Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 06:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа и выделение специфики экономики современного Китая. При написании курсовой работы были решены следующие задачи:
o рассмотрена структура экономики Китая.
o приведены основные показатели развития экономики Китая.
o проведен анализ экономических реформ Китая.
o определено место Китая в мировой экономической системе.
o оценены возможные перспективы экономического развития Китая.
Введение…………………………………………………………стр 2-3
Глава 1. Общая характеристика современного экономического положения Китая……………………………………………………….стр4-7
1. Реформа и открытость внешнему миру в Китае…........................стр8-11
1.2 Структура экономики Китая……………………………………….стр.11-14
1.3. Основные показатели экономического развития Китая………….стр15-18
Глава 2. Китай в мировом хозяйстве в условиях глобализации..стр19-22
2.1. Современная ситуация в сфере зарубежных инвестиций……. стр…22-24
2.2. Китай и Всемирная торговая организация……………………..стр….24-27
Заключение……………………………………………………стр…27-30
Список литературы……………………………………………………стр…..31
За 20 с лишним лет Китай заложил у себя начала социалистической рыночной экономики. А для нее наиболее характерно то, что:
Рынок, во-первых, стал заметно играть базисную роль в размещении ресурсов. При плановой экономике государство во многом применяла к предприятиям чрезмерно строгую централизацию, и у них не было необходимой самостоятельности. Но с 1979 года стала постепенно развертываться и непрерывно углубляться реформа по расширению производственно-хозяйственной самостоятельности. Увеличивая сначала права предприятий на базе государственно политики, она перешла затем к созданию механизма активного функционирования предприятий посредством конституциональной инновации. В результате предприятия стали товаропроизводителями и хозяйствующими субъектами, действующими на началах самохозяйствования и самоокупаемости. Это выражается в весьма значительном усилении самостоятельности тружеников в процессе хозяйствования, а также в том, что потребительский спрос стал главным ориентиром социально-экономической деятельности.
В 1988 году в Китае началась маркетизация компонентов производства. В 90-е годы этот процесс ускорился. Стремительный выход на рынок земли, капитала, рабочей силы вызвал необычайно быстрое развитие земельного, фондового, займового, трудового и других рынков. Постепенно сформировались также научно-технические и информационные рынки.
Реформа постепенно раскрыла двери разных отраслей экономики, понизила, либо полностью снесла пороги, установленные перед ними правительством, отменила ценовой и прочий контроль последнего. В настоящий момент по-прежнему контролируется совсем немного цен. Из промышленной продукции это, главным образом, цены на нефть, сталь и т.д. если взять сельскохозяйственную продукцию, то здесь государство контролирует лишь цены на несколько ее главных видов, например, на зерно и хлопок и притом только государственные закупочные. Сверхзакупочную продукцию крестьяне продают по рыночным ценам.
Во-вторых,
результате преобразования унитарного
общественного сектора, существовавшего
не один год, сложилась картина совместного
развития различных секторов экономики
при доминировании
В-третьих, создана начальная форма косвенного макрорегулирования. Китай отказался от макроуправления времен плановой экономики, когда главным было прямое, натуральное управление. Другими словами, контроль над экономикой посредством чисто административных рычагов постепенно сменялся рыночным регулированием, осуществляемым главным образом на основе экономических и юридических мер.
В-четвертых, важные сдвиги произошли в области социального обеспечения. До реформы место работы рабочих и служащих представляло собой «малое общество». Почти за все, что касалось персонала, например, медицинское обслуживание, содержание в старости, обеспечение жилплощадью и т.д., отвечали государство и его организации. Одновременно в результате применения централизованного трудоустройства он не страховался на случай безработицы. На данный момент в Китае сформирована система социального обеспечения, основанная на совместном участии государства, организаций и граждан.
Постепенное
осуществление в Китае реформы
и открытости помогло постоянно
поддерживать государство и общество
в состоянии стабильности.
1.2.
Структура экономики
Китая
Большую часть XX века китайская экономика функционировала преимущественно в условиях дефицита. Со вступлением же в 90-е годы началось и продолжается до сих пор стремительное развитие энергетики, транспортных перевозок, а также почтовой связи и телекоммуникаций, производства наиболее важных видов сырья, других базовых отраслей и инфраструктуры. Торможение экономического роста со стороны производственных отраслей, являющихся «узкими местами», ослабло, и рынок продавца применительно у обычной продукции промышленности стал превращаться в рынок покупателя , а это значит, что Китай распрощался с эпохой товарного дефицита. К настоящему времени уже сложился в начальной форме не только рынок покупателя обычной промышленной и сельскохозяйственной продукции, но и рынок покупателя средств производства. И если раньше предприятия в целях своего развития боролись между собой за объекты и инвестиции и расширяли свои производственные мощности, то теперь они повышают свою самую существенную конкурентоспособность.
В Китае действует экономическая система совместного развития различных секторов экономики с доминантой секторы общественной собственности. Экономика по своему составу делится на две большие части. Это, во-первых, общественная, куда входят государственная и коллективная экономика, а также смешанный государственный и коллективный компоненты смешанных форм собственности. И, во-вторых, необщественная, куда входят частная экономика. Экономика Сянгана, Аомэня, Тайваня и зарубежных предпринимателей. Вслед за разрушением границ между секторами экономики появилась форма собственности в виде перекрестного холдинга и быстро развились такие формы собственности, как акционерная система, совместное хозяйствование и блоки предприятий.
В составе ВВП государственная экономика занимает сейчас одну треть, смешанная - несколько больше трети и негосударственная – одну треть, что образует собой форму треугольника. У госсектора абсолютное преимущество в таких отраслях инфраструктуры, как железные дороги, гражданский и воздушный флот, почта и телекоммуникации, городское водо-, электро- и газоснабжение, также в таких сферах, как научные исследования, народное образование, национальная оборона и финансы.
Вся экономическая деятельность Китая сводится к трем крупным индустриям, каждая из которых в свою очередь подразделяется на ряд отраслей. Первая индустрия – это сельское хозяйство ( в том числе лесное, животноводческое, рыбное и т.д.). Вторая – это промышленность (включая горное дело, машиностроение, электроснабжение, водо- и теплоснабжение и т.д.) и строительное дело. И, наконец, третья – это все отрасли, не вошедшие в первую и вторую индустрию, например, сервис, а также правительственные органы.
Нерациональность индустриальной структуры – одна из главных проблем функционирования китайской экономики. Поэтому сегодняшний экономический план2 видит в урегулировании экономической структуры главную линию социально-экономического развития, ключ к упорядочению структуры экономики.
В 2004 году доля добавленной стоимости всех трех этих китайских индустрий в ВВП составляла соответственно 15,9, 50,9 и 33,2 процента, а доля занятых в каждой из них – 52,9, 23 и 24,1 процента. При сопоставлении с типовой международной моделью видно, что удельный вес продукции второй индустрии несколько выше, третья по развитию идет позади, а первая удерживает излишнюю рабочую силу, притом урбанизация отстает от индустриализации. Эти структурные аномалии объясняются тем, что до 80-х годов XX века Китай долгое время осуществлял стратегию экономического развития с приоритетом тяжелой промышленности.
Задачи урегулирования производственной структуры состоят в том, чтобы укрепить и усилить базисное положение аграрного сектора, ускорить реорганизацию и реконструкцию промышленности, повысить уровень организации ее структуры, обеспечить всемирное развитие сервиса, форсировать информацию народного хозяйства и общества, продолжать усиливать инфраструктурное строительство.
Как известно, во многом отражает состояние экономики и банковская сфера. С ее помощью можно эффективно поддерживать стабильность и устойчивость экономической системы. Поэтому Народный Банк Китая уделяет особое внимание поддержанию устойчиво высоких темпов экономического роста в КНР.
Для этой цели НБК использует несколько мощных финансовых рычагов, таких как проведение курса на некоторое замедление прироста денежной массы, направленное на преодоление дефляции и стимулирование внутреннего спроса; эмиссия государственных долговых обязательств, средства от которой используются на финансирование крупных инфраструктурных проектов, реструктуризацию и техническое обновление приоритетных отраслей народного хозяйства; снижение процентных ставок (как по депозитам, так и по кредитам), с целью преодоления «парадокса бережливости3»; развитие потребительского кредитования и распространение системы микрокредитов в городе и деревне; проведение жесткой политики валютного регулирования.
Как уже упоминалось выше, в 2001 г. произошло одно из самых знаменательных для экономики страны событий – вступление Китая в ВТО. КНР, будучи к тому времени уже достаточно сильной мировой державой, смогла добиться выгодных для себя условий, в том числе пятилетнюю отсрочку окончательного открытия своей финансовой системы. Тем не менее, за эти пять лет китайскому правительству предстояло проделать огромную работу: подготовить свою банковскую систему к конкуренции с иностранными банками.
Результат не заставил себя ждать. Китай выполнил свои обязательства по ВТО: после 11 декабря 2006 г. иностранные банки хлынули в страну. Тем не менее, Китай, на словах предоставляя равные условия для «своих» и «чужих», фактически обязывает иностранные банки принимать свои правила, то есть административные ограничения деятельности, обязательные для национальных компаний, переносятся и на бизнес зарубежных банков. Тем самым Китай страхует себя от «неравноправной» конкуренции в банковской сфере.
Так, сейчас банковская система КНР состоит из НБК или Центрального банка, «политических» (т.е. некоммерческих) банков, государственных коммерческих банков, акционерных банков, городских коммерческих банков и небанковских финансовых учреждений в лице городских и сельских кредитных кооперативов, а также инвестиционных трастовых компаний.
Государство сохраняет контроль над банковской системой, благодаря чему удалось не допустить гиперинфляции в результате экономических преобразований. Инфляция составляла в 2003 году 1,2% по сравнению с 12% у России, к примеру. Контроль государства над банками позволяет кредитовать важные инвестиционные проекты, которые вряд ли были бы проинвестированы частными банками.
1.3.
Основные показатели
экономического развития
Китая
Если исходить из покупательной способности, Китай уже является второй по размеру мировой экономической системой. Ожидается, что Китай, развиваясь намного быстрее, чем любая другая нация, в течение двух десятилетий опередит Соединенные Штаты, став крупнейшей мировой экономической системой. Некоторые эксперты считают данные о росте китайской экономике завышенными, но даже если не принимать во внимание рост ВВП (о котором речь пойдет ниже), темпы экономического развития Китая все равно остаются самыми высокими на протяжении уже достаточно довольно длительного времени, как и в отношении развивающихся, так и в отношении развитых стран. Другие, основываясь на таких показателях, как потребление энергии (к примеру, в 90-е годы в Китае обеспеченность энергоресурсами составляла 90% от необходимого уровня потребления4), утверждают, что темпы экономического роста Китая на самом деле превышают официальные данные. В то время как экономика страны сталкивается с серьезными проблемами, как неразвитым сектором услуг, значительной угрозой лишения привилегий, очевидно, что подобные трудности могут лишь замедлить, но не остановить ее бурное развитие.
В 1979 – 2001 годах среднегодовой прирост валового внутреннего продукта Китая составил 9,3 процента, притом в 90-е годы XX века он превзошел 10 процентов, а его среднегодовой прирост на душу населения поднялся до 8,1 процента. В 2001 году ВВП достиг 9 593,3 млрд. юаней и вышел на шестое место в мире, а в среднем на человека превысил 800 долларов США. В результате Китай встал в ряды стран мира, находящихся на низшей ступени средней зажиточности.
С 1998 года прирост ВВП в Китае остается стабильным в пределах 7-8 процентов со среднегодовым увеличением в 7,55 процент. Если оглянуться на период времени с начала 90-х годов, то можно увидеть, что экономический рост Китая после своего пика в 1992 году, когда он достиг 14,2 процента, семь лет подряд, с 1993 по 1999 год, плавно идет на снижение. Но в 2001 году на широком фоне явного замедления мирового экономического развития, но особенно синхронной экономической депрессии и спада в некоторых развитых странах китайская экономика по-прежнему удерживала темпы своего роста в пределах 7 процентов. На рис. 1 представлены данные темпа роста ВВП Китая в процентах за 1960 – 2006 годы5. В настоящий момент ВВП образуется за счет трех компонентов – государственного, смешанного и негосударственного секторов.