Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:03, контрольная работа
В условиях рыночных отношений оценка, управление и минимизация предпринимательскими рисками приобретают самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики ведения бизнеса.
Введение………………………………………………………………..…….….3
1. Причины предпринимательского риска …………………………….………5
2. Функции предпринимательского риска ……….……………………….....7
3. Способы снижения степени предпринимательского риска .……………..8
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………………….18
Лимитирование - это установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным средством снижения степени риска; банками оно применяется при выдаче ссуд и т. п., хозяйствующим субъектом - при продаже товаров в кредит (по кредитным карточкам), по дорожным чекам и еврочекам и т. п.; инвестором при определении сумм вложения капитала и т. п.
Кроме того есть возможность уменьшить риск с помощью хеджирования (в переводе - ограждение от потерь). Эта форма страхования у нас практически не известна. К примеру, фирмы, специализирующиеся на обработке сырья, страхуют прогнозируемый уровень доходов передачей риска другой стороне, используя хеджирование.
Цены, фиксируемые в фьючерсах, могут колебаться на рынке в соответствии с изменениями соотношения спроса и предложения. Необходимо отметить, что колебания цен привлекают к сырьевым рынкам и биржам спекулянтов. Дело в том, что цены во фьючерсных контрактах гарантированы. Поэтому спекулянты скупают фьючерсы и в случае рыночного роста цен продают их потребителям, получая всю или часть разницы.
Встречаются и другие разновидности хеджирования. Бизнесмены могут застраховаться от колебаний цен путем заключения контрактов «с условным требованием» (долгосрочных соглашений между покупателями и поставщиками), в которых указываются количество и цены на продаваемые товары или услуги. Продавец и покупатель получают от таких контрактов взаимную выгоду.
Кроме этого существует множество путей минимизации риска, такие как: контроль за качеством производимой продукции или оказываемых услуг; тщательный подбор персонала предприятия; проверка контрагентов; правильное оформление заключаемых хозяйственных договоров и т.п.
Сохранение риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию ущерба, хотя такая возможность предусмотренна (т.е. риск без финансирования). Предприятие может создать специальные резервные фонды (фонды самострахования или резерв риска), из которых будет производитьсякомпенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод управления риском называется самострахованием. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Например, крупной корпорации нецелесообразно через страховую компанию страховать от пожара свое оборудование, которое установлено в небольшом арендованном ею помещении. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества. Так, транснациональные нефтяные компании, владеющие несколькими сотнями танкеров, практикуют самостраховку. Расчет очень простой и логичный: потеря одного танкера в год, что маловероятно, обойдется компании дешевле, чем плата страховых взносов за все танкеры. К недостаткам самострахования следует отнести дополнительные организационные затраты, недооценку уровня возможного риска, воздействие инфляции на фонд риска.
К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут быть также причислены получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и т. д.
Меры по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату, а так же различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д.
Каждое стихийное бедствие и несчастный случай рассматриваются как опасность, затрагивающая предметы труда, в связи с чем возникает страховое отношение, то есть объект страховой защиты. Причем страховое событие не является объектом страхования. Этим объектом выступает риск, который может произойти, а может и не произойти.
Страхование предпринимательских рисков представляет собой отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых или страховых взносов (страховых премий). Система страхования зависит от специфики работы и специализации предприятия, но в общих чертах должна выглядеть следующим образом:
во-первых, страховые имущества и имущественных ценностей;
во-вторых, страхование грузопотоков;
в-третьих, страхование ответственности, которая включает в себя общегражданскую ответственность (риск загрязнения окружающей среды) и ответственность работодателя перед работниками.
Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки.
К внутренним недостаткам страхования можно было бы отнести следующие:
- вынужденное финансирование управленческих расходов и прибыли страховщика;
- издержки, связанные с перераспределением ущерба среди страхователей;
- внутренние риски страховщика;
- временной фактор.
Основная проблема страхования заключается в том, что практически никогда оно (страхование) не может обеспечить полную компенсацию всех убытков.
В некоторых случаях, если величина риска очень велика, то предприниматель может избежать риска. Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском.
Заключительным этапом управления риском является контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д.
Но для того, чтобы наиболее эффективно управлять рисками на предприятии должна быть введена должность “менеджера по риску” или, как его еще называют, риск - менеджера. Он должен знать, как уменьшить степень вероятного риска до наиболее низкого возможного уровня, одновременно обеспечив достижение заданных уровней рентабельности. Кроме того, он должен предусмотреть возможность уменьшения негативных последствий риска даже в случае самых неблагоприятных для фирмы событий.
Во многих случаях риск – менеджер разделяет ответственность за различные виды риска с другими менеджерами фирмы. В частности, менеджер по риску вместе с финансовым менеджером занимаются вопросами определения степени риска всех видов деятельности и оценкой их последствий, выбора вида страхования, финансовых расчетов в области страхования, самострахованием. Многие вопросы менеджер по риску решает вместе с ответственным за кадровую работу, инженером по технике безопасности и др.
Эффективное прогнозирование и планирование дают возможность риск -менеджеру предвидеть и приспособиться к экономическим колебаниям или изменениям вкусов клиентов. Активная деятельность по изучению и предвидение возможных действий конкурентов могут помочь бизнесу адекватно на них отреагировать. Хорошо продуманные социально-экономические программы для служащих и рабочих способствуют предотвращению проявления недовольства работников, включая забастовки. Но для наиболее эффективной работы необходимо иметь ввиду следующую схему разработки бизнес-плана, наибольшим образом влияющего на снижение степени риска:1 - принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта: 2 - анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта; 3 - выбор изделия или услуги, производство которого - цель проекта; 4 - исследование возможного рынка сбыта; 5 - составление прогноза объемов сбыта (для первого года - помесячно, для второго - поквартально); 6 - выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности; 7 - разработка плана производства; 8 - разработка плана маркетинга; 9 - разработка организационного плана; 10 - разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности; 11 - решение вопросов организации бухгалтерского учета; 12 - решение вопросов страхования; 13 - разработка финансового плана; 14 - подготовка резюме к бизнес-плану.
Важное значение в уменьшении риска имеет правильное управление финансами. Ключевую роль здесь играет финансовый менеджер. Он может уменьшить потенциальные финансовые трудности путем своевременного направления долгосрочных инвестиций в прибыльные предприятия, а также правильного определения комбинаций разумного риска и надежности при использовании финансовых ресурсов фирмы. Кроме того, финансовый менеджер при правильном управлении оборотным капиталом может обеспечить наличие необходимого количества активов для покрытия непредвиденных финансовых потерь фирмы.
Рассмотрим некоторые практические вопросы, с которыми сталкивается предприниматель, начиная свой бизнес. В первую очередь это ответственные, связанные с принятием на себя полного риска решения о размещении и использовании материальных, сырьевых, финансовых, кадровых и других ресурсов. Главная проблема разумного распределения ресурсов в бизнесе связана с вечной проблемой - конфликтом между неограниченными желаниями и ограниченными возможностями. Здесь чаще всего возникает несколько вопросов общего плана, которые нужно знать и помнить любому предпринимателю:
-какие конкретно товары (или услуги) будут производиться (предоставляться);
-кому эти товары или услуги будут предназначены;
-каким образом товары (или услуги) будут производиться (осуществляться);
-насколько нужно ежегодно увеличивать поступления ресурсов (материалов, сырья, финансов, кадров и т. д.) для обеспечения роста производства.
Правильная постановка этих вопросов и их учет при организации дела могут уменьшить риск предпринимателя уже на самом начальном этапе бизнеса
Важное место в начальный период любой предпринимательской деятельности занимает определение шансов на коммерческий успех всего дела, или, иными словами, степени коммерческого риска, результатов инвестиционной политики фирмы или ее хозяйственной деятельности.
Заключение
Итак, с целью уменьшения степени, уровня вероятного риска рекомендуется соблюдать ряд правил:
1. Не следует избегать риска, надо предвидеть его и стремиться снизить до возможно более низкого уровня.
2. Начиная дело нужно оценить, подумать, какие виды потерь наиболее возможны, вероятны в данном виде предпринимательства, какова их ожидаемая величина, насколько часто они способны возникать.
3. Не надо особо страшиться потерь, величина которых не превышает расчетную, ожидаемую прибыль, такие потери в принципе допустимы, но они не должны быть слишком частыми, их вероятность должна быть существенно ниже единицы.
4. Ожидаемые потери, имеющие ощутимую вероятность появления и угрожающие убытками, существенно превышающими прибыль, должны настораживать предпринимателя. В этом случае необходимо, как минимум, образовать специальный резервный фонд самострахования и четко представлять, из каких источников будут компенсироваться потери в случае их возникновения.
5. Если предприниматель отваживается идти на риск достаточно вероятных потерь, значительно превышающих прибыль и способных нанести ему крупный финансовый ущерб, он обязан прибегнуть к страхованию проводимой операции. Страхование риска представляет один из лучших способов его уменьшения, но оно связано с новыми потерями в виде страховых взносов, которые должны быть посильными для предпринимателя. Страховать можно имущество, коммерческие операции, перевозки грузов, здоровье, жизнь.
6. При наличии критического риска желательно разделить его между всеми участниками операции согласно договору таким образом, чтобы общими усилиями можно было бы компенсировать возможные потери.
7. Нужно избегать как огня дел, связанных с катастрофическим риском, потери от которого предприниматель не в силах возместить. Вероятность таких потерь должна быть столь мала, что ей можно пренебречь (близкой к нулю). Иначе нельзя начинать подобное дело.
1. Вудалл П. Новая экономика. //Эксперт. — 2000. — № 40.
2. Управление риском: Учеб. пособ./ Хохлов Н.В. – 2001г.
3. Райзберг Б. А. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: 2000, стр. 236
4. Р.М. Качалов Управление хозяйственным риском. Введение – М.: Наука, 2002. – 192с.
5. Р. Наумова. Растет активность Российского бизнеса. - Экономика и жизнь. – 2002. - №172.
6. В. Миронов. Прибыли – завтра, риски – сегодня // Эксперт. – 2002. - №29(335). – с.42.
7. Сергея Винтаева. Кто не рискует, тот не движется // Новости рынка недвижимости. – 2001. - №25
8. Хохлов Н.В.Управление риском: Учеб. пособ. – 2001г.
9. Ареопаг – М Управление предпринимательскими рисками/ http://www.areopag.ru/
Информация о работе Способы минимизации предпринимательских рисков