Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение спроса и видов спроса.
Исходя из цели, формируются задачи данной работы:
дать определение спросу, проанализировать его кривую;
объяснить формулировку закона спроса;
Введение 3
1. Спрос и его кривая. Закон спроса 5
2. Виды спроса 9
3. Совокупный спрос 12
4. Эластичность спроса 15
Заключение 17
Список литературы: 18
Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйтсва, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.
Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:
Совокупный спрос - это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен в экономике (рис. 2).
Уровень цен
P
AD
0
Количество товаров
Рисунок 2. – Кривая совокупного спроса (AD)
Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом возможном уровне цен (Р).
Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.
Можно выделить ценовые и неценовые факторы АD. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые - ее сдвижку.
Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD.
К ценовым факторам относятся следующие:
1) Эффект
реального богатства (эффект
Под реальным
богатством понимается отношение номинального
финансового богатства (М) к общему
уровню цен (Р). Это отношение есть
реальная покупательная способность
накопленного номинального богатства
(наличные деньги, ценные бумаги). Рост
цен снижает реальную покупательную
способность накопленных
2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.
Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.
Совокупный спрос можно отразить через основное макроэкономическое уравнение:
Y = C + I + G + Xn. (2)
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).
Факторы, воздействующие на C:
Факторы, воздействующие на I:
Факторы, воздействующие на G:
Факторы, воздействующие на Xn:
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
где Q - изменение величины спроса, %; Р - изменение цены, %;
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Но для оценки эластичности используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Понятие
перекрестной эластичности спроса используется
для определения степени
где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).
Значение
коэффициента перекрестной эластичности
зависит от того, какие товары рассматривают:
взаимозаменяемые или взаимодополняемые.
Если товары являются взаимозаменяемыми
коэффициент перекрестной эластичности
будет иметь положительное
Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. Эластичность спроса по доходу (Еd) определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:
где ∆Q и QСР - приращение и средняя величина спроса,
∆I и IСР - приращение и средняя величина дохода.
Эластичность спроса по доходу на различные товары различна. Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого качества – эластичность больше. Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.
Эластичность
спроса по доходу зависит не только
от категории товара, но и от уровня
среднедушевых доходов в
Цель данной курсовой работы - изучение спроса и видов спроса – была достигнута. В процессе написания работы были решены следующие задачи:
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами;
Спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство «нужных», пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения;
Понятие эластичности спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений.