсоном и др.

     По  мнению К. Эрроу, принятие общественного  решения требует постоянства  системы предпочтений, предполагает выбор между известными обществу альтернативами. Одно из этих условий  всегда нарушается (например, при решении  вопроса голосованием).* Эрроу отметил, что поскольку в обществе существует столкновение интересов, решение вопросов теории экономического благосостояния можно искать с помощью теории игр. Другой подход к теории благосостояния - это подход П. Самуэльсона, а также Бергсона и Ланге.

     А. Бергсон в 1938 г. разработал функцию  всеобщего благосостояния придерживаясь, в отличие от своих предшественников, оценочных суждений, которые, по его  мнению, могут формулироваться высшим авторитетным органом. С помощью  этой функции можно оценить предложения  об экономической политике. Концепция  общественного благосостояния Бергсона названа ординалистской.

     Теоремы общего благосостояния П. Самуэльсона  основаны на работе А. Бергсона. По мнению Самуэльсона, из функции полезности нельзя вывести индекс цен на потребительские  товары, так как одинаковая эластичность спроса от доходов маловероятна. Функция  благосостояния не указывала на обязательность выбора одного из возможных состояний  общества, но показывала предпочтительность одной ситуации из нескольких Благосостояние рассматривалось как максимизация соотношений "затраты - выпуск". Так  как функция благосостояния Самуэльсона  показывала возможность сравнения  полезности благ для разных потребителей, она противоречила мнению других теоретиков, считающих, что нужно  выработать только критерий изменения  благосостояния.* Примерами приложения теории благосостояния Самуэльсона  служат проблемы государственных расходов и международной торговли. Здесь  исходят из принципа, что большее  всегда предпочтительнее меньшего. В  отношении производства это дает производственную функцию затрат и выпуска, в отношении индивидуального предложения и спроса это позволяет приравнять отношение предельных полезностей (или предельную норму заменяемости) соответствующему нормативному коэффициенту преобразования в производственной функции. В результате получаем систему уравнений с их числом, меньшим, чем число переменных, на k - 1 (где k - число индивидов).

     Самуэльсон  стремился найти функцию благосостояния общества, представляющую вектор k функций  индивидуальной полезности

     W = W(U1,U2,...,Uk),

     где W- порядковая функция подобно всем функциям индивидуальной полезности U (i=1, 2, 3, , k), устанавливающая последовательный совместный общественный порядок всех возможных ситуаций. Самуэльсон характеризует  функцию W как этическое убеждение  всех доброжелательных людей. Каждая Ui зависит от индивидуального потребления  и предложения им услуг. Недостающие (k - 1) уравнений составляются, исходя из условий максимизации W при условии  подчинения ограничениям, налагаемым остальными уравнениями системы. Для  оптимума в теории экономического благосостояния требуется только то, чтобы W была заданной функцией (хотя бы и порядковой) - те определимой с точностью до возрастающего  монотонного преобразования.

     Теория  благосостояния активно влияет на экономическое  развитие. В отличие от предшествующих вариантов, экономический рост становится функцией благосостояния. Эффективность, степень удовлетворения потребностей - все, что включается в понятие  общественного благосостояния, отразилось в оценке отдельных индивидов, зависящей  от их образа жизни и соответствующей  системы ценностей. Отодвигая на второй план материальные потребности, Дж. Гэлбрейтом, У. Ростоу, Т. Парсонсом  и другими экономистами был сформулирован  единый, общечеловеческий критерий благосостояния.

     К 30-м годам XX в. относится начало формирования концепции "государства благосостояния". Общественно предоставляемые и  субсидируемые услуги определяются как общественное благосостояние в  том случае, если их не может предоставить частный рынок (P. Титмус, Э. Хансен, Г. Мюрдаль, П. Самуэльсон, С. Лейден, Д. Нейл, Дж. Гэлбрейт и др.). Модели государства  благосостояния включают комплекс институтов, призванных осуществить вмешательство  в социальную и экономическую  жизнь для обеспечения полной занятости, высокого уровня доходов  и стабильных цен, а также программы  социальной помощи непривилегированным  слоям населения.

     В общем смысле государство благосостояния - это система политики, в которой  ответственность государства распространяется до ответственности общества за благосостояние граждан, а его цель - предоставление всем членам общества юридических, политических, социальных прав путем справедливого  распределения доходов.

     В последние десятилетия проблема благосостояния в западной теории рассматривается  в двух основных аспектах (причем общим  для обоих аспектов является стремление приблизить теорию к реальности). Первый аспект - это конкретно-историческое наполнение понятия "индивидуальное благосостояние" с точки зрения критериев "качества жизни", которых  насчитывается от 5 до 35 в разных странах (экономических, политических, социальных, психологических)" потребление, внерабочее время, изменение окружающей среды, факторы здравоохранения  и образования, безопасность существования, участие в управлении, чувство  цели, уровень доходов и т.д.

     Второй  аспект - это такое исследование механизмов реализации благосостояния, которое стремится преодолеть абстракцию "конкурентного рынка" и учесть реальную структуру социально-экономических  отношений. Нобелевский лауреат  Дж. Бьюкенен полагает, что необходимо исходить из того, что индивиды делегируют свои интересы организованным группам, которые, в свою очередь, стремятся  навязать эти интересы через аппарат  государства остальному обществу Как и Эрроу, Бьюкенен приходит к выводу о невозможности сконструировать непротиворечивую функцию общественного благосостояния; однако, он продвинулся гораздо дальше Эрроу, так как исследует проблему выбора такого механизма, который минимизировал бы негативные последствия перераспределительных процессов и максимизировал позитивные.

     Государство благосостояния у Бьюкенена - это  форма "передающего государства". Передача средств в таком государстве  определяется интересами, проявляющимися в политике перераспределения.* Институты  такого государства должны функционировать, по его мнению, для достижения личных целей индивида-потребителя.

Информация о работе Спрос и общественное благосостояние