Спрос и кривая спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение спроса и видов спроса.
Исходя из цели, формируются задачи данной работы:
дать определение спросу, проанализировать его кривую;
объяснить формулировку закона спроса;

Содержание

Введение 3
1. Спрос и его кривая. Закон спроса 5
2. Виды спроса 9
3. Совокупный спрос 12
4. Эластичность спроса 15
Заключение 17
Список литературы: 18

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 49.18 Кб (Скачать)

Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйтсва, фирмы, государство  и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого  из них.

Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

  1. доход от участия в производстве,
  2. налоги и трансфертные платежи,
  3. размер имущества,
  4. доход с имущества,
  5. степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,
  6. численность населения.

Совокупный  спрос - это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен  в экономике (рис. 2).

Уровень цен

   P    


    

 

                    AD

 

     0                                  Y    

Количество  товаров

Рисунок 2. – Кривая совокупного спроса (AD)

Кривая  совокупного спроса показывает количество товаров и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при  каждом возможном уровне цен (Р).

Совокупный  спрос в стоимостном выражении  представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные  в экономике. Он отражает связь между  объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями  и государством, и общим уровнем  цен в экономике.

Можно выделить ценовые и неценовые факторы  АD. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые - ее сдвижку.

Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем  совокупного спроса и обуславливает  движение по кривой AD.

К ценовым  факторам относятся следующие:

1) Эффект  реального богатства (эффект реальных  кассовых остатков) или эффект  Пигу.

Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность  накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную  способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и  побуждает к сокращению потребительских  расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается.

2) Эффект  процентной ставки или эффект  Кейнса.

Рост  уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в  долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают  свои покупки (C), а предприниматели  сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.

Совокупный  спрос можно отразить через основное макроэкономическое уравнение:

Y = C + I + G + Xn.  (2)

К неценовым  факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные  расходы (G), чистый экспорт (Xn).

Факторы, воздействующие на C:

  • уровень благосостояния населения;
  • ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;
  • налоги;
  • трансфертные платежи;
  • процентная ставка.

Факторы, воздействующие на I:

  • ожидания инвесторов;
  • процентная ставка;
  • налоги;
  • трансфертные платежи;
  • новые технологии.

Факторы, воздействующие на G:

  • государственные закупки.

Факторы, воздействующие на Xn:

  • объемы ВНП в других странах;
  • величина ВНП в данной стране;
  • валютный курс национальной денежной единицы.

 

4. Эластичность спроса

 

Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые  она была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах  изменение одной переменной в  ответ на выраженное в процентах  изменение другой переменной. Понятие  эластичности дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится  объем спроса и предложения при  изменении цены.

Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько  изменится в процентном отношении  величина спроса на товар при изменении  его цены на один процент.

Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер  равен:

,   (3)

 

где Q - изменение  величины спроса, %;  Р - изменение  цены, %;

Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической  величине.

Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной  величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и  наоборот. Но для оценки эластичности используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния  на величину спроса на данный товар  изменения цены другого товара. Коэффициент  перекрестной эластичности - это отношение  процентного изменения спроса на товар А  к процентному изменению  цены товара Б:

    (4)

где «с»  в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

Значение  коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми  коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Если товары являются взаимодополняемыми, величина спроса будет изменяться в  направлении, противоположном изменению  цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах  при росте или снижении доходов. Эластичность спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

   (5)

где ∆Q и QСР - приращение и средняя величина спроса,

∆I и IСР - приращение и средняя величина дохода.

Эластичность  спроса по доходу на различные товары различна. Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого качества – эластичность больше. Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.

Эластичность  спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может  быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Значение эластичности зависит  и от уровня доходов конкретной социальной группы.

 

Заключение

 

Цель  данной курсовой работы - изучение спроса и видов спроса – была достигнута. В процессе написания работы были решены следующие задачи:

  1. дано определение спросу, проанализирована его кривая;
  2. указана формулировка закона спроса и следствия этого закона;
  3. перечислены виды спроса;
  4. проведен анализ совокупного спроса;
  5. указано понятие эластичности спроса.

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами;

Спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство «нужных», пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения;

Понятие эластичности спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений.

 

Список литературы:

 

  1. Камаев В.Д. «Экономическая теория»: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 640 с.
  2. Семенов С.К. Деньги: модель спроса и предложения // Финансы и кредит, № 24, 2007, 264 с.
  3. Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 640 с.
  4. Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии. М., Международные отношения, 2007.
  5. Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 2010.
  6. Ценообразование и рынок / Под ред. Салижманова И.K. М.: Финстатинформ, 2009.
  7. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 2009.

Информация о работе Спрос и кривая спроса